Два дня спустя после восстания 17 мая в цари «выкрикнули» на кремлевской соборной площади придворного интригана князя В.И. Шуйского. Это было долом рук его сторонников. Но воцарение Шуйского, с которым должны были возвратиться старые порядки, не могло остановить движение социальных низов. Угнетенные люди юга страны, получившие, хотя бы на время, облегчение от власти и гнета помещиков, не хотели возврата к старому. В иных городах и уездах в 1604—1606 гг. появлялась новая власть по казачьему образцу. К. Буссов, рассказывающий о скитаниях Болотникова до приезда в Россию, не без преувеличения, но весьма характерно определяет то, что произошло в его отсутствие на родине, как «чудесные изменения»1.
Снова народные низы обращают взоры на «хорошего царя», подхватывают и распространяют слухи о том, что-де «царь Дмитрий Иванович» не погиб в мае в Москве, а спасся, что «плохие» бояре не дают ему осуществить планы улучшения жизни бедных и обиженных.
Новый, еще более грозный вал Крестьянской войны поднимается в июне 1606 г. в юго-западных уездах страны. На борьбу встают те же крестьяне, холопы, «городские люди», служилые люди по прибору (стрельцы, пушкари, казаки, воротники и др.) Северской земли, юго-западных и южных городов. Они расправлялись с боярами и воеводами, бросали их с башен; кроме того, восставшие конфисковывали имущество богатых («прожиточных») людей и, вероятно, делили его между собой. Для восставших характерно то, что тех людей, которые становились жертвами этих расправ, они называли «изменниками», а себя — сторонниками «царя Димитрия».
Восстание, начавшееся на юго-западной окраине, было направлено против правительства В.И. Шуйского и его воевод, против богатых и «знатных».
Источники определенно говорят о том, что своего рода инициатором, организующим центром движения выступает на этом этапе тот же Путивль, который сыграл немалую роль в победе первого самозванца.
Крестьянскую войну на ее наивысшем этапе возглавил Иван Исаевич Болотников. Как недавно выяснил К.И. Корецкий, Болотников происходил из обедневших детей боярских, возможно из Подмосковья. Он был одним из тех, кто в результате хозяйственного разорения 1570—1580-х годов деклассировался, превратившись в крестьян или даже холопов. Болотников стал холопом князя Л.А. Телятевского, служил в его московском подворье и принадлежал к числу его военных «слуг»2. Это говорит о том, что ему военное дело было хорошо знакомо. Известно, что он бежал от господина к донским казакам, в вольнолюбивую среду храбрых и бесстрашных «рыцарей степей». Вероятно, он принимает участие в их походах, во время одного из них попадает в плен к крымским татарам. Из Крыма его продают в Турцию, молодого и крепкого невольника приковывают цепями к скамье на галере в числе других гребцов. Его освобождение стало делом случая: немецкие корабли, напавшие в море на турок, разбивают их, и с невольника сбивают ненавистные кандалы. Болотникова привезли в Венецию. Пожив здесь некоторое время на немецком подворье, он через Венгрию и Германию перебирается в Польшу во главе отряда из 10 тыс. запорожских казаков. Здесь он встречается с тем, кто, по слухам, спасся в Москве 17 мая 1606 г. от заговорщиков во главе с В.И. Шуйским. На этот раз в качестве «царя Димитрия», т. е. самозванца, выступал, вероятно, Михаил Молчанов. С письмом от «царя Димитрия» Болотников направляется в Путивль к князю Г.П. Шаховскому. И здесь он вскоре становится главным предводителем восставших. В этом факте нет ничего удивительного, поскольку Болотников приобрел известность и в Польше, и в России как человек, много испытавший, бывалый, опытный и искусный воин. Кроме того, он прибыл не один, а ко главе большого военного отряда, с которым вместе, вероятно, вел борьбу против турок во время пребывания в Венгрии. Эти запорожцы вместе со своим командиром приняли участие и в народном движении в России.
Будучи «царистом», наивным монархистом, Болотников выступает как военачальник, полководец «царя Димитрия», облеченный его особым доверием, которое он старается оправдать, поддерживает с ним связи в ходе восстания.
Современники, русские и иностранные, характеризуя его как «начальника» и «воеводу» восставших, «полководца», называют «большим заводчиком», «главным атаманом» и в то же время подчеркивают его подчиненное положение по отношению к «царю Димитрию» и «царевичу Петру»: он — «гетман царя Димитрия» или «боярин царевича Петра».
В русских источниках, вышедших из правительственных кругов, из дворянской среды, его называют не иначе, как «вор». Современники же из числа иностранцев (как, например, К. Буссов) отдают ему должное. Он, по словам И. Массы, — «удалец», «отважный витязь», «отважный воин». К. Буссов считает его мужественным и энергичным вождем, человеком своего слова, которое он сдержит даже под угрозой лишения жизни. «Достойнейший муж и сведущий в военном деле» — так говорил о нем архиепископ елассонский Арсений, который враждебно относился ко всякому народному движению3.
Поводом для начала движения, и снова в юго-западных уездах России, был отказ местного населения «целовать крест» новому царю В.И. Шуйскому — оно боялось мести со стороны новых властей за помощь Лжедмитрию I. Жители городов и селений этого района не принимают новых воевод, присланных В.И. Шуйским, расправляются с ними. Так поступают в Путивле и Белгороде, Борисове и Осколе. Участники движения — посадские люди, крестьяне, казаки, служилые люди по прибору, дворяне — выступают под лозунгом свержения царя В.И. Шуйского и восстановления на престоле «царя Димитрия».
В течение лета к восстанию присоединились десятки городов. И. Масса свидетельствует, что они располагались «в земле Северской и волости Комарицкой, а именно: Путивль, Елец, Тула, Кроны, Рыльск и многие другие рядом с ними». Все города, «вплоть до самой Москвы вновь присягнули Дмитрию»4.
Восставшие направились к Москве и провозгласили своей целью расправу с боярами и дворянами, борьбу с феодально-крепостническим гнетом.
В походе на Москву, помимо народных низов, участвовала и часть средне- и мелкопоместных дворян, а Истома Пашков, веневский сын боярский и сотник, выступает даже в роли одного из военачальников повстанческих сил. Впоследствии к народному движению примыкают и некоторые бояре. Все эти дворяне и бояре, используя стихию народного восстания, стремятся к власти, почету и славе, но в конце концов отходят от движения, изменяют ему, так как с восставшими им не по пути. Они понимают, что могут получить желаемое от царя Шуйского, а не от своих классовых врагов — крестьян и холопов.
Правительство Шуйского спешно мобилизует силы и посылает их против восставших. Начинаются кровопролитные сражения. В полосе наступления болотниковцев решающее столкновение происходит у города-крепости Кромы. Этот город осадило царское войско воевод князя Ю.Н. Трубецкого и князя Б.М. Лыкова, но их действия не принесли успеха. В конце лета, в августе, сюда подошел Болотников. Повстанцы наголову разгромили войско Шуйского. По словам современника-поляка В. Диаментовского, под Кромами было «побито» 8 тыс. воинов царя5. Они в панике бежали на север, но не смогли там закрепиться, так как гарнизоны и жители городов и уездов поднимали восстание.
Под Ельцом в августе 1606 г. такая же участь постигла другое царское войско. Им командовал князь И.М. Воротынский. Разбитые воеводы из-под Крон и Ельца спасались бегством в Москву.
В ходе этих и последующих сражений в плен к участникам восстания попало большое количество ратников из армии Шуйского, в том числе дворян и их челядь. И характерно, что если И. Пашков отпускал тысячи дворян и их холопов по домам, а иногда посылал в Путивль, где сидело «правительство» Г.П. Шаховского, то повстанцы Болотникова во время продвижения на север истребляли дворян, громили их имения, конфисковывали их имущество; этими расправами во многих случаях лично руководил сам Болотников. Один из источников (Карамзинский или Столяров хронограф)6 сообщает в связи с этим: «И в тех украиных, в польских и в северских городех тамошние люди по вражию наваждению бояр и воевод и всяких людей побивали всякими смертми, бросали с башен, а иных за ноги вешали и к городовым стенам распинали и многими разноличными смертьми казнили и прожиточных (богатых. — В.Б.) людей грабили; а ково побивали и грабили, и тех называли изменники, а оне будто стоят за царя Дмитрия»7.
Войско Болотникова двигалось из-под Кром по направлению к Калуге, Пашков — от Ельца на Рязань, где к нему присоединились рязанские помещики во главе с П. Ляпуновым и тульские во главе с Г. Сумбуловым. Все города и уезды к югу от реки Оки переходят под знамя восстания против Шуйского. Царь лихорадочно спешит принять меры — приводятся в порядок остатки армий, разбитых под Кромами и Ельцом, собирают новых ратников. Царское войско идет к Калуге, намереваясь под прикрытием ее стен вести борьбу с восставшими. Но Болотников заранее договорился с посадскими людьми, и те перешли на его сторону и закрыли ворота перед воеводами царя. Последние вынуждены были принять бой с повстанцами в 7 км к западу от Калуги у устья реки Угры, но вскоре отступили к Москве.
Болотников вскоре занимает Алексин и Серпухов, к северу от которого на реке Лопасне вступает в сражение с войском князя В.В. Кольцова-Мосальского и заставляет его отступить. В новом ожесточенном сражении на реке Пахре оба войска — повстанческое И.И. Болотникова и царское князя М.В. Скопина-Шуйского — несут большие потери.
Между тем к Москве через Новосиль, Тулу, Рязань, Коломну продвигается армия И. Пашкова. На пути из Коломны в Москву у села Троицкого оно полностью разгромило войско Шуйского.
Обе армии восставших приближались к столице. По пути они одержали немало побед над опытными царскими воеводами, причем наибольшее значение для хода Крестьянской войны имели действия повстанцев Болотникова.
Восставшие подошли к Москве, очевидно, в конце октября (возможно, 28 октября). В это время восстание широко охватило Подмосковье — к югу, юго-западу и юго-востоку от Москвы действовали войска Болотникова, к западу от нее — отряды атаманов Ф. Берсеня, Соломы, И. Шестакова и др.
Примечания
1. И.И. Смирнов. Восстание Болотникова. 1606—1607. М., Госполитиздат, 1951, стр. 138.
2. В.П. Корецкий. О формировании Болотникова как вождя крестьянского восстания. — В кн.: Крестьянские войны в России XVII—XVIII вв.: проблемы, поиски, решения. М., 1974.
3. И.П. Смирнов. Восстание Болотникова, стр. 138—143.
4. И. Масса. Краткое известие, стр. 153; Восстание И. Болотникова. Документы и материалы, стр. 110, 241. И.И. Смирнов. Восстание Болотникова, стр. 136—137.
5. Восстание И. Болотникова. Документы и материалы, стр. 166.
6. Хронограф — историческое сочинение, содержавшее сведения о всемирной, в том числе и русской истории; указанный хронограф принадлежал безвестному столяру, а в начале XIX в. — историку и писателю Б.М. Карамзину.
7. Л. Попов. Изборник славянских и русских сочинений и статей, внесенных в хронографы русской редакции. М., 1869, стр. 331.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |