Вернуться к Память

Опера «Салават Юлаев»

Оригинальное название: Салават Юлаев (башк. Салауат Юлаев)
Жанр: опера, историческая драма
Композитор: Загир Гарипович Исмагилов
Автор либретто: Баязит Гаязович Бикбаев (на башкирском языке)
Длительность: 2 часа 30 минут
Язык: башкирский, русский
Страна: СССР (Россия)
Театр: Башкирский театр оперы и балета
Год создания: 1954
Премьера: 1955 (2016 — новая версия)

«Салават Юлаев» — башкирская опера, написанная в 1954 году композитором Загиром Исмагиловым на либретто Баязита Бикбая. Опера состоит из 4 действий (в новой версии 3) и 7 картин. Место первой постановки — Башкирский театр оперы и балета. Выходила в 4 редакциях: 1955, 1977, 1988 (на русском языке), 1994.

Роль Салавата Юлаева в первой редакции исполнил Заслуженный артист РСФСР, первый оперный певец из башкир Хабир Галимов. Это событие произошло в 1955 году, перед декадой Башкирской литературы и искусства в Москве. На следующем спектакле ведущую партию исполнил народный артист РСФСР Магафур Хисматуллин. В 1955 году опера была показана на Декаде Башкирской литературы и искусства в Москве.

Композитор использовал в опере мотивы башкирской народной песни «Салават» и русской народной песни «Не шуми ты, мати, зеленая дубравушка».

Сюжет

Источником сюжета оперы стали сцены из жизни одного из руководителей Крестьянской войны 1773—1775 годов, башкирского национального героя — Салавата Юлаева.

Первое действие оперы происходит в 1773 году. На башкирском кочевье собрались люди у юрты старшины Юлая. Выйдя из юрты, Юлай говорит о приказе губернатора прислать отряд башкир для того, чтобы помочь правительственным войскам усмирить восставших яицких казаков, а также русских крестьян во главе с Емельяном Пугачевым. Народ шумит, выражая свое недовольство.

Возвратившийся с охоты Салават сообщил людям о том, что местный помещик захватывает соседние земли башкир. Недовольство Салавата разделяют окружающие. Старшина Юлай хочет помочь людям и обещает добиться справедливости.

Будучи поддержан народом, Салават Юлаев не хочет по приказу губернатора идти в поход. Тут показывается в сопровождении верных людей старшина башкир Колой Балтасов. Упрекая старшину Юлая в нерешительности, он требует срочного выступления в поход. Мимо спорящих проходят ссыльные с конвоирами, народ выражает им свое сочувствие.

Старшина Колой Балтасов все же добился выступления башкирского отряда в поход. Командовать конниками Юлай поручил сыну Салавату. Находясь в глубоком раздумье, Салават вспомнил слова своего друга Багрова, что есть такой сокол-Пугачев, который созывает народ на бой с помещиками и башкирскими феодалами. Наедине с отцом он рассказывает об этом отцу, но Юлай его не понимает. Салават прощается с родиной и клянется найти верный путь.

По дороге в Оренбург отряд Салавата Юлаева расположился на ночь у костров. Люди отдыхают перед встречей с правительственными войсками генерала Кара. Салават решил привести отряд к Пугачеву, чтобы вместе с его отрядами биться против угнетателей. Тут появляется с указом Пугачева его посланник Багров. Видя, что большинство всадников не хочет идти против Пугачева, писарь старшины Бухаир грозит изменникам расправой. В процессе ссоры Салават Юлаев призывает башкир присоединиться к Пугачеву. Воины его поддержали и поклялись с оружием в руках бороться за лучшую долю своего народа.

Во втором действии показан осажденный Оренбург. Генерал-губернатор Рейнсдорф ждет прибытия башкирских конников. Вошедший к нему Бухаир сообщил о том, что Салават увел отряд башкир к Пугачеву. Губернатор негодует и предлагает Бухаиру, обещав ему должность старшины, убить Салавата, войдя к нему в доверие, а башкирских конников отправить в Оренбург. Одновременно губернатор Рейнсдорф послал гонца в Уфу с приказом о лишении Юлая за измену должности старшины. На городской площади показывается расправа сторонников Пугачеву.

А в это время в стане Пугачева люди расположились на отдых. Окрестные крестьяне приводят Пугачеву на суд помещика, башкирского бая и приказчика. Пугачев, при одобрении народа приговорил их к казни. Перебежчица из Оренбурга Аннушка рассказывает людям о жестокости губернатора и просит Пугачева занять Оренбург, чтобы спасти пленников, находящихся в казематах. Пугачев сочувствует им, обещает помочь и бороться за бедных людей.

К Пугачеву приходит отряд башкирских конников во главе с Салаватом Юлаевым. Люди радостно встречают Салавата и конников. Пугачев жалует Салавата чином полковника, а крестьяне и яицкие казаки решают совместно бороться за общее дело.

Третье действие происходит в доме Юлая. Жена Салавата, Амина тоскует по ушедшему на войну Салавату. Появляется с внуком мать Салавата Кюнбике. Понимая причину грусти Амины, она поет ей песню. Тут появился со своими сторонниками старшина Колой Балтасов. Он сообщает о приказе губернатора объявить старого Юлая изменником. Солдаты избивают старика, громят его имущество. Однако Юлай уже осознал справедливость избранного сыном пути. Он также решил присоединиться к войскам Пугаева.

В ходе военных действий на Симском заводе (нынешнем городе Симе) Салават Юлаев овладевает селением. Там он встречается с отцом и благодарит его за помощь. Под радостное возбуждение писарь Бухаир просит у Салавата прощение и согласие принять в свой отряд. С согласия отца Салават прощает Бухаира.

Бои с правительственными войсками продолжаются, в бою отряд башкир несет тяжелые потери. Бывший писарь Бухаир, войдя в доверие Салавата, организует заговор против Салавата и советует сомневающимся башкирам бежать домой. Об этом узнает Амина и хочет сообщить о заговоре Салавату, но не успевает, будучи убитой Бухаиром. Салават скорбит о смерти погибшей жены и приказывает задержать дезертиров. Пойманные башкиры признаются ему об уговорах Бухаира, после чего Салават казнит Бухаира.

На помощь отряду Салавата Юлаева приходит Пугачев. Он призывает восставших укреплять единство народов и продолжать до победы бороться за счастье простых людей.

Первая редакция

Премьера оперы «Салават Юлаев» (в 1-й редакции) состоялась 15 апреля 1955 года, в Уфе на сцене Башкирского государственного театра оперы и балета. худ. М.Н. Арсланов, хормейстер Л.Х. Исхакова, балетмейстеры Ф.А. Гаскаров и Х.Г. Сафиуллин. Исполнители: М.Х. Хисматуллин (Салават), А.В. Сутягин (Пугачев), Б.Н. Валеева (Амина), Г.С. Хабибуллин (Юлай), М.Г. Салигаскарова (Кюнбика), С.Я. Русинов (Бухаир).

Дирижер — В.В. Целиковский;
Режиссеры-постановщики — А.Н. Бакалейников и А.К. Мубаряков;
Художник — М.Н. Арсланов;
Балетмейстер — Ф.А. Гаскаров и Х.Г. Сафиуллин;
Хормейстер — Л.Х. Исхакова;

Действующие лица и исполнители

Салават — Хабир Галимов
Амина — Б.Н. Валеева
Пугачев — А.В. Сутягин
Кюнбика — М.Г. Салигаскарова
Юлай — Г.С. Хабибуллин
Бухаир — С.Я. Русинов

Редакция 2016 года

В настоящее время в Башкирском государственном театре оперы и балета опера ставится в 2-х действиях. Современная сценическая версия «Салавата Юлаева», которая является пятой по счету, была создана под руководством режиссера Мариинского театра Иркина Габитова и главного дирижера Башкирского оперного театра Артема Макарова.

Режиссер первым делом взялся за текст либретто. Не удовлетворившись уже существовавшим литературным переводом на русский язык, Габитов в самом начале работы потребовал сделать точный подстрочный перевод, чтобы досконально разобраться во всех деталях текста. На основе этого перевода, и именно для этой постановки впоследствии был сделан новый вариант русских супертитров.

К драматической составляющей оперы режиссер также подошел бережно, сознательно отказавшись от насильственной актуализации и переодевания героев в современные костюмы. Салават Юлаев, хоть и был реально существовавшим человеком, давно уже превратился в персонажа народного эпоса. Именно в этом ключе и выдержана постановка – рассказ о легендарных событиях прошлого, который предполагает яркие краски и большие масштабы.

Декорации, созданные художником Рифхатом Арслановым, выдержаны в этнических тонах. Каждый набор декораций сгруппирован вокруг какой-нибудь крупной яркой детали: устрашающая медвежья голова над юртой Салавата, внушительный трон «мужицкого царя» Пугачева, прекрасный и одновременно зловещий портрет Екатерины II в губернаторском кабинете.

В новой сценической версии знаменитой оперы Салават Юлаев появляется на сцене весьма эффектно: выезжает на живой лошади! Часовая аренда с доставкой в специальном теплом фургоне обходится в семь тысяч рублей, но затраты того стоят. Кстати, точно такой же конь был задействован и в самой первой постановке 1955 года.

Либретто Баязита Бикбая
Исполняется на башкирском и русском языках
Дата премьеры: 16.12.2016
Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик — Артем Макаров
Режиссер-постановщик — Иркин Габитов (Санкт-Петербург)
Художник-постановщик — Рифхат Арсланов
Художник по свету — Егор Карташов (Санкт-Петербург)
Балетмейстер — Шамиль Терегулов
Дирижер — Фарит Идрисов
Ассистент режиссера — Айсылу Иксанова
Хормейстеры — Александр Алексеев, Альфия Белогонова
Ответственный концертмейстер — Олия Газимова
Концертмейстеры — Валентина Галинченко, Людмила Коломоец, Гульшат Каримова, Алсу Петренко, Сергей Свиридов
Спектакль ведет Гульнур Нарынбаева