Вернуться к А.С. Майорова. Саратов во время пугачевского восстания

3. Допросные речи протопопа Троицкого собора Алексея Иродионова, допрошенного вместе с другими саратовскими священнослужителями в Саратове по повелению генерал-аншефа П.И. Панина

22 сентября 1774 года.

Бывшие в саратовском духовном правлении1 судьи2 и протопопы3 Троицкого собора Алексей Иродионов.

Во время де нападения и раззорения города Саратова от нашедшаго злодея государственного вора и разбойника Пугачева, то есть августа 6-го числа находился он, по силе насланнаго от бывшаго в Саратове лейб-гвардии господина порутчика Державина сообщения и данной по нем подписки, при Троицкой соборной церкви с протчими священно и церковнослужителями неотлучным из Саратова, а как ворвавшияся в город злодейской толпы казаки чинили многим людем в городе смертное убивство за непослушание, то все от церьквей были отлучены и выгнаны с протчими города Саратова жителями пленными за город, в которое время убили из них Веденския церкви священника Дмитрия Афанасева, да и протчих разного звания людей побили ж до смерти при них немало. А поутру на другой день, то есть 7 августа за караулом, причем приказывано от казаков той пугачевской злодейской партии, чтоб шли к тому злодею Пугачеву в стан с образами. И как от всех церквей, кроме отлучных, но поимянно всех припамятовать не можно, собрались в соборную Троицкую церковь и в наипервых намерение положили, чтоб не ходить, но между тем от него, злодея присыланы были казаки троекратно, чтоб неотменно со образами шли, и напоследок казаки с таким прещением, естли не пойдут, то не точию все священно и церковнослужители, но и жены и дети их будут преданы смерти. И видя их такое прещение, не имея уже к защищению жизни способности, принуждены зделать в колокол к збору позыв, и взяв икону Богоматери с крест*, Евангелие, под превождением тои злодейской партии казаков к нему, Пугачеву в стан, состоящей в Нижних Улешах4, яко пленныя ходили и стояли при входе в стану часа с полтора без всякого пения и никакого произношения в поминовение ему, самозванцу не происходило, отлучитца ж и возврату оттуда зделать за состоящим тогда при них злодейским караулом было не можно. Однако ж по проходе несколко времяни, выехав из шатра тот злодей Пугачев верхом, коего они, по сказыванию ево партии казаков признали, и приближась к ним, не слазя с лошеди, а толко сняв немного з головы шапку, поцеловав крест, после того он с протчими священно и церковнослужителями возвратясь в город, и с того 6 даже до 9 числа в церквах службы не происходило, но 8 числа после полден Веденския церкви диакон Илья Алексеев, пришед к нему в дом один и объявил записку, сказывая, что оная послана с ним из ставки пугачевской для точнаго по ней исполнения, в которой написано поминать на литиях5 имя государя Петра Третьяго и назначенную по той записке супругу неведомо какую Устинью. И сочтя сие за важное, ходил с тем диаконом к товарышу своему духовнаго саратовскаго правления судье протопопу Анисиму Герасимаву, обявил оную и ему, но как всего того они исполнять не хотели, и от взятья той записки отговаривались, то оной диакон сказал, естли оне не возмут, и по ней исполнять не будут, то увидят, что им за то последует, почему, устрашась грозящей от злодея Пугачева всегда смерти, призвав к себе они бывшаго духовнаго привления канцеляриста Чеснокова, и ту записку, а чьею она рукою писана была, не знает, отдали того ж 8 числа для списывания и роздали по церквам. А в какие именно церкви были им, Чесноковым, разосланы и кому отдаваны, того он, Родионов, не знает и тех записок не подписывал. А 9 и 10 на обеднях, також и в 9-х числах на благодарном о взятье города Нарвы молебне, страха ради, боясь смерти, и что той злодейской толпы казаки часто в церков приезжали, поминаемо было на литиях толко имя государя Петра Третьяго, а потом наследника государя цесаревича и великаго князя Павла Петровича и супругу ево благоверную государыню и великую княгиню Наталью Алексеевну, а имя означенное по записке неведомой Устиньи оставляли. Да и на болшом выходе с Святыми Дарами6 поминаемо равно и на многолетии при окончании обедни от дьячков пение чинено то же, что и выше описано. А с 11 числа того ж августа, когда все злодеи той толпы люди вышли, то ту и записку, и поминовение совсем оставил. Что ж он в краткой подписки7 подписался, якоб поминовение и моление полное по записке чинил, и то утвердил от робости. Началствующему ж в городе Саратове генерал-аудитору лейтенанту Савельеву о сей записке из своего преступления не объявлял простотою. Что ж по 2 подписке и № 248 Веденской церкви диакон Илья Алексеев чинит запирательство, якобы он Пугачевым в неисполнении по изданной записке не застращивал, и то показует неделно, а толко в запирательство всем, и на очной ставке на своем допросе утверждаетца.

К подлинному допросу Алексей Иродионов руку приложил.

ГАСО, ф. 407, оп. 2, д. 1333, л. 13. Копия. Документ датирован по вводной записи, объединяющей допросные речи.

Примечания

Панин Петр Иванович — генерал-аншеф, с 29 июля 1774 г. — главнокомандующий войсками, направленными на подавление восстания Пугачева.

*. Так в тексте.

1. Духовное правление — коллегиальное учреждение, подчиненное консистории.

2. Судьи — здесь: члены духовного правления, которые составляли низшую инстанцию церковного суда. Судьи назначались епископом.

3. Протопопы — обиходное название протоиерея, старшего православного священника.

4. Нижние Улеши, улеши — заливные луга по правому берегу Волги.

5. Лития — в православном богослужении часть всенощного бдения накануне праздников, совершаемая обычно вне храма и соединенная с молебнами, а иногда и с крестным ходом, отпевание умершего при выносе тела из дома, в ходе погребальной процессии и на могиле.

6. Святые Дары — в православной церкви так называют хлеб (частицы просфор) и вино в таинстве евхаристии после пресуществления их в тело и кровь Христа.

7. Краткия подписка — здесь идет речь о показаниях при первом допросе Алексея Иродионова.

8. 2-я подписка — здесь упомянут текст речей на втором допросе, где показания дьякона Ильи Алексеева значатся под номером 24 (см. документ № 4).