Вернуться к Память

Хоровая поэма «Казнь Пугачева»

Оригинальное название: Казнь Пугачева
Жанр: хоровая поэма
Автор: А.С. Пушкин, И.И. Дмитриев
Композитор: Родион Константинович Щедрин
Страна: СССР
Год создания: 1981

В 1980-х годах русский композитор Родион Константинович Щедрин создал нескольько произведений для хора а'капелла, отмеченных новизной жанра, синтезом черт разных жанровых типов: поэма «Казнь Пугачева», «Концертино», «Хоровая музыка» по Н.С. Лескову «Запечатленный ангел». Хоровая поэма Родиона Щедрина «Казнь Пугачева», созданная им в 1981 году, имеет специфическую литературную основу — фрагменты из пушкинской «Истории Пугачева».

Р. Щедрин в «Истории Пугачева», созданной А. Пушкиным на основе исторических документов, свидетельств, преданий, рукописей, жизнеописаний, избирает момент казни. В этом фрагменте текста помимо восстановленной автором хроники событий, включено свидетельство очевидца, предваренное такими строками: «Очевидец (в то время едва вышедший из отрочества, ныне старец, увенчанный славою поэта и государственного мужа) описывает следующим образом кровавое позорище:...». Далее картина казни приводится Пушкиным целиком из данного свидетельства, которое объективно и достоверно воссоздает драматическое событие русской истории.

Особенность поэмы Щедрина — построение ее на основе интонирования историко-документального текста. Главное внимание автора уделено точному воспроизведению реальных событий и историко-бытового фона — отражено в жанровой специфике хоровой поэмы как эпико-трагедийной картины. Внешне суховатая бесстрастность тона повествования в сочетании с множеством живописующих деталей послужила важным стилевым ориентиром в создании оригинальной поэмной формы, основанной на непрерывном, сквозном развитии. Синтезирование элементов разных жанров — речитатива, канта, эпического распева — отвечают господствующему почти на всем протяжении типу театрально-картинных сопоставлений.

Помимо интонируемых хором пушкинских строк, в поэме есть фрагмент из автобиографической прозы «Взгляд на мою жизнь» поэта И.И. Дмитриева, свидетеля казни Пугачева, который усиливает впечатление. Отмеченные особенности литературной основы поэмы обусловили необычность соотношения текста и музыки.

В хоровой поэме «Казнь Пугачева» Щедрин воплощает принципы хорового театра. Выстраивая композицию на взаимодействии эпического и драматического, композитор драматизирует эпическую панорамность литературного текста. Партитуре поэмы присуще сочетание эпической широты, поэтичности и эмоционального размаха с глубокой трагедийностью, драматичностью. Поэму можно сравнить с оперной сценой, состоящей из нескольких эпизодов, продолжающей традиции психологизма и драматизма народных хоровых сцен в операх Мусоргского, настолько сильно в ней ощущается действенное, драматическое начало.

Поэма Р. Щедрина «Казнь Пугачева» (первое исполнение в Петербурге 17 октября 2007 года Камерным хором студентов Московской консерватории под управлением профессора Б. Тевлина) глубоко впечатляет как эпико-трагедийное хоровое действо. Этому способствует мастерски осуществленный в поэме уникальный художественный синтез множества выразительных средств. В непрерывном сочетании картин (подобно смене кадров в кино), происходящем на фоне постепенного динамического нарастания, высвечивается одна из драматичнейших страниц русской истории.