Бронепоезд «Салават Юлаев» был построен в Уфе в 1943 году, вместе с броневым поездом «Уфа» он вошел в состав 60-го бронедивизиона БТиМВ РККА ВС Союза ССР.
Бронепоездом называли бронированный железнодорожный состав, который предназначался для ведения боевых действий в полосе железной дороги. Бронепоезда участвовали практически во всех крупнейших конфликтах первой половины XX века. Но особенно активно использовались они в боевых действиях периода Гражданской войны и борьбы с иностранной интервенцией в России в 1918—1922 гг. В последующие годы в руководстве армии распространилось мнение о недостаточной боевой эффективности бронепоездов. Поэтому к началу Великой Отечественной войны в СССР насчитывалось лишь 78 единиц этого вида боевой техники, 53 из которых состояли на вооружении частей Красной Армии, а 23 входили в состав войск НКВД.
Однако неудачи первых месяцев войны заставили изменить это мнение. В соответствии с постановлением Государственного Комитета Обороны и директивой наркома обороны от 29 октября 1941 года предусматривалось к 1 января 1942 года сформировать 32 дивизиона — по два бронепоезда в каждом дивизионе. Для решения всех вопросов по их строительству, формированию и боевой подготовке в октябре 1941 года при начальнике Главного автобронетанкового управления (ГАБТУ) Красной Армии в системе аппарата НКПС (Наркомат путей сообщения) были созданы специальные отделы бронепоездов.
Материальную часть для формирования этих 32 дивизионов обязан был обеспечить НКПС на 9 заводах и 43 железнодорожных депо. И в число этих заводов был включен и уфимский паровозоремонтный завод (ПРЗ). На нем планировалось создавать бронепоезда типа ОБ-3 (облегченный вариант № 3). Важнейшим признаком бронеплощадки, основной составляющей части бронепоезда, было наличие бортов из поставленных под углом в 30 градусов бронелистов, что обеспечивало лучшую защиту от пуль и осколков. Характерным отличием являлось наличие шестиугольной орудийной башни, склепанной из броневых листов. В 1942 году в Уфе были построены бронепоезда типа ОБ-3 «Полководец Суворов» и «Александр Невский».
Позднее на том же заводе были построены два других бронепоезда — «Салават Юлаев» и «Уфа», отправленные на фронт соответственно 18 июня и 29 июня 1943 года. Они относились уже к другому типу — БП-43. Этот тип бронепоездов был разработан в 1942 году, и они заметно отличались от бронепоездов типа ОБ-3. Самым очевидным отличием было то, что первые два уфимских БП (типа ОБ-3) не имели в своем вооружении башни танка Т-34, а два последних бронепоезда (типа БП-43) их имели. Бронепаровоз в БП-43 размещался в середине поезда, по две бронеплощадки находились по обеим сторонам бронепаровоза, по одной зенитной площадке по концам поезда, две-четыре контрольные платформы в начале и конце поезда. В состав бронепоезда входили 1—2 бронеавтомобиля БА-20 или БА-64, приспособленных для движения по железной дороге.
О боевом пути уфимских бронепоездов «Салават Юлаев» и «Уфа» было известно очень немного. Еще в 2000-м году исследователи утверждали, что документов, «подтверждающих участие в боях этих двух бронепоездов не обнаружено». Позже исследователи, изучившие хранящиеся в архивах донесения о боевых действиях 60-го ОДБП (отдельный дивизион бронепоездов) выяснили, что 24 сентября 1943 года в расположении 1-го учебного полка бронепоездов (станция Рузаевка в Мордовии) на БП «Уфа» и «Салават Юлаев» перешел экипаж уничтоженного авиацией противника в июле 1943 года БП «Московский метрополитен». Этот экипаж, сохранив наименование погибшего 60-го ОДБП, впоследствии действовал в составе I Прибалтийского фронта и 4-й ударной армии, ведя бои в окрестностях Полоцка (станция Клястицы). Из упомянутых в донесениях успешных боев дивизиона этого периода можно назвать бой у станции Дретунь вблизи Полоцка, где дивизион уничтожил склад боеприпасов и подавил две артиллерийские батареи. Следующие места сражений этих бронепоездов были такими: станция «Обеляй» Литовской железной дороги и боевые действия в направлении Мемеля (Клайпеда).
Существенно дополняют эти сведения воспоминания выживших членов экипажей 60-го ОДБП. Например, командир бронеплощадки БП «Салават Юлаев» Б.Л. Перлин сообщал о действиях дивизиона в районе станции Клястицы: «В недавних боях (май 1944 г.) бронепоезд прикрывал наступление нашей пехоты. Его огнем была уничтожена батарея немецких орудий и три пулеметные точки. Отличившиеся бойцы из команды были награждены медалями "За отвагу"».
Затем тот же Б.Л. Перлин продолжает: «На рубеже реки Неман гитлеровцы оказали упорное сопротивление. Бронепоезда базировались на станции Пагегяй (вблизи Тильзита, ныне Советск), часто отбивая одну воздушную атаку за другой». И сообщение из последнего опубликованного воспоминания Б.Л. Перлина: «В декабре 1944 года советские войска по льду замерзшего Немана пошли на штурм Тильзита. Был восстановлен железнодорожный мост, по которому наши бронепоезда переправились на территорию Восточной Пруссии. Последней боевой операцией, в которой участвовал наш дивизион, был штурм Кенигсберга (ныне Калининград). Орудия бронепоездов вместе с артиллерией фронта били по вражеским фортам. 9 апреля 1945 года важнейшая оборонительная крепость врага — Кенигсберг — пала».
Бронепоезд типа БП-43 «Салават Юлаев»