Вернуться к А.Ю. Щербаков. Емельян Пугачев. Изнанка Золотого века

Только пуля казака в степи догонит

Особенность русских народных выступлений в том, что наиболее крупные из них инициировались не крестьянами, а казаками. Тут надо пояснить. Казаки до конца XVIII века сильно отличались от героев «Тихого Дона». Это была особая социальная общность, которая сложилась на границах России (Вообще-то не только России, но разговор сейчас о нашей стране). Одни бежали туда от неволи, другие — потому что много чего натворили на месте жительства, третьи — от авантюрного склада характера. В казаки принимали всех. Единственным и безоговорочным условием было принятие Православия. Но если даже человек иной веры был готов креститься — так пожалуйста. Так что этнический состав казаков был довольно пестрым. Но трусы и слабаки там точно не выживали.

У казаков действовала система «военной демократии». То есть, все вопросы решались демократическим путем на «казачьем круге», но право голоса там имел только воин. Казаки ценили свою независимость. Фраза «с Дона выдачи нет» вошла в число русских афоризмов. Подобных принципов придерживались не только на Дону, но и иные казацкие сообщества.

А вот какие отношения у казаков были с Российским государством? Достаточно заковыристые. Эти ребята прикрывали российские границы, что при тогдашнем аховом уровне организации армии было очень ценно. Государство с ними договаривалось — у казаков никакой промышленности не имелось, так что поставки боеприпасов были для них необходимым условием существования.

Но казаки были очень беспокойными ребятами. «Военная демократия» — это красиво и романтично выглядит в описании Николая Гоголя. На самом-то деле равенства у казаков не было. Имелись «домовитые» казаки, чьи семьи жили в данных местах давно — и они обросли крепким хозяйством. Это была казачья элита, из которой формировался руководящий состав — старши́на. А большинство назывались «голутвенными». Это те, у которых не было ничего, кроме оружия. Таковыми являлись пришедшие недавно, но имелись и персонажи, которые по своему складу характера не хотели заниматься никаким делом, кроме войны и грабежей. Данные казаки жили сплошным бандитизмом. В истории об этом говорится, что они «совершали набеги». Но что такое «набег»? Это грабеж того, кто не сумел защититься или убежать. И «голутвенные» представляли на казачьем круге внушительную силу, с которой ссориться было опасно. Когда у них заканчивались деньги, то они «пробивали» идею отправляться в очередной набег. Впрочем, «домовитым» казакам набеги были тоже выгодны. Они снабжали «голутвенных» снаряжением — и получали за это свой процент.

Как правило, объектом их набегов были соседи России — Турция и Персия. Что всех устраивало. Но иногда они ходили грабить и в Россию. Это происходило тогда, когда Россия не могла защититься.

Такое случилось в Смутное время. Напомню, что одной из причин этих грустных событий стал Великий голод. С 1601 по 1603 жителям России катастрофически не везло. Снег выпадал в августе. Земля не родила. Грубо говоря, есть стало нечего. Люди бежали в том числе и на Дон. Где пополняли ряды «голутвенных» казаков. И вот тут-то нарисовался Иван Исаевич Болотников. О его происхождении существуют разные версии. По одной из них он являлся боевым холопом князя Андрея Телятевского. Кто это такие, боевые холопы? Я уже упоминал, что землевладельцы обязаны были выставлять определенное количество воинов — и количество бойцов зависело от размера поместья. Богатые люди имели возможность покупать себе людей, которые ничем больше и не занимались, кроме воинской подготовки. Ведь понятно, что твой боец прикрывает в бою твою спину. Так что уж если есть деньги — лучше потратиться — и обеспечить себе серьезное прикрытие. Кроме того, боевые холопы выполняли роль охранников, да и вообще проявляли активность в случаях, когда были необходимы силовые способы воздействия.

Шли в боевые холопы достаточно охотно. В конце концов, армия — это всегда жесткое ограничение свободы. А жизнь у них была куда кучерявее, чем у крестьян. Так что многие сильные и смелые парни продавались в боевые холопы. Кому нравится землю пахать — кому воевать. Каждому свое.

Иван Болотников был вот таким воином. Но тут начался уже описанный Великий голод. Когда кормить своих людей даже боярам было нечем. И Болотников с голодухи сдернул на Дон. А там в результате голода скопилось достаточно много непристроенных людей. Которым было совершенно безразлично, кого грабить. Россия в то время была слаба — вот и пошли на Россию. Болотников объявил, что поддерживает «царевича Дмитрия» (Лжедмитрия I). К нему присоединились и отряды дворян, которые, как мы помним, тоже были не слишком богаты, а во время голода совсем оскудели.

Но на всех претендентов на российский престол войску Болотникова было наплевать. У Ивана Исаевича имелась простая идея: «Бей богатых!». По этой причине к нему и присоединилось множество крестьян.

Справедливости ради стоит отметить, что у данной позиции имелись основания. Во время Великого голода кое у кого имелись запасы продовольствия. У монастырей и купцов, к примеру. Но они не раздавали и даже не продавали еду — приберегали, ожидая «настоящей цены». Вот как после этого люди относились к богачам? Когда от голода умирают твои дети — принцип «священной частной собственности» как-то не особо воспринимается.

Но причины социального протеста могут быть разные. А что получилось? Формирования Болотникова являлись по сути бандой, разросшейся до огромного масштаба, которая занималась, в основном, грабежами. От нее отошли дворяне во главе с братьями Ляпуновыми. Ребята поняли, что во что-то не то ввязались. Но, тем не менее, формирования Болотникова сражались серьезно. Они заняли Тулу — и правительственные войска долго не могли ничего с ними поделать.

В итоге войска Болотникова были в октябре 1607 года более-менее разогнаны тогдашним правителем России Василием Шуйским.