Вернуться к А.Ю. Щербаков. Емельян Пугачев. Изнанка Золотого века

Кем были раскольники?

А они, эти самые проблемы, заметны невооруженным глазом. Давайте поглядим, кто был такой царь Алексей Михайлович? «Тишайший»? Это прозвище явно ему дали «по контрасту». Так же как герой английских легенд про Робин Гуда, здоровяк и неслабый рукопашник, известен как Малютка Джон (Little John).

Алексей Михайлович был очень крутым правителем. Один церковный раскол стоит больше всех стриженых бород Петра. Но и это не все. «Тишайший» царь вел тринадцать лет войну с Польшей (1654—1667), в результате которой присоединил-таки Левобережную Украину вместе с Киевом и Смоленском. Воевал он и со Швецией — и цели той войны были те же, что и впоследствии у Петра — выход к Балтийскому морю. Ну, до кучи, он устроил Приказ тайных дел, который считается первой российской спецслужбой. (По крайней мере, так считают работники ФСБ, на сайте которых я прочел апологетическую статью о данном учреждении). Вот такой был «тишайший» царь. По большому счету, он преследовал ту же цель, что его и куда более известный сын — создание абсолютной монархии. И за ценой тоже не стоял. Многие петровские преобразования непосредственно вытекают из политики Александра Михайловича.

Но теперь о расколе. Тут все понятно. Алексей Михайлович и примкнувший к нему патриарх Никон хотели сами решать, что в религии правильно, а что не очень. В России XVII века не существовало никакой идеологии, кроме религиозной. Так что царь и патриарх стремились к тому, чтобы именно они являлись бы «властителями дум».

Но, как мы видели, царская власть не пользовалась особым уважением. Так что значительное число людей новую веру не приняли. Они хорошо понимали, что церковная реформа — это новый способ угнетения. В итоге и появилась социальная общность, которую принято называть старообрядцами или раскольниками. У них не было общих взглядов. Раскольники распадаются на множество течений (они называют их «согласиями»). Но в одном старообрядцы были едины: в ненависти к «никонианам», к традиционной церкви. А соответственно — к государству. И истории с раскольниками были разные.

В 1668 году монахи Соловецкого монастыря подняли восстание. Причина была в том, что им прислали новые церковные книги, а святые отцы их не признали. Ребята оказались совсем не смирными агнцами, они продержались против правительственных войск аж до 1676 года. То есть целых восемь лет!

К 80-м годам XVIII века раскольники выработали свою политическую программу. Она заключалась в восстановлении «исконной веры». В методах раскольники не стеснялись. А что можно ожидать от людей, которые легко шли на «огненную смерть» — то есть на самосожжение? Люди с подобной психологией, которым плевать на свою жизнь, чужие жизни обычно тоже не слишком ценят. При этом раскольники были более грамотными, нежели население в среднем. И боролись за «истинную веру», как уж получалось. Так, они приняли активное участие в стрелецких бунтах.