Вернуться к Фильмы о Пугачеве и Пугачевском бунте

Салават Юлаев

Оригинальное название: Салават Юлаев
Жанр: исторический, биография
Формат: черно-белый
Режиссер: Яков Протазанов
Автор сценария: Галина Спевак, Степан Злобин
Актеры: Абдулламин Зубаиров, Гималетдин Мингажев, Рим Сыртланов, Сахи Саитов, Вали Галимов, Хазиахмет Бухарский, Михаил Болдуман, Сергей Блинников, Николай Крючков, Нина Никитина, Ирина Федотова, Лев Потемкин, Андрей Файт, Георгий Милляр, Николай Горлов, Михаил Глузский
Оператор: Александр Шеленков
Композитор: Арам Хачатурян
Звукооператор: Сергей Юрцев
Художник-постановщик: Владимир Ладягин
Художник по костюмам: С.Кузнецов, С. Воронков
Монтаж: Н. Журавлев
Директор: О. Колодный
Длительность: 1 час 12 минут
Язык: русский
Страна: СССР
Производство: Союздетфильм
Год: 1940
Премьера: 21 февраля 1941 года

«Салават Юлаев» — черно-белый фильм 1940 года режиссера Якова Протазанова о национальном герое башкирского народа Салавате Юлаеве, лидере башкир в крестьянском восстании под предводительством Емельяна Пугачева. Вышел на экраны 21 февраля 1941 года.

Сюжет

Сын старшины, юный Салават, поднявший руку на царского офицера, вынужден навсегда покинуть родную деревню. Беглый каторжник Хлопуша помогает ему спастись от преследования солдат. Увидев перед собой Xлопушу, Салават, склонный считать каждого русского врагом, не верит ему. Но общие кандалы, каторжные работы на рудниках сближают их. Друзьям удается бежать с каторги. Два года скитаются Салават и Хлопуша по необъятным просторам Урала. В одном из казацких хуторов они встречаются с Пугачевым и становятся его убежденными сторонниками. Салават отправляется домой, в родную деревню. Поднятый им народ стекается под знамена Пугачева.

Вместе с русскими крестьянами и рабочими уральских крепостных заводов сражается башкирская конница во главе с полковником Салаватом. Царское правительство посылает на борьбу с Пугачевым отлично вооруженное регулярное войско под командованием Михельсона. Предательство казачьего старшины помогает карателям нанести пугачевцам серьезное поражение. Погибает в бою Хлопуша. Схвачен казаками - изменниками Пугачев. Богатым башкирам удается напасть на след Салавата, и они выдают его властям. Друзья организуют побег. Далеко в горах, расставаясь со своими соратниками, Салават ободряет их: «Будет еще вольно жить башкирский народ!»

В главных ролях

Арслан Мубаряков — Салават Юлаев
Абдулламин Зубаиров — Бабай, пасечник
Гималетдин Мингажев — Юлай, отец Салавата
Рим Сыртланов — Бухаир
Сахи Саитов — Кинзя Арсланов
Вали Галимов — мулла
Хазиахмет Бухарский — Рысабай
Михаил Болдуман — Пугачев
Сергей Блинников — Перфильев
Николай Крючков — Хлопуша
Нина Никитина — Оксана
Ирина Федотова — Амина
Лев Потемкин — начальник карательного отряда
Андрей Файт — офицер
Георгий Милляр — управляющий рудником
Николай Горлов — Яким (нет в титрах)
Михаил Глузский — Юсуф (нет в титрах)

Интересные факты

В 1986 году фильм был восстановлен на Киностудии им. М. Горького.

* * *

В 2011 году был снят документальный фильм о создании киноленты «Салават Юлаев».

О фильме

Сценарист Степан Злобин вспоминал о своей работе над романом «Салават Юлаев», первоначальная версия которого была опубликована в 1929 году: «Летом 1924 года я оказался в Уфе, где преподавал литературу и русский язык. <…> Участвовал в экспедиции по горно-степным и горно-лесным районам Башкирии, много ездил верхом, ночевал на башкирских кочевьях, охотился, изучал башкирский язык, записывал песни, местные предания, пословицы, поговорки. Все это в будущем, когда я писал "Салавата Юлаева", очень пригодилось. <…> Я выкраивал время и для работы в исторических архивах Уфы. Нашел интересные материалы по башкирским восстаниям и задумал писать "Салавата" <…> Я побывал в деревне, где Салават родился и рос, в деревне, откуда была родом его жена, в деревнях и селах, где он набирал людей в свой отряд — в войска Пугачева, в тех местах, где он сражался с войсками Екатерины. Здесь я ознакомился с природой, окружавшей детство Салавата, и лучше мог себе представить его жизнь. Кроме того, в этих же местах люди рассказали мне нигде не записанные до того легенды и предания о национальном герое, они пели песни, которые предания приписывают Салавату Юлаеву».

В 1939 году было решено экранизировать роман С. Злобина. В автобиографии он писал: «Я снова поехал в Башкирию, чтобы встряхнуть старое вино и заставить его бродить. И тема "Салавата" вдруг "забродила". Я понял, до какой степени был наивен тот двадцатипятилетний автор детской повести о Салавате, как не сумел он справиться с раскрытием исторического процесса и до чего же необходимо все это сделать заново, совершенно иначе переосмысливая события крестьянской войны XVIII века. Эту работу я делал параллельно с работой над сценарием. Фактически совершенно новый роман "Салават Юлаев" увидел свет лишь в 1941 году, когда я был уже на фронте. Весной 1941 же года появился на экране и фильм "Салават Юлаев", над сценарием которого я работал в соавторстве с моей женой».

«Салават Юлаев»: рождение легенды

Все началось в 1937 году — самом кровавом за все время в истории БАССР. В октябре прошел третий пленум Башкирского обкома ВКП(б), в работе которого участвовал специально прибывший для этого из Москвы Андрей Жданов — один из членов Политбюро ЦК, визировавший расстрельные списки, инициатор репрессий в Башкирской, Татарской АССР, Оренбургской области и других регионах страны.

Сфабрикованное дело по разоблачению «националистической повстанческой организации» стерло в порошок «троцкистско-бухаринский блок, шпионов и диверсантов» в лице всего руководства республики и многих руководителей городского и районного масштабов. А поскольку председатель БашЦИКа Афзал Тагиров был еще и председателем Союза писателей БАССР, вместе с ним уничтожили и весь цвет башкирской литературы. О масштабах репрессий можно судить по одной цифре: к апрелю 1991 года были реабилитированы 42 тысячи человек. Многие посмертно. Один из старейших преподавателей факультета башкирской филологии пединститута Ишбулды Валитов вспоминал: «В послевоенные годы мы, студенты факультета башкирской филологии, башкирскую литературу изучали на основе переводов произведений М. Горького, М. Шолохова да пары-тройки начинающих поэтов. Практически вся национальная башкирская литература была, что называется, выкошена».

— В небытие надлежало отправить имена не только политиков, писателей, деятелей культуры и искусства, но и лидеров различных повстанческих движений далекого прошлого. Алдаров, Кучумов и Карасакалов полагалось заменить на других — таких как сподвижник Емельяна Пугачева Салават Юлаев. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. 10 июля 1938 года на заседании Башкирского обкома была учреждена правительственная комиссия по созданию исторической драмы — фильма «Салават Юлаев». Предполагалось закончить его в 1939 году к 20-летию образования Башкирской АССР.

Режиссером был назначен Яков Протазанов, который начинал еще в эпоху «великого немого». К тому времени в его творческом багаже уже были такие картины, как «Аэлита», «Закройщик из Торжка», «Сорок первый», «Праздник святого Йоргена», «Бесприданница», — всего более 110 фильмов, большей частью комедий и приключенческих. «Салават Юлаев» стал его предпоследней работой. Последней — знаменитая комедия «Насреддин в Бухаре».

Салават уже появлялся на киноэкранах страны: в 1937 году вышел фильм «Пугачев». Салавата в нем сыграл актер «Ленфильма» Константин Мухутдинов. В прокате лента особого фурора не произвела.

Сценарий к новому фильму написали автор одноименного романа Степан Злобин в тандеме со своей супругой Галиной Спевак. Надо сказать, что сам роман тянул не более чем на наивную детскую приключенческую повесть. Чего стоит эпизод, когда пятнадцатилетний подросток Салават практически голыми руками убивает медведя-шатуна. К счастью, подобные подвиги в фильм не вошли. Первоначальный вариант сценария вполне соответствовал идеологическим догмам партии, но не имел ничего общего с исторической действительностью. А местами и со здравым смыслом. Так, главный герой в нем должен был быть пролетарием. Вопрос, как в башкирской юрте мог родиться рабочий, авторов сценария, похоже, вообще не волновал.

Сцена знакомства Салавата с Хлопушей также не была лишена изъянов: Хлопуша должен был спасать тонущего в реке будущего национального героя. А их знакомство с Пугачевым и вовсе «радовало» креативной задумкой: Салават и Хлопуша, бродяжничая, случайно откапывают из-под снега полумертвого человека — Пугачева. И уж совсем откровенной чушью стал выдуманный образ Оксаны — любовницы Салавата Юлаева, которая родила ему сына. Эта сюжетная линия, по мнению авторов сценария, должна была символизировать дружбу башкирского и русского народов.

К счастью, нашелся человек, осмелившийся раскритиковать сценарий. Им стал секретарь обкома ВКП(б) по пропаганде и агитации Абубакир Усманов. «От начала до конца главные герои фильма даны неверно», — отметил он в своей резолюции. Сценарий переписали. Рабочего из Салавата не сделали. Нелепость с его пролетарским происхождением убрали, но все же решили оставить «пролетарскую закалку». В фильме он попадает в забой на рудник. Правда, не по своей воле, а как каторжанин. Откуда бежит вместе с восставшими рабочими, что, естественно, тоже не соответствует действительности. Кстати, в фильме на каторгу его отправляет будущая «лучшая Баба-Яга и Кощей Бессмертный всех времен и народов» народный артист РСФСР Георгий Милляр, сыгравший в картине Протазанова управляющего рудником. Переписали и сцену встречи Салавата с Хлопушей. Теперь никто не вытаскивал героя из воды за шкирку: обессиленный, он сам вылезал на берег. Переписали сцену знакомства с Пугачевым. Но даже после критики Усманова у авторов сценария не поднялась рука на Оксану.

После длительных проволочек Протазанов в 1940 году смог, наконец, приступить к съемкам. На роль Салавата выбрали молодого артиста Башкирского академического театра драмы Арслана Мубарякова (в титрах его фамилия, кстати, дана с ошибкой: Муборяков). Актерская карьера будущего народного артиста СССР начиналась в Стерлитамаке. Дело в том, что с началом разработок нефтяных месторождений в районе Ишимбая начала оживать и культурная жизнь города. В середине тридцатых здесь работали уже два театра: русский и башкирский. Не берусь судить, что стало с русским театром (нынешний перебрался в Стерлитамак из Белорецка в 1946 году). А башкирский потом передислоцировали в Баймак (ныне это Сибайский башкирский театр).

Так вот, одним из артистов самого первого состава Стерлитамакского башкирского театра был выпускник спецкурса актерского отделения училища искусств Арслан Мубаряков. Роль Хлопуши досталась другому будущему народному артисту СССР — Николаю Крючкову. Он не раз впоследствии бывал с творческими визитами в нашем городе, но на вопросы о съемках в «Салавате Юлаеве» отвечал скупо.

Часть фильма создавали на киностудии «Союздетфильм» (впоследствии киностудия имени Горького). Часть съемок проходила в окрестностях сел Кулгунино, Арметово, на берегах Белой, львиная доля кадров была отснята в пятидесяти километрах от Стерлитамака, в селе Макарово Ишимбайского района, на моей малой родине. В массовках участвовали практически все жители села. Неудивительно, что о деталях процесса я был наслышан с детства.

Так, мало кто знает, что пещера Салавата Юлаева, что в восьми километрах от Макарово, на самом деле никакого отношения к нему не имеет. Неудивительно: в «Википедии» какой-то умник успел написать, что в ней «по преданиям, скрывался Салават Юлаев». На самом деле будущего национального героя там не было и в помине. Вплоть до 1940 года и пещера, и сама скала назывались Калимоскан (дословно «Калим слетел») — по имени парня Калима, который еще в XIX веке сорвался («оскан») с вершины этой самой скалы, собирая дикий лук юа. Своим нынешним названием пещера обязана фильму: здесь снимали сцену пленения Салавата.

Прошлым летом мне удалось почти невозможное: спустя восемьдесят лет после выхода на экраны фильма «Салават Юлаев» я нашел одного из тех, кто снимался в этой картине. Разумеется, в массовке. Мальчик-подпасок в самом начале фильма — это он. Имангулу Давлетшину в то время было пять лет. Детские впечатления — самые яркие, тем более если речь идет о таком событии, как съемки фильма. Да и память Имангула Бикмурзовича, в прошлом педагога Макаровской средней школы, пока не подводила. К сожалению, после так называемых восстановлений фильм сократился на добрых полчаса. Но и в нынешнем виде он представляет для нас огромный интерес. Закачав фильм в ноутбук, мы с Имангулом-агаем отправились по местам съемок. Обошли село и его окрестности, сделали кучу сравнительных снимков. Фильм начинается со вступления в деревню отряда карателей.

— Через Аллагуватовский ручей, по деревянному мосточку они и промаршировали, — рассказывает он.

— Имангул-агай, а вы помните исполнителя главной роли Арслана Мубарякова?

— Да, я ему жизнью обязан. Мы, мальчишки, переходили вброд речку — тогда Сигаза была куда полноводней, — и я начал тонуть. Плавать не умел. На крики метнулся Арслан-агай и вытащил меня из воды. Да еще и по шее надавал мальчишкам постарше за то, что не смотрели за мной. А потом режиссер дал мне свой рупор покомандовать…

Среди жителей села, участвовавших в массовках, был и мой отец. Забавно, что их снимали и в роли солдат. Неудивительно, что почти все солдаты в фильме — смуглые и скуластые. Барабанщиком отряда карателей оказался наш сосед — весельчак и балагур, активный участник сельской самодеятельности Шагит-агай Кулбаев. Будущий ветеран Великой Отечественной войны привлек внимание режиссера своей колоритной внешностью и удостоился «крупного плана». Единственным вмешательством гримеров в его облик стали усы вразлет.

Любопытная деталь: режиссер не стал переозвучивать башкирских артистов, что, несомненно, пошло на пользу: легкий акцент лишь добавил национального колорита. Кстати, речь, по меньшей мере, одного безымянного башкира, который за хорошее поведение дослужился до надсмотрщика на руднике, абсолютно лишена акцента. Доверительным тоном он выговаривает Салавату: «Я твой брат. Такой же башкир, как и ты…». Прикол в том, что «башкира» сыграл не кто иной, как Михаил Глузский — будущая звезда советского кино. Эта была его четвертая кинороль. И как все предыдущие — эпизодическая. Как и в более ранних фильмах — «Семья Опенгейм», «Девушка с характером», «Минин и Пожарский» — его имя не вошло в титры.

Сыграть жену и любовницу Салавата — Амину и Оксану — тоже поручили русским актрисам: Ирине Федотовой и Нине Никитиной. Такой вот «интернационал» получился: порой русских играли башкиры, башкир — русские. У Никитиной в творческом багаже более 140 киноролей (в основном эпизодических) и озвучка пяти мультфильмов. Из них более-менее известны роли матери Саши Булгакова в фильме «Васек Трубачев и его товарищи» (нет в титрах), матери Галины («Стряпуха»), матери Татьяны («Дайте жалобную книгу»). У Федотовой ролей в кино меньше, но они значимее: Тоня («Как закалялась сталь»), Татьяна Петровна («Романтики» — главная роль), Варя Одинцова («Весенний поток»), Даша Деренкова («Мои университеты»).

А мы спускаемся на улицу Речную.

— Вот здесь, возле дома Гумера Абдуллина, снимали сцену экзекуции, когда каратели собирались выпороть старшину, — продолжает свой рассказ Имангул Бикмурзович. — Дом понравился режиссеру своим бревенчатым забором и русскими воротами с двускатным навесом. Во дворе сохранился выложенный камнем погреб, где шли съемки сцены допроса Салавата. Поляна Уклыкая, на которой и поныне народ собирается на сабантуи и прочие массовые празднества, стала роскошной натуральной декорацией для батальных сцен. Здесь случилось несчастье, которое чуть не поставило крест на съемках. От разрыва пиротехнической шашки конь под Арсланом Мубаряковым рванул так, что всадник слетел с седла и сильно повредил позвоночник. Боялись, что исполнитель главной роли вообще не встанет на ноги. Но обошлось. Через несколько дней артист снова был в седле.

Снимали быстро, уложились за лето. Успели и с единственным эпизодом, в котором события происходят в зимнее время, — сценой встречи Салавата с Оксаной. Артисты парились в шубах среди декораций из ваты и белой материи.

Михаил Глузский был не единственной будущей кинозвездой. Роль начальника карательного отряда исполнил Лев Потемкин — впоследствии Водяной, Леший и представитель прочей нечисти в сказках Александра Роу. Вообще, в фильме было задействовано много будущих легенд советского кино. Помимо народных артистов СССР Арслана Мубарякова (Салават), Николая Крючкова (Хлопуша) привлекли Михаила Болдумана (Пугачев), Сергея Блинникова (Перфильев), а также народных артистов РСФСР Абдулламина Зубаирова (Бабай, пасечник), Гималетдина Мингажева (Юлай, отец Салавата), заслуженных артистов РСФСР Андрея Файта (офицер), Рима Сыртланова (Бухаир), Вали Галимова (мулла), Николая Горлова (Яким)…

Весной 1941 года фильм вышел на экраны. Но до Макарово он добрался только зимой. На премьеру собралось все село. И дело тут было не в банальном ажиотаже. К тому времени уже шла Великая Отечественная война. По воспоминаниям Имангула Бикмурзовича, многих мужчин села успели забрать на фронт. А в некоторых семьях уже и похоронки получили.

Макарово, бывший райцентр одноименного района, в то время насчитывал около полутора тысяч человек. Сельский клуб, переделанный из бывшей мечети, не мог вместить всех желающих. Многие шли на второй, третий сеансы. За день фильм прокрутили раз пять. То тут, то там в тишине зала раздавались всхлипы и причитания. Это плакали матери, жены, сестры, чьих близких уже забрала война. На белом полотне экрана они были живы. Снова и снова маршировали в солдатском строю с ружьями через плечо или неслись галопом в лихой кавалерийской атаке….

Фаяз Юмагузин

Постер к фильму «Салават Юлаев» (СССР, 1940)

Постер к фильму «Салават Юлаев» (СССР, 1940)

Михаил Болдуман в фильме «Салават Юлаев» (СССР, 1940)