Вернуться к А.Ю. Щербаков. Емельян Пугачев. Изнанка Золотого века

Заповедные годы, урочные годы

Крепостное право — явление общее. Оно существовало в том или ином виде во многих странах — без различия религии и культуры. Суть его в чем? Приезжает весь из себя крутой воин в компании с не менее крутыми подельщиками. И объявляет крестьянам: дескать, теперь вы будете работать на меня. Характерно, что в Западной Европе крепостное право начало активно внедряться после изобретения стремян. После этого ноу-хау конному воину пехотинцы долгое время противостоять просто не могли. Десяток всадников могли разогнать пару сотен пеших1. Кстати, во французском языке понятия «дворянин» (рыцарь) и «всадник» обозначаются одним словом — «шевалье» (chevalier). А они оказались зависимыми от таких вот крутых бойцов. Крепостные не имели права менять место жительства, кроме того несли определенные повинности. В том числе — и знаменитое «право первой ночи». Это продолжалось очень долго. Так, во Франции крепостное право было отменно лишь революцией в 1789 году. В германских государствах — в начале XIX века. В Англии было сложнее — там крепостное право отменили вместе с крестьянами. Помещики решили, что выгоднее разводить овец — и просто сгоняли крестьян с земли, дабы переделать пашни под пастбища. Эта деятельность получила в истории название «огораживание». Трудно найти более гнусный эпизод в истории. Разве что деятельность нацистов.

А вот в России долгое время крепостного права не было. Точнее, имелось рабство. Но оно имелось во всех странах, только называлось по-разному. Об этом имеет смысл рассказать подробнее.

В Киевской Руси рабы назывались холопами или челядинцами (откуда и пошло слово «челядь»). Первые — это были свои, православные2, вторые — иноземцы. Как попадали в холопы? Вариантов масса.

Это были те, кого захватывали в плен. В том числе — в результате многочисленных феодальных разборок. Да, их было много — вот так уж складывалось. В этом-то и разница между холопом и челядинцем. Холоп — это свой, которому не повезло. А чужак — он и есть чужак.

В холопы попадали за долги. Считалось — пока не отработают долг. Но на самом деле отработать долг с процентами было сложно.

В холопы можно было попасть и по решению суда. Имелись такие законодательные статьи, которые позволяли превращать свободных людей в холопы.

Можно было продаться в рабство по собственному решению. Или продать детей. Такое было частым явлением. Россия — страна рискованного земледелия, так что неурожаи случались регулярно. Жить в рабстве или протянуть ноги свободным — каждый решал сам.

Женщина, вышедшая замуж за холопа, приобретала такой же статус.

Дети, рожденные от холопов, становились холопами.

А вот крепостного права долгое время не было! Причина очень проста. Европа была уже очень сильно населена. И деваться крестьянам было некуда. Не все помнят, что в Первый крестовый поход пошли не рыцари, а крестьяне. И отнюдь не от религиозного рвения.

А вот в огромной и малонаселенной России таких проблем не имелось. Если не нравится жить здесь — переселяйся на иное место. И переселялись. Так что феодальным владетелям приходилось придумывать иные методы, чтобы обеспечить себе прокорм. Поясню, что тогдашнему феодалу нужно было не только есть и пить. Княжеский дружинник (впоследствии — боярин) — это в первую очередь воин. Слово «боярин» означает — «ярый в бою». А воину нужно снаряжение — оружие и доспехи. Они стоили чудовищно дорого. Ну представьте, что сегодня офицер должен прибыть на службу на собственном танке. И экипаж, кстати, он тоже должен сам нанять и обучить за свои кровные. А боевой конь стоил по тогдашним ценам не меньше, чем сегодня — танк.

Вот потому-то феодалы и прижимали крестьян.

А в России до некоторого времени это являлось делом безнадежным. Сильно прижмешь — мужички просто уйдут. И остановить их возможностей не имелось.

Так что приходилось договариваться. Но дело-то в том, что лучшие земли принадлежали князьям или их сподвижникам (боярам). У крестьян имелся выбор. Можно было уйти в глухомань и не подчиняться никому. Имелись так называемые «черные деревни», которые находились вне юрисдикции князей. Причем не только на окраинах, но и в центре России, например, в нынешней Тверской области. С ними попросту никто не хотел связываться. Живут там себе люди и живут, леший с ними.

Но большинство крестьян предпочитало договариваться с властью. В России договор назывался «рядом» (отсюда слова «порядок», «подрядчик» и иные). Соответственно ряду, крестьянин должен был отдавать часть своего урожая боярину. За это ему гарантировалась защита и возможность решить возникающие проблемы в княжеском суде. Еще одной обязанностью помещика являлось то, что он обязан был кормить крестьянина в случае неурожая. Что было тоже весьма существенно. Это был договор двух равноправных сторон. Крестьянин мог его разорвать и уйти, куда хотелось.

И так продолжалось довольно долго. Феодальные разборки, которые принято называть «монголо-татарским игом»3, ничего в положении крестьян не изменили. Перемены начались в XV веке, когда, с одной стороны, государство окрепло, с другой — народ размножился и к тому же начал ценить цивилизацию. То есть уйти-то можно было и тогда, и даже гораздо позже.4 Но, видимо, не очень хотелось.

В исторической науке первым шагом к закрепощению считается введение в 1497 году Юрьева дня. Хотя вообще-то это было всего лишь юридическое закрепление сложившихся общественных отношений. Суть вот в чем. Речь идет о дне народного календаря «Егории зимнем»5 — 26 ноября (9 декабря). Считалось, что в этот день святой «Егорий отпускает на волю волков» и они могут нападать на скот. А проще говоря — этот день считался началом зимы. К этому времени завершались все сельскохозяйственные работы. Так вот, крестьянин имел право за неделю до и за неделю после Юрьева дня, если он не имел долгов, переменить барина. Говоря современным языком, у крестьян заканчивался контракт — и они могли поменять место работы. Разумеется, в реальности все было не так красиво. Многие не могли рассчитаться с помещиком и подавались в бега. Но ведь и сегодня не все платят налоги...

Однако с течением времени такое положение дел государство перестало устраивать. Причины тут чисто экономические. Дело в том, что в России существовало два вида крупного землевладения — боярское и дворянское. Бояре — это были крупные собственники, владевшие поместьями и вотчинами, которые передавались по наследству. Дворянину поместье давалось за службу. Он был обязан являться раз в год на «верстку» — своеобразный смотр боевых сил. Явиться туда он должен был «конным и оружным», в сопровождении определенного количества вооруженных бойцов (их число определялось размером поместья). Если дворянин не являлся или являлся в несоответствующем виде — поместье могли и отобрать. На верстке же наделяли землей и молодых дворян («новиков»). Все это довольно точно описано в первой части романа Алексея Толстого «Петр Первый». То есть предполагалось, что крестьяне — это экономическая основа тогдашней армии, благодаря им воин был сыт и снаряжен. Историки полагают, что для снабжения одного воина в XV—XVII веках должны были трудиться на земле двадцать человек.

Однако возникли проблемы, связанные с миграцией населения. Дело в том, что в неурожайные годы крестьяне начинали массово перемещаться «со дворян до бояр». Причины понятны. Боярские хозяйства были крупными — так что бояре имели определенный запас продовольствия. Они могли позволить себе жить «при просвещенном феодализме» — то есть выполнять обязательства по отношению к крестьянам. Дворянские же хозяйства были хлипкими. Снова вспомним Алексея Толстого. Вот что говорит один дворянин другому:

«Тебе, Василий, еще многие завидуют... А ты влезь в мою шкуру. Нас у отца четырнадцать. Семеро поверстаны в отвод, бьются на пустошах, у кого два мужика, у кого трое, остальные в бегах. Я, восьмой, новик, завтра верстаться буду. Дадут погорелую деревеньку, болото с лягушками... Как жить? А?»

Писатель ничего не выдумал. Он практически дословно, всего лишь с поправкой на современный язык, цитирует одну из дворянских слезниц, обращенных к власти. В архивах их сохранилось множество. В виде иллюстрации можно посмотреть картину живописца Сергея Васильевича Иванова, который был буквально помешан на соблюдении исторической достоверности в своих произведениях. Так вот, картина называется «Юрьев день». Там изображена волокуша6, на которой нагружено имущество, сверху сидит женщина, а мальчик держит лошадь под уздцы. То есть, крестьянская семья собралась в дорогу. А на переднем плане стоят двое: один передает другому свиток — видимо, документ, удостоверяющий, что расчет произведен по закону. А вот кто из них барин, а кто крестьянин — понять можно лишь по обуви. На помещике — калиги (легкая кожаная обувь, нечто вроде индейских мокасин), на крестьянине — лапти. А так они одеты примерно одинаково. Такова вот была жизнь.

Итак, крестьяне в трудные времена перемещались к боярам. Но такое положение дел ставило под угрозу обороноспособность страны. Если дворяне «пребывают в скудости» — то как они могут воевать? Так что в 1587 году Юрьев день был отменен. Точнее, это первоначально было провозглашено как временная мера — на семь лет. В истории этот демарш власти получил название «заповедные лета». Но, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное. Возможность переходить от одного барина к другому так и не вернулась. От этих нововведений в русском языке осталась поговорка: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день».

Между тем наступление на свободу землепашцев продолжалось. В 1597 году был принят новый законодательный акт, «урочные лета». До этого, если крестьянин все-таки ушел от барина — вернуть его законным порядком было невозможно. Теперь же помещик имел право его разыскивать и вернуть в течение пяти лет.

В 1607 году срок розыска был увеличен до пятнадцати лет. Напомню обстановку. В 1601—1603 годах в России случилась экологическая катастрофа — так называемый «Великий голод». Он был вызван природными явлениями — три года вышли аномально холодными. Снег выпадал уже в августе. Соответственно, никакого урожая не было. Ученые связывают это с извержением вулкана Уайнапутина в Южной Америке. Дескать, выброшенные в атмосферу массы пепла создали эффект «ядерной зимы». Так это было или нет — неважно. Факт тот, что в России настал голод. Настоящий...

Помещики обязательств по отношению к своим крестьянам не выполнили. Напомню, они обязаны были кормить своих людей в случае голода. Но не стали. При этом действовали они по-разному. Одни честно давали крестьянам вольную. Дескать, мы вам помочь не можем, выживайте сами как умеете. Другие действовали подлее. Они выгоняли крестьян, но вольной им не давали! Рассчитывая потом их вернуть. А во время голода люди разбрелись кто куда мог. Но когда бедствие минуло, землевладельцы озаботились тем, чтобы вернуть своих крестьян обратно. Вот в этом-то и смысл увеличения «урочных лет». Кстати, именно данный закон во многом и явился причиной Смутного времени. Если власть вот такая — так ну ее к черту! Может, альтернатива будет лучше? Именно в Смутное время случилось восстание Болотникова, о котором еще пойдет речь.

Но смута — она и есть смута, долгое время было не до крестьянского вопроса. Следующий шаг по превращению крестьян в рабов произошел при Алексее Михайловиче. Соборное уложение 1649 года отменило «урочные лета». Теперь беглый крестьянин разыскивался всю жизнь. Собственно, это и явилось окончательным закреплением крепостного права. Но пока это было еще не рабство. Крестьяне еще могли жаловаться на своих помещиков. Не знаю, насколько были эффективны подобные челобитные, но право их подавать мужички имели. Но тут настали новые времена...

Примечания

1. Стремена сделали всадника и его коня единой боевой единицей. До этого всадник чувствовал себя на коне несколько неуверенно. Даже собственный сильный удар, отраженный щитом, мог его сбросить с седла. А вот после изобретения стремян... Лошадь на галопе двигается со скоростью примерно 30 километров в час. И вот получалось... Второй закон Ньютона, знаете ли. F = ma. Масса, умноженная на ускорение. Представьте, что это было за чудище. Рыцарь с конем весил с полтонны. А тут ещё разгон. И удар тяжелым и острым предметом, нанесенный умелой рукой. Противостоять этому было сложно.

2. Национальной идентификации не существовало аж до XIX века. Главным признаком «свой-чужой» была вера.

3. На самом-то деле это были именно феодальные разборки, к которым привлекали татар. В конце концов, в единое государство объединила всех Москва, поэтому в истории в описании тогдашних довольно гнусных разборок между князьями принята тема «мы болеем за Москву». Хотя объединить Россию могла бы и Тверь.

4. Знаменитая семья Лыковых ушла в тайгу в 30-е годы XX века — и сорок лет жила без контакта с цивилизацией.

5. Егорий, Георгий и Юрий — это разные варианты одного имени.

6. Не телега и не сани! Автор «был в теме».