Одним из наиболее значимых явлений политической истории России XVIII века был феномен самозванцев, связанный с особенностями массового сознания, не затронутого влиянием Просвещения, или затронутого им в самой минимальной степени. Постановка проблемы самозванцев в контекст народной традиционной культуры на фоне общей истории страны многое дает для понимания взглядов широких слоев населения на монархическую власть, ее носителей, на взаимоотношения этой власти с обществом и человеком.
В общественно-политическом смысле интерес к поставленной проблеме определяется тем, что феномен самозванцев в той или иной форме в любом случае всегда означал наличие в государственной жизни страны серьезных системных неполадок, свидетельствующих о кризисе легитимности существующей власти и способов ее репрезентации. Эти проблемы были важны в XVIII столетии в условиях развернувшейся тогда «революции сверху» и формирования новой концепции монарха и монархии, когда появление многочисленных самозванцев становилось своеобразной народной реакцией на политику вестернизации. Вопрос о легитимности и опасность делегитимации власти сохраняют свое значение и в современной российской действительности.
Не секрет, что наметившийся еще горбачевской перестройкой процесс трансформации советских партийно-государственных институтов на демократический лад, так и не завершился по сей день, а потому политическая система Российской Федерации по-прежнему находится в переходном состоянии, а значит, нуждается в эффективных путях развития и способах своего реформирования. При этом все более заметным становится ее крен в сторону возрождения привычных для России авторитарных механизмов организации и осуществления властных полномочий. Однако сосредоточение рычагов управления в руках одного вождя, какой бы замечательной по своим дарованиям личностью он ни был, с неизбежностью реанимирует вероятность явной и скрытой борьбы ближайшего окружения за овладение волей единоличного правителя в своих зачастую корыстных интересах, как это уже не раз бывало в нашей истории, например, в условиях дворцовых переворотов второй четверти XVIII века, которые многими исследователями справедливо признаются своеобразным верхушечным аналогом народного самозванчества.
Актуальность данного исследования обусловлена также отсутствием приемлемого понимания изучаемого нами феномена в отечественном научном, культурном и политическом дискурсе, что вызывает потребность выяснения и уточнения полноты и специфики содержания понятий, используемых для обозначения соответствующих ситуаций и явлений. В противном случае, в отсутствие единого научного лексикона конструктивный диалог не представляется возможным.
Наконец, нельзя забывать о том, что загадочный феномен российских самозванцев с давних пор привлекал, привлекает и будет привлекать внимание образованной публики своей авантюрно-приключенческой стороной, мистической таинственностью, поистине магической притягательностью. Но нельзя сказать, будто бы в изучении этого вопроса уже поставлена последняя точка, а потому необходимость сегодня борьбы исторической науки за возвращение себе былых позиций, авторитета и популярности в глазах широкой общественности становится доминантой углубленного познания столь нетривиальных сюжетов нашего прошлого.
Объектом монографического исследования являются особенности монархических представлений носителей традиционного сознания в России XVIII века.
Предмет научного анализа — российские самозванцы XVIII столетия, претендовавшие на имя/статус царей или их родственников.
Хронологический диапазон темы охватывают период с 1701 по 1800 гг. Такая хронология объясняется степенью изученности феномена российских монархических самозванцев. Нижняя граница обозначает водораздел с XVII столетием, появлявшиеся в течение которого ложные претенденты уже привлекали значительное внимание исследователей, в том числе на уровне монографических и диссертационных работ. Верхняя граница обусловливается практически полным исчезновением феномена самозванцев как массового явления со страниц отечественной истории.
Территориальные рамки очерчены территорией Российской империи в границах, достигнутых ею к исходу XVIII столетия, но главным образом рассматриваются окраинные области государства, где чаще всего было отмечено появление монархических самозванцев.
Научная новизна работы заключается в следующем:
1) уточнены дефиниции ключевых для исследуемой темы понятий «самозванство» и «самозванчество»;
2) проанализированы и дополнены типологии российских самозванцев, выявлены их новые типы;
3) выяснены объективные и субъективные факторы, обусловливавших успех российских монархических самозванцев XVIII века;
4) установлена и обоснована зависимость между «непригожими речами» и феноменом российских самозванцев XVIII столетия;
5) выявлены и проанализированы особенности реализации императивов народного монархизма российскими самозванцами на материалах XVIII века;
6) феномен российских монархических самозванцев XVIII столетия впервые рассмотрен в качестве самостоятельной исторической проблемы.
К оглавлению | Следующая страница |