Вернуться к Память

Вокально-хореографический спектакль «Пугачевъ»

Оригинальное название: Пугачевъ
Жанр: вокально-хореографический спектакль
Руководитель постановки: народный артист РФ Леонид Милованов
Режиссер-хореограф: Екатерина Милованова
Автор: А.С. Пушкин
Композитор: Алексей Сергунин
Автор либретто: Екатерина Милованова, Антон Астапов
Художник-постановщик: заслуженный художник РФ Максим Обрезков
Художник по свету: Сергей Скорнецкий
Мастер по сценическому бою и фехтованию: Борис Домнин
Руководитель вокальной группы: заслуженная артистка РФ Галина Милованова
Балетмейстер-репетитор: заслуженный артист РФ Максут Кубанов
В ролях: Ростислав Подопригора, Екатерина Голованова, Александр Максимов, Виктор Почукаев, Сергей Иванцов
Длительность: 1 час 15 минут
Язык: русский
Страна: Россия
Театр: Государственный театр танца «Казаки России», г. Липецк
Премьера: декабрь 2018 года (Липецк) 27 октября 2019 года (Москва)

Вокально-хореографический спектакль «Пугачевъ» Государственного театра танца «Казаки России» (руководитель народный артист РФ Леонид Петрович Милованов) по мотивам романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» был поставлен в Липецке в декабре 2018 года. Режиссер-постановщик Екатерина Милованова, композитор Алексей Сергунин. Спектакль приурочен к 220-летию со дня рождения великого русского поэта и писателя А.С. Пушкина. 27 октября 2019 года постановка была представлена в Москве, на сцене Государственного Кремлевского дворца. Эта постановка представляет собой синтез современной хореографии и казачьего танца, включающий в себя самые различные направления и техники, а также элементы боевых искусств, акробатику и работу с оружием. Его сопровождают народные песни, выбранные Пушкиным в качестве эпиграфов к главам «Капитанской дочки».

Сюжет

Русский бунт — бессмысленный и беспощадный. Именно так великий классик характеризовал восстание Емельяна Пугачева. События тех времен описаны в знакомом со школьной скамьи произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Молодой дворянин Петр Гринев в сопровождении своего слуги, старика Савельича, едет на царскую службу в крепость под Оренбургом. По дороге Гринев попадает в буран и сбивается с пути. Внезапно он встречает погибающего от холода бродягу. Отдавая ему свой заячий тулуп, Гринев еще не знает, что перед ним будущий бунтарь и царь-самозванец Емельян Пугачев.

Гринев приезжает в Белогорскую крепость, где знакомится с молодым офицером Швабриным, а также с семьей начальника крепости, капитана Миронова. Между Гриневым и капитанской дочкой Машей рождается глубокое взаимное чувство.

Швабрин, давно мечтавший покорить сердце Маши, ревнует девушку к Гриневу. Швабрин вызывает Гринева на дуэль.

На дуэли Гринев ранен, и Маша, выхаживая его, еще больше сближается с ним. Гринев выздоравливает и понимает, что любит Машу всем сердцем.

Доходят слухи о том, что Емельян Пугачев, провозгласивший себя Петром III, готовится к нападению. В неравном бою крепость захвачена. Пленным офицерам предлагают присягнуть на верность Пугачеву. Всех отказавшихся от присяги казнят, но в Гриневе Пугачев узнает своего старого знакомого и решает его помиловать. Швабрин переходит на сторону повстанцев и, пользуясь положением, пытается силой добиться Машиного расположения.

Помилованный Гринев освобождает из рук предателя свою возлюбленную и просит Пугачева позволить им покинуть крепость. Швабрин делает последнюю попытку удержать Машу, сообщая Пугачеву, что девушка — дочь казненного коменданта крепости, а значит, дочь врага. Но бунтарь остается верен своему слову. «Казнить, так казнить, миловать, так миловать — таков мой обычай!», — провозглашает он.

Счастливые молодые беспрепятственно уезжают из крепости. С Пугачевым им предстоит встретиться во время его казни. Там в последний раз Гринев посмотрит в глаза человеку, которому стольким обязан в жизни.

Действующие лица и исполнители

Петр Гринев (дворянин, офицер) — Ростислав Подопригора;
Марья Миронова (дочь капитана Миронова) — Екатерина Голованова;
Емельян Пугачев (главарь восстания) — Александр Максимов;
Алексей Швабрин (молодой офицер) — Виктор Почукаев;
Архип Савельич (воспитатель Гринева) — Сергей Иванцов.
В массовых сценах заняты артисты балета, вокалисты, музыканты оркестра Государственного театра танца «Казаки России».

О спектакле

Екатерина Милованова, режиссер-хореограф спектакля: «Через танец мне важно проследить путь человека. Увидеть его развитие. И хочется через музыку, свет, хореографию и костюмы создать иллюзию параллелей времени: прошлого и настоящего. Основной символ спектакля — круг. Круглый стол, за которым пируют, превращается в круг заговорщиков, набатный бубен, брачную постель и плаху. Своеобразным повтором грубо сколоченного деревянного жизненного круга стал мультимедийный круг, где как в зеркале отражается наша жизнь, наши страсти, наши высокие и низменные желания. Рисунок танца также стремится к кругу. В начале и в конце спектакля рассыпанные по сцене герои в танце стягиваются в единый узел — мы все сопричастны друг другу, мы в едином водовороте жизни. Связь времен. Ведь в нашей истории происходят одни и те же события, меняются, только имена героев и костюмы. Все хотят власти и денег. Но над всем этим продолжает царить любовь. Это круг нашей жизни».

Художественный руководитель Государственного театра танца «Казаки России» Леонид Милованов стремится в вокально-хореографическом спектакле «Пугачевъ» раскрыть по-иному историю «Капитанской дочки». По его задумке, танец — удивительный и ни на что не похожий вид искусства. «Сильное физическое напряжение здесь сопровождается высокой эмоциональной отдачей. Надеемся, что наша новая работа привлечет и молодежь к интересному и с точки зрения литературы, и с точки зрения истории материалу. Берут сомнения: читают ли молодые классиков в эпоху цифровизации? Наша задача — через искусство тянуть молодежь к нашим истокам», — размышляет худрук.

«Пугачев — очень специфический герой, в котором есть и доброта, и злость. Совместить это тяжело, — говорит о своей роли Александр Максимов. — Для меня этот человек — хозяин своей жизни, который делает то, что хочет».

Непросто было через танец передать и характер Петра Гринева. «В начале спектакля он молодой пацан, а в конце — уже мужчина, потому что события полностью изменили его», — подчеркнул артист Ростислав Подопригора. Работа над спектаклем заставила и самих актеров лучше изучить классику и историю. «Я читал «Капитанскую дочку» давно и, если честно, не очень въедчиво. По большому счету, впечатления мне дал спектакль, потому что дал пожить в тех событиях», — поделился Виктор Почукаев, сыгравший Алексея Швабрина.