Вернуться к В.И. Буганов. Крестьянские войны в России XVII—XVIII вв.

Окончание первой Крестьянской войны

Несмотря на поражение повстанцев-болотниковцев, народное движение продолжалось. Даже те из них, кто капитулировал в Туле, не сложили оружие; по словам одного из русских авторов XVII в., они «паки, (снова. — В.Б.) поставиша рать больше первые и вместо тишины дохнуша бурю»1.

Крестьянская война в 1608 г. продолжалась в уездах к югу от Оки, в Поволжье, во Пскове, в районе Вятки и Перми. Не хотели подчиняться власти Шуйского Зарайск, Михайлов, Гремячий, Ряжск, Пронск; антифеодальная борьба рязанских крестьян имела своим следствием бегство местных помещиков из своих имений. Жители Калуги после ухода Болотникова и падения Тулы по-прежнему сидели в осаде и не впускали царских воевод.

С осени 1607 г. жители южных, юго-западных районов включаются в движение, связанное с походом Лжедмитрия II. По-прежнему участие различных слоев в борьбе против Шуйского и его правительства вызывалось противоположными причинами: низы надеялись получить облегчение от феодально-крепостнического гнета, дворяне — новые земли, привилегии.

Переход народных низов на сторону второго самозванца, в котором они снова увидели «истинного царя», покровителя всех обездоленных, был, как и раньше, формой классовой борьбы против «плохого царя» и его бояр, против крепостничества. Лжедмитрий II учитывая эти настроения — его грамоты обещали «вольность» крестьянам и холопам, всякие милости горожанам. И именно поэтому низшие слои населения вливаются в отряды самозванца, превращаясь в «казаков»; среди них немало болотниковцев, героев осады Калуги и Тулы, участников движения из других городов и уездов. Они расправлялись с феодалами, а последние, спасаясь от их гнева, бежали под защиту городских укреплений, в том числе и в Москву к царю Шуйскому. В царской грамоте в Пермь от 7 сентября 1608 г. говорится об этом: «Пришли к нам наших украиных и северских всех городов дворяне и дети боярские с женами и с детьми, пометав свои поместья и вотчины, разорены до основанья от изменников и от воров, и бьют нам челом, чтобы нам их пожаловати для нужи их денежным жалованьем»2.

Войска Лжедмитрия II шли из юго-западных земель, которые опять стали исходной базой не только действий самозванца, но и очередного этапа классовой борьбы. Они направлялись к Москве, не встречая по существу серьезного сопротивления.

Жители городов и уездов присягают «царю Димитрию», сажают в тюрьмы тех воевод, дворян и купцов, которые отказываются поступить таким же образом. За исключением Сибири и некоторых городов Европейской России (Смоленск, Рязань, Коломна, Нижний Новгород, Казань) везде признают власть «законного царя».

Однако вскоре, как и в 1605—1606 гг., социальные низы испытали разочарование.

Летом 1608 г. второй самозванец подошел со своими военными силами к Москве и расположился в селе Тушино. Сюда к «тушинскому вору» из Москвы и других мест приехало немало русских бояр и дворян, по тем или иным причинам недовольных Шуйским. Но, кроме них, на стороне «царя Димитрия» выступали многие крестьяне и холопы, посадские и служилые люди по прибору. В его войсках, насчитывавших десятки тысяч человек (под Москвой и в разных уездах страны), воевали донские казаки атамана И.М. Заруцкого, участника восстания И.И. Болотникова.

Тушинцы захватили ряд уездов в центре и на севере страны. Но политика насилий и грабежей, которую проводили иноземные захватчики, находившиеся в отрядах самозванца, привела к тому, что от поддержки «царя Димитрия» народные низы переходят к борьбе с ним. Их классовая борьба сопровождается все более нарастающей национально-освободительной борьбой. Ее инициаторами были северные и поволжские города во главе с Вологдой. Они выступают против интервентов, громят их. Так происходит уже в 1608 г. А в следующем году ополчения северных городов ведут борьбу с интервентами вместе с правительственными силами князя М.В. Скопина-Шуйского и шведским отрядом В. Делагарди, присланным в Россию согласно Выборгскому договору со Швецией 28 февраля 1609 г. В результате к весне следующего года тушинский лагерь распался. Но с осени 1609 г. началась открытая интервенция польско-литовских феодалов: их армия приступила к осаде Смоленска.

В результате сговора московские бояре, страшившиеся своих подданных больше, чем иноземцев-феодалов, в 1610 г. свергли с престола В.И. Шуйского, а кандидатом в русские цари признали польского королевича Владислава. В сентябре того же года в Москву были введены польские войска.

В этой обстановке на первый план постепенно выступает национально-освободительная борьба против интервентов, которые хозяйничали в России. Однако не прекращалась все эти годы и классовая борьба. Крестьяне и холопы, посадские люди и казаки, находившиеся в отрядах Лжедмитрия II, нападают на бояр и дворян, громят речные суда богатых купцов. Эти выступления, в которых переплетались и антифеодальные и разбойные моменты, имели место в Московском, Коломенском, Рязанском, Владимирском и других уездах. Крестьяне ряда северных и северо-восточных монастырей отказываются от работ и внесения платежей.

В Поволжье восставшие, русские и нерусские, «целуют крест» «законному царю», ведут борьбу против Шуйского и его местных представителей (например, осаждают оставшиеся верными ему Нижний Новгород и Казань), против местных помещиков и монастырей. Царские отряды в конце 1608 г. и в 1609 г. несколько раз разбивают восставших под Нижним Новгородом и Свияжском. Но борьба не утихала — в руки повстанцев попадает ряд городов (Чебоксары, Цивильск, Санчурск и др.), они расправляются со сторонниками В.И. Шуйского. Отряды восставших насчитывают по нескольку тысяч человек.

В 1606—1611 гг. сильное движение продолжается в Вятско-Пермском районе. Восставшие здесь захватили Котельнич, Вятский уезд.

В Астрахани до 1608 г. движение возглавлял «царевич» Иван-Август. Решительная борьба восставших заставила уйти из-под города царское войско Ф.И. Шереметева. Восстание здесь продолжалось до 1614 г.

Во Пскове и его уезде народное движение также не прекращалось долгие годы после подавления восстания Болотникова. Городские жители разделились на два враждующих лагеря: в одном находились бояре, дворяне, дети боярские, богатые гости, монахи, в другом — посадские тяглецы, крестьяне, казаки, стрельцы. Псковские «меньшие люди» открыто выражают свои симпатии сосланным в их город болотниковцам, не допускают их казни. А с осени 1608 г. они высказываются за признание власти «царя Димитрия», выступая против воевод В.И. Шуйского, псковских знатных и богатых людей. То же происходило в городах и селениях, подчиненных Пскову. Псковичи выпускают из тюрьмы болотниковцев, конфискуют имущество богачей, расправляются с воеводой П.И. Шереметевым, стрелецким головой П.М. Бурцевым и др.

Борьба между псковскими «меньшими» и «большими» продолжалась и в 1609 г. Летом этого года попытка псковской знати с помощью новгородского войска подавить восстание «меньших» окончилась плачевно для них — повстанцы казнили многих «больших людей и бояр», фактическим главой правительства Пскова становится «мужик простой» Тимофей Кудекуша Трепец (трепальщик льна).

Борьба продолжалась с переменным успехом и в 1610 г., когда снова установилось «смердов самовластие», а власть воевод, «больших людей» была сведена на нет.

В следующем году во Пскове появился свой самозванец Матюшка. Одновременно с выступлениями против классовых врагов псковичи-простолюдины ведут борьбу с иноземными захватчиками-шведами. Они признали власть руководителей Первого, а затем Второго ополчения. Классовая борьба во Пскове закончилась в 1612 г.

В 1611—1612 гг. широкие размеры приняла национально-освободительная борьба. Одновременно происходит некоторый спад антифеодального движения. Однако оно продолжалось, хотя и с меньшем размере и видоизмененных формах. Борьба против интервентов с определенной степени тоже имела антифеодальное содержание, так как народные низы видели в них, и не без основания, не только национальных, но и классовых врагов. Эти нерусские феодалы являлись собратьями по классу русских дворян, выступали за сохранение и укрепление крепостнических отношений, ослабленных или уничтоженных в некоторых районах России в результате выступлений угнетенных.

Имели место и восстания социальных низов против русских феодалов. Кроме рассмотренных выше выступлений в Поволжье и Пскове, борьба с феодалами велась и в центре страны.

Последней вспышкой народного движения, являющегося составной частью первой Крестьянской войны, выступает крупное восстание крестьян ряда центральных уездов (преимущественно к северу и северо-востоку от Москвы) в 1614—1615 гг.3 Оно явилось ответом на курс правительства царя М.Ф. Романова (пришедшего к власти в 1613 г.), которое в массовом порядке раздает дворянству, а также зажиточным казакам земли, к частности и в первую очередь, земли черносошных и дворцовых крестьян к северу от Москвы. А между тем, среди последних было немало людей, которые в недавние годы вели героическую борьбу с интервентами. Власти организуют в стране сыск и возврат беглых крестьян, преследуют их за «непослушание». Увеличиваются налоги. Усиливается крепостнический режим, ослабленный в ряде местностей в предшествующие годы.

Крестьяне, превратившиеся по указанию правительства в крепостных, с оружием в руках поднимаются в защиту своих попранных прав; на их стороне действуют казаки из бывших крестьян. Движение с начала 1614 г. распространяется на Вологодский, Белозерский и многие соседние уезды. Восставшие собираются в отряды, ведут борьбу с царскими войсками. Их численность вырастает нередко до внушительных размеров. Например, в Новгородском, Каргопольском и Белозерском уездах число повстанцев доходило до 30—40 тыс. чел.

Новоиспомещенных помещиков (дворян, казачьих атаманов), появляющихся в этих уездах, восставшие изгоняют или убивают. Под их контроль в 1614—1615 гг. переходят обширные районы Замосковья и Поморья. Прекращается сбор налогов, уничтожается власть царских воевод.

Однако локальность, разрозненность выступлений повстанцев позволяют царским войскам громить поодиночке их отдельные отряды. Поражение под Москвой и в Ярославском уезде 20-тысячного войска казаков-повстанцев привело к окончанию и этого широкого народного движения, и первой Крестьянской войны вообще.

Так завершились грандиозные классовые битвы, очень сложные по составу движущих сил, их стремлениям и действиям, продолжавшиеся примерно полтора десятилетия.

Примечания

1. Русская историческая библиотека (РИБ), т. XIII, стб. 115.

2. Акты Археографической экспедиции (ААЭ), т. II, № 87.

3. В.А. Фигаровский. Крестьянское восстание 1614—1615 гг. — Исторические записки, 1963, т. 73.