Вернуться к Фильмы о Пугачеве и Пугачевском бунте

Булат-Батыр (Пугачевщина)

Оригинальное название: Булат-Батыр (Пугачевщина)
Жанр: драма, исторический
Формат: черно-белый, немой, полнометражный
Режиссер: Юрий Тарич
Ассистенты режиссера: Каюм Поздняков, Иван Пырьев, В. Корш-Саблин
Автор сценария: Натан Зархи, Юрий Тарич, Абдрахман Шакиров
Актеры: Иван Арканов, Василий Ярославцев, Ада Войцик, Иван Клюквин, Сергей Борисов, Николай Витовтов, Эдуард Кульганек, Наум Рогожин, Галина Кравченко, М. Котельников, Александр Жуков, Борис Юрцев, Татьяна Барышева, Каюм Поздняков
Оператор: Григорий Гибер, В. Солодовников, Н. Соколов
Художник-постановщик: Алексей Уткин
Директор: Н. Стешенко
Длительность: 1 час 15 минут
Страна: СССР
Производство: киностудии «Совкино» и «Таткино»
Год: 1927
Премьера: 10 апреля 1928 года

Премьера фильма, посвященного истории татар, состоялась 22 февраля 1928 года в казанском кинотеатре «Электра». Это была самая большая киносъемка из всех проводившихся до этого в Казани. В основе сюжета личная драма предводителя качкынларов (беглых) Булат-Батыра во время бурных событий пугачевского восстания.

Сценарий был выбран в ходе конкурса «Таткино» с темой «из жизни и быта татар со времен феодализма, завоевания и до настоящего времени». Его автор — молодой партийный работник из Агрыза, по имени Абдрахман Шакиров. По этому тексту кинодраматург Натан Зархи написал сценарий, а снимал фильм режиссер Юрий Тарич с оператором Григорием Гибером.

Сюжет

1759 год. В небольшой татарской деревушке крестьяне отмечают традиционный праздник начала полевых работ. Неожиданно в деревне появляются солдаты и монахи, которые пытаются силой обратить в православие местное мусульманское население, но местные жители оказывают им сопротивление. После схватки монахи и солдаты уходят, оставив после себя раненых и убитых. Во время столкновения погибает и жена простого крестьянина Булата, а его сын Асфан был уведен в Россию. Через 15 лет после этих событий Булат возглавляет соплеменников, борющихся против против самодержавно-крепостнического гнета. Тем временем его сын Асфан, воспитанный в кругу приближенных князя Потемкина, получает чин прапорщика и направляется во главе карательного отряда в родные места, чтобы усмирить восставших крестьян. В финале отец и сын оказываются в лагере пугачевцев.

В главных ролях

Василий Ярославцев — Булат-Батыр
Ада Войцик — Асма
Иван Клюквин — Асфан
Галина Кравченко — Елена фон Брандт
Сергей Борисов — Емельян Пугачев
Николай Витовтов — Державин
Эдуард Кульганек — генерал Потёмкин
Наум Рогожин — фон Каниц
Иван Арканов — Сулейман Мурза
Александр Жуков — Тимур
Борис Юрцев — Мурат
Мстислав Котельников — Белобородов, посол Пугачева

Интересные факты

Фильм «Булат-Батыр», сохранившийся до сего времени, стал первой совместной постановкой киностудий «Совкино» и «Таткино».

* * *

Создатели фильма старались максимально придерживаться документально-исторической точности при съемке мест, связанных трехвековой давностью событиями. Как отмечалось в прессе, это была первая по грандиозности киносъемка из всех, которые до сих пор проводились в Казани.

* * *

В качестве ассистентов режиссера в создании фильма участвовал будущий татарский кинорежиссер-документалист Каюм Поздняков и молодой, тогда никому неизвестный Иван Пырьев.

* * *

В фильме поднималась тема отцов и детей, оказавшихся в силу исторических событий в разных лагерях.

* * *

Для натурных съемок штурма города было привлечено более пятнадцати тысяч человек, в том числе и войска местного военного гарнизона. Кроме Казани, часть съемок была сделана в районе Чистополя на Каме и на Вятке.

* * *

В конце 70-х годов прошлого века директору Таткинопроката Ахату Беляеву с большим трудом удалось разыскать в Госфильмофонде фильм «Булат-Батыр» и сделать пять копий кинокартины. Фильм «Булат-Батыр» демонстрировали кинотеатры Казани, его показывали по всей республике, в том числе и в Мамадышском районе, несколько жителей которого и стали инициаторами возвращения исторической ленты. В детстве они снимались в массовке фильма и хотели бы вновь посмотреть его, о чем и написали в письме директору Таткинопроката. Именно это послание и подтолкнуло Ахата Беляева к возвращению фильма зрителям.

О фильме

О том, как проходили съемки фильма, вспоминал известный татарский композитор Джавдат Файзи:

«Вот уже несколько дней с языка не сходит весть о том, что группа из Москвы будет снимать у нас фильм "Булат-Батыр". Съемки шли в Кремле, на берегу Казанки. Пошел туда и я. По левой стороне Кремля, по направлению к мосту течет и течет людская река. Возле кремлевских стен, на берегу Казанки, на нижних этажах башни Сююмбеки видны пестро одетые люди, многие в чалмах, в чапанах.

На возвышенностях у ворот — пушки, солдаты в драгунских, с хвостами фуражках времен Екатерины. Вот подкатывает откуда-то машина с режиссером и главным оператором. Режиссер прокричал в рупор несколько команд и уехал, и тут возле кремлевских стен настоящий бой развернулся! Стреляют ружья, сверкают сабли, летят пики. Повсюду крики «ура!».

О съемках фильма «Булат-Батыр» сохранились воспоминания и актрисы Галины Кравченко:

«Сценарий этого фильма, воскрешавшего события Пугачевского восстания, написали Натан Зархи и Юрий Тарич. Сюжет был, пожалуй, чрезвычайно усложнен, но мастерство талантливого драматурга Натана Зархи сказалось в том, что зрителям интересно было следить за событиями, охватывавшими период в два с лишним десятилетия. Умело и интересно были обрисованы в сценарии и образы главных действующих лиц. Аде Войцик досталась роль Асмы, приемной дочери Булата и участницы восстания. Я же выступила в отрицательной роли фон Брандт, племянницы казанского губернатора.

Тарич с обычной своей доскональностью и точностью в показе обстановки решил снимать картину на местах подлинных событий. Экспедиция меня радовала, ибо Казань — город, где я родилась. Нам повезло, что прибыли мы в Казань накануне большого национального праздника Сабантуй, который празднуется раз в году, так что мы получили возможность снять такую конную массовку, о какой в Москве не могли и мечтать. Решено было включить актеров в группу конников, танцоров и борцов, чтобы добиться полной жизненной убедительности всего происходящего на экране.

Тарича ожидало большое огорчение. По ходу действия ему совершенно необходимо было заснять большую группу татарок-партизанок, скачущих вместе с пугачевцами. В Москве казалось, что это можно будет сделать просто: кому как не татаркам любить лошадей! Однако наши взгляды устарели, очевидно, лет на двести. В Казани мы с удивлением узнали, что никаким способом мы не сможем уговорить татарок сесть в седло. Вполне возможно, что на селе нужда и большие расстояния заставляют женщину передвигаться верхом, но делается это лишь в том случае, если никто не видит. А вообще сесть женщине на лошадь — большой грех. Так нам объяснили, да и сами мы вскоре убедились, что бесполезно пытаться собрать женщин для этой массовки.

Расстроенный Тарич выехал из Казани с ассистентами И. Пырьевым и В. Корш-Саблиным подыскать в степях натуру для других объектов. Группа осталась в Казани. Как-то в разговоре с руководителями горисполкома, которые с самого начала нам помогали и были в курсе всех наших дел и затруднений, я сказала о том, что окончила школу верховой езды. И тут «хозяева города» предложили следующий план: я приму участие в скачках на ипподроме, и мой пример поможет убедить татарских женщин сесть в седла. Я согласилась с удовольствием. Риск оправдал себя, массовку мы подобрали. Женщины-татарки самолюбиво заявили, что они умеют ездить верхом не хуже московских киноактрис. По случаю моей победы горисполком устроил банкет, на который пригласил всю нашу группу».

Как на известной гравюре


(Борис Тамарин о роли Пугачева)

В 1927 году Ю.В. Тарич, мой товарищ по Четвертой студии Художественного театра, приступил к работе над фильмом «Капитанская дочка» ‹...›. Юрий Викторович пригласил меня на роль Пугачева, но предупредил, что при пробе у меня будет много конкурентов. Но риск благородное дело, и я решил попробовать.

Комиссия утвердила мою кандидатуру. Я был на седьмом небе от счастья.

После Минского и двух кавалергардов, которых я сыграл подряд, на мне, конечно, уже стояло клеймо «кинолюбовника». Я начал побаиваться, что с годами дойду до «чинов, орденов и генеральского мундира»... и никто из режиссеров не рискнет доверить мне характерную роль.

— Удивительно! — говорили при встрече товарищи актеры и знакомые. — Никак не представляем вас в роли Пугачева!

Но я себя хорошо представлял в характерном образе. ‹...› Несколько характерных ролей сыграл я в спектаклях музыкальной студии МХАТ, в том числе начальника полиции Лушара в оперетте «Дочь Анго» и нотариуса в «Периколе».

И вот теперь Пугачев. Я увлекся изучением исторических материалов, много раз перечитывал «Капитанскую дочку». В работе над образом обычно существует два пути. Можно сразу же начинать вживаться во внутренний мир героя и потом прийти к внешней его характерности. А можно поступать наоборот. В работе над ролью Пугачева мне легче было идти от внешнего ее рисунка к внутреннему. Прежде всего я стал думать над тем, как изменить мою фигуру так, чтобы она соответствовала роли. Заказал себе в костюмерной студии костюм, который делал меня солиднее.

Художник-гример С. Раевский помог мне найти неплохой грим. Все это приблизило мою внешность к изображению Пугачева на известной гравюре.

Помню анекдотический случай.

В перерыве между съемками мы зашли в буфет кинофабрики. Я был в гриме. Попросил у буфетчицы стакан чаю. Взглянув на меня, она сердито сказала.

— Ладно, ладно, много вас тут, мужиков, ходит на Воробьевке — всех не накормишь, проходи.

Я был польщен.

На мой взгляд, наиболее интересными получались в фильме сцены свадьбы Гринева и сцена, где Савельич обучает Пугачева грамоте. Савельич — С. Кузнецов (артист Малого театра) терпеливо водил своей рукой руку Пугачева, с трудом царапавшего на бумаге корявые буквы. Я понимал, что Пугачев, человек умный, самолюбивый, не мог не мучиться оттого, что неграмотен, и стремился выразить непосредственность и упорство, с которыми он преодолевает сложности письма.

Но самое большое удовольствие я получил от сцены взятия Белогорской крепости. Вспоминаю, как увлеченно скакал я на коне с обнаженной шашкой во главе большой группы казаков и башкиров! И «вел» бой! И, наконец, «допрашивал» пленных!

Очень выразительной, с моей точки зрения, получилась и сцена, когда Пугачев, внезапно вернувшись в крепость после поражения под Татищевой, застает своих сообщников за пьянкой.

В гневе Пугачев выхватывает у одного из казаков топор, разбивает бочки с пивом одну за другой.

В середине 1928 года фильм был закончен и вышел на экран.

Тамарин Б. Мои роли в немом кино // Жизнь в кино. Ветераны о себе и своих товарищах. М.: Искусство, 1971.

Постер к фильму «Булат-Батыр» (СССР, 1927)

Сергей Борисов в роли Емельяна Пугачева в фильме «Булат-Батыр» (1927)