Вернуться к Память

Опера «Капитанская дочка»

Оригинальное название: Капитанская дочка
Жанр: опера
Руководитель постановки: Эдуард Направник
Автор: А.С. Пушкин
Композитор: Цезарь Кюи
Автор либретто: Цезарь Кюи
Язык: русский
Страна: Российская империя
Театр: Мариинский театр
Премьера: 14 февраля 1911 года

«Капитанская дочка» — опера в четырех действиях русского композитора Цезаря Кюи, написанная в 1907—1909 годах по собственному либретто, которое является адаптацией одноименной повести Александра Пушкина. Премьера оперы состоялась 14 февраля 1911 года в Петербурге, в Мариинском театре под управлением Э. Направника. Московская премьера состоялась 17 сентября 1914 года в Театре Солодовникова с оперной труппой С.И. Зимина.

По складу своего лирического дарования Кюи не мог воплотить в музыке трагедию крестьянского восстания, потрясшего Россию. Его опера рисует только судьбу влюбленных, временно разлученных вмешательством злых сил и событиями пугачевщины. Судьбу Маши и Гринева сначала пытается устроить Пугачев, а в финале Екатерина II, торжественно признав Гринева невиновным, благословляет его брак с Машей.

Действующие лица

Императрица Екатерина Великая: меццо-сопрано
Андрей Петрович Гринев, майор в отставке: бас
Авдотья Васильевна (Гринева), его жена: сопрано
Петр Андреевич, их сын: тенор
Савельич, слуга: баритон
Дорофей, владелец гостиницы: тенор
Потап, казак: бас
Пугачев: баритон
Иван Кузьмич Миронов, комендант Белгородской крепости: бас
Василиса Егоровна (Миронова), его жена: контральто
Маша, их дочь: сопрано
Алексей Иванович Швабрин, прапорщик: баритон
Иван Игнатьевич Жарков, лейтенант: тенор
Максимыч, сержант: тенор
Капрал: бас
Чумаков: тенор
Гарнизонные солдаты, жители, повстанцы, придворные: хор

Действие происходит в России в 1775 году во время восстания Пугачева.

Сюжет

Акт I

Сцена 1. Дом Гриневых. Отец решает отправить своего семнадцатилетнего сына Петра в армию; семья прощается с ним, когда он уходит с Савельичем. Оркестровая интерлюдия представляет их путешествие, во время которого они попадают в метель и спасаются благодаря страннику.

Сцена 2. Прибыв в гостиницу, они устраиваются на ночлег. Странник и трактирщик разговаривают на особом языке. Все ложатся спать. Петру снится сон, в котором его отец лежит на кровати, а его мать и слуги вокруг. Петр подходит к сцене и обнаруживает, что мужчина в постели не его отец, а странник, который пытается благословить его, а затем машет топором во все стороны, вызывая суматоху. Сон заканчивается после того, как кричит петух и наступает рассвет. Гости готовятся к путешествию снова. Петр отдает свой тулуп страннику, чтобы тот согрелся. Трое уходят.

Акт II

Сцена 3. Белогорская крепость, площадь и крыльцо комендантского дома. Жарков помогает Мироновой наматывать пряжу, мимо проходит группа солдат-инвалидов. Петр, который уже поселился в крепости, читает Швабрину любовное стихотворение, которое он написал для возлюбленной. Это приводит к спору между ними о Маше; они соглашаются на дуэль и уходят в другое место, чтобы позаботиться об этом. Инвалиды маршируют еще раз. Савельич, увидевший дуэль, пробуждает жителей. Петра доставляют на носилках без сознания в дом Миронова.

Сцена 4. Комната в доме коменданта. Петр спит, идет на поправку. Маша поет ему. Он пробуждается и предлагает жениться на ней, но она обеспокоена тем, примет ли ее его семья; он уверяет ее, что все будет хорошо. Савельич входит с письмом Гринева, в котором Петру отказывают в разрешении жениться на Маше. Она не может выйти замуж без согласия родителей Петра. Петр клянется убедить своего отца.

Миронов входит, читает вслух письмо генерала. Пугачев разграбил несколько крепостей и должен быть схвачен. Миронова рассказывает о захвате еще одной крепости. Миронов решает, что Машу нужно отправить в безопасное место. Миронова, Жарков, Петр, Швабрин и Миронов дают клятву сражаться до конца.

Акт III

Сцена 5. Белогорская крепость (такая же обстановка, как и в сцене 3). В крепости ведутся приготовления к отражению атаки. Миронов прощается с супругой. Повстанцы нападают на крепость и захватывают ее. Пугачев выходит на сцену. Миронова и Жаркова казнят путем повешения (за сценой). Пугачев, тем не менее, узнает Петра и щадит его. Хотя люди умоляют его, Петр отказывается целовать руку Пугачева. На сцену вбегает Миронова, оплакивающая мужа. Ее забирают, чтобы убить.

Пугачев приветствует Петра. Мужчины и женщины танцуют, а Чумаков напевает песню. Пугачева и Петра оставляют вдвоем. Выясняется, что Пугачев был тем странником, которому Петр дал свой тулуп. Однако Петр отказывается перейти на его сторону. Пугачев остается один, задумывая о своей судьбе, пока Чумаков кончает свою песню.

Сцена 6. Комната в доме коменданта (такая же, как в сцене 4). Маша, запертая в комнате, теперь сирота. Швабрин входит внутрь и просит ее выйти за него замуж. Она отказывается, и он выходит, но за пределами комнаты он сталкивается с Пугачевым и Петром. Он выдумывает, что ее там держат, потому что она больна, и что они женаты. Маша раскрывает правду. Пугачев освобождает Машу. Петр по-прежнему не может изменить присяге, однако так ил иначе благодарен Пугачеву. Он просит Пугачева отпустить его и Машу. Пугачев соглашается, говорит Швабрину, чтобы тот пропустил их. Оставшись вдвоем, влюбленные обсуждают свои планы. Петр отвозит Машу в дом своих родителей. Для отца Петра будет честью иметь в своем доме дочь храброго капитана Миронова.

Акт IV

Сцена 7. Дом Гриневых (такая же обстановка, что и в сцене 1). Маша живет там же, но Петр арестован. Она объясняет Гриневым, что он попал в беду только потому, что пытался защитить ее. Она отправится в Царское Село, чтобы попытаться отстоять его перед судом. Родители Петра благословляют ее.

Сцена 8. Зал в Императорском дворце в Санкт-Петербурге. Придворные поют хвалу императрице. Она входит в зал и объявляет, что Пугачев был схвачен. Маша и семья Гриневых входят. Императрица исполняет просьбу Маши, помиловав Петра, и благословляет их супружескую жизнь, а придворные продолжают восхвалять императрицу.