Вернуться к Ложный Петръ III. Или жизнь, характеръ и злодіянiя бунтовщика Емельки Пугачева. Часть II

Сентенция, указъ Ея императорская го величества самодержицы всероссійской, изъ Правительствующаго Сената объявляется во всенародное извѣстіе

Какова во исполненіе обнародованнаго ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА Декабря 19 дня 1774 года Манифеста, въ Правительствующемъ Сенатѣ обще съ Членами Святѣйшаго Синода, первыхъ трехъ классовъ Персонами и Президентами Коллегій о бунтовщикѣ, самозванцѣ и Государственномъ злодѣѣ Емелькѣ Пугачевѣ и его сообщникахъ, по данной отъ ЕЯ Императорскаго Величества полной власти сентенція заключена, и по оной сего Генваря 10 дня 1775 года эксекуція послѣдовала, такова слова отъ слова во всенародное извѣстіе при семъ публикуется.

Подлинный за подписаніемъ Правительствующаго Сената.

1774 года Декабря 30 и 31 чиселъ, въ полномъ собраніи Правительствующій Сенатъ, Святѣйшаго Правительствующаго Синода Члены, первыхъ трехъ классовъ особы и Президенты Коллегій, находящіеся въ Первопрестольномъ Градѣ Москвѣ, принявъ отъ Дѣйствительнаго Тайнаго Совѣтника, Генерала Прокурора и Кавалера Князя Александра Алексѣевича Вяземскаго, состоявшійся 19 числа тогожь мѣсяца за подписаніемъ собственныя ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА руки Манифестъ, и при ономъ присланное въ Сенатъ слѣдствіе о извѣстномъ бунтовщикѣ, самозванцѣ и Государственномъ злодѣѣ Емелькѣ Пугачевѣ, и его сообщникахъ слушали и понеже ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ благоугодно было означенное слѣдствіе отослать въ Сенатъ, и высочайше повелѣть купно съ Синодскими членами, въ Москвѣ находящимися, призвавъ первыхъ трехъ классовъ особъ и Президентовъ Коллегій, выслушать оное отъ Генерала Аншефа, Сенатора и Кавалера Князя Михаила Никитича Волконскаго, и Генерала Маіора Павла Сергѣевича Потемкина, яко производителей сего слѣдствія, и учинить въ силу Государственныхъ законовъ опредѣленіе и рѣшительную сентенцію по всѣмъ ими содѣяннымъ преступленіямъ противу Имперіи, къ безопасности личныя человѣческаго рода и имущества: то хотя важность вины, лютость и варварство сего бунтовщика, самозванца и мучителя Емельки Пугачева довольно уже всѣмъ извѣстны, и впечатлѣніе на сердцѣ каждаго вѣрнаго ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА подданнаго и сына отечества возбуждаетъ праведное мщеніе, и вопіетъ противу дѣлъ сего изверга рода человѣческаго, почему и положеніе сентенціи самою лютѣйшею казнію безъ всякаго разсмотрѣнія послѣдовать могло бы; но установленное и уполномоченное отъ ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА къ суду надъ симѣ извергомъ вѣрноподданное собраніе, слушавъ помянутое слѣдствіе и чинимыя производителями объясненія, нашло хотя все уже и всѣмъ извѣстное, но съ возобновленіемъ крайняго ужаса и содроганія! что сей злодѣй, бунтовщикъ и губитель въ присудствіи тайной Московской экспедиціи допрашиванъ, и самъ показалъ, что онъ подлинно Донской Козакъ Зимовѣйской станицы Емелька Ивановъ сынъ Пугачевъ, что дѣдъ и отецъ его были той-же станицы Козаки, и первая жена его дочь Донскагожь, Козака Дмитрія Никифорова Софъя, съ которою прижилъ онъ трехъ дѣтей, а имянно одного сына и двухъ дочерей, о чемъ во описаніи при Манифестѣ изданномъ 19 Декабря означено: что производя Оренбургу осаду, иногда проѣзжалъ онъ къ Яицкому городу, окруженному тогда злодѣйскимъ его скопищемъ, женился вторично на дочери Яицкаго Козака Петра Кузнецова Устиньѣ. О началѣ жъ злѣйшаго предпріятія, о произведенномъ имъ бунтѣ по многимъ увѣщаніямъ съ клятвою объявилъ, что измѣнническое и бѣдственное его дерзновеніе возмутить Яицкихъ Козаковъ, возмечталъ онъ начать отнюдь не въ томъ страшномъ замыслѣ, чтобъ завладѣть отечествомъ, и похитить Монаршую власть. Сіе страшное и невозможное предпріятіе въ таковый просвѣщенный вѣкъ и въ такой странѣ, гдѣ премудрая ЕКАТЕРИНА царствуя, высокими предпріятіями всѣ угрожающія намѣренія, и самыхъ сильныхъ враговъ отвела, удалила и разрушила, не входило съ начала въ оскверненную возмущеніемъ мысль его; но возмечталъ онъ объявить себя въ имени покойнаго Государя ПЕТРА III, воспользуясь обстоятельствами, узнавъ несогласіе между Яицкихъ Козаковъ: а попущеніемъ разныхъ случаевъ увеличивая злыя намѣренія свои, простиралъ мерзское стремленіе, о коемъ будетъ означено, единственно стремясь къ побѣгу, поелику долженъ былъ онъ искать убѣжища, укрывшись отъ команды. Будучи въ Яицкомъ городѣ прошлаго 1773 года, начиналъ онъ дерзское и пагубное намѣреніе свое къ возмущенію такимъ образомъ, что старался Яицкое войско, находившееся тогда въ междуусобной по дѣламъ, до нихъ касающимся, враждѣ, уговорить къ побѣгу на Кубань. Хищное сердце злодѣя Пугачева, разсмотря вражду помянутыхъ Козаковъ возбудило сего богомерзскаго предателя возжечь и разліять въ смущенныхъ умахъ пламень бунта, поелику разположеніе сердецъ сихъ, кроющихся отъ правосуднаго наказанія Козаковъ, сходственно было съ злымъ намѣреніемъ бунтовщика и злодѣя Пугачева. Положивъ первую искру пожара, начиналъ онъ ненавистное намѣреніе свое тѣмъ прельщеніемъ, что обѣщалъ имъ дать большія денги, если они къ побѣгу согласятся, а въ самомъ дѣлѣ всемѣрно вѣрилъ, что когда отважнѣйшіе на побѣгъ только согласны будутъ, то неминуемо его предводителемъ своимъ, или атаманомъ выберутъ, а выбравъ, и въ повиновеніи его останутся; слѣдовательно онъ съ готовою и отборною шайкою разбойничать, и отъ казни за свои преступленія по крайней мѣрѣ нѣсколько времени укрываться можетъ. Но какъ усмотрѣнная имъ въ однихъ мерзостная склонность ко всякому злодѣянію, а въ другихъ простота, далеко превзошли самое его ожиданіе и расположеніе, то и отважился онъ объявить себя подъ высокимъ уже названіемъ въ Бозѣ почивающаго Государя Императора ПЕТРА III, дабы пользуясь простотою, умножать свою сволочь, нужную ему къ разбойническимъ намѣреніямъ. Но: первое покушеніе сего адскаго предпріятія рушено было поимкою злодѣя Пугачева въ Дворцовой волости въ селѣ Малыковкѣ, не подъ названіемъ еще покойнаго Государя ПЕТРА III; ибо сіе свѣденіе до начальства тогда не дошло, а единственно въ возмутительныхъ словахъ, оттуда привезенъ онъ былъ въ Симбірскѣ, и потомъ въ Казань. Не прекратилось тѣмъ звѣрское ухищреніе сего злодѣя, душа его, разположенная къ злости и измѣнѣ, не ощущала страха Божія, должнаго благоговѣнія къ законной Монаршей власти, и доброжелательства къ возлюбленному Отечеству; и какъ самое первое свое преступленіе началъ онъ укрывать побѣгомъ съ Дона, а потомъ разными ухищреніями и злодѣяніями, такъ и здѣсь не о раскаяніи, но о томъ только помышлялъ, какъ бы изъ темницы уйти и наказанія избѣгнуть. Посему подговоря караульнаго солдата, съ помощію его бѣжалъ онъ изъ тюрмы, и явился паки, на Яикѣ въ половинѣ Августа прошлаго 1773 года будучи укрываемъ на хуторахъ, сказанныхъ кроющихся отъ наказанія Яицкихъ Козаковъ; и чѣмъ больше опасался сыска и казни, тѣмъ скорѣе уже спѣшилъ объявить себя Государемъ, и умножить число своихъ сообщниковъ, и тѣмъ свирѣпѣе пускался въ такія предпріятія, успѣхомъ коихъ чаялъ сообщниковъ своихъ къ зло-дѣянию склонныхъ ободрить, а простаковъ самою дерзостію еще болѣе привесть въ ослѣпленіе. Такимъ образомъ предуспѣвъ собрать нѣкоторое число содѣйственниковъ богоненавистному предпріятію своему, дерзнулъ обще съ ними поднять оружіе противу отечества. Первое стремленіе его было схватить и разорить Яицкой городъ, поелику мщеніе сообщниковъ его на гибель собратій своихъ по причинѣ вражды побуждало; а дабы высокимъ званіемъ Государя удобнѣе было обезоружить сердца, благоговѣніемъ къ священной власти наполненныя, сей преступникъ Богу и Монархинѣ и врагъ отечества, называя себя покойнымъ Государемъ ПЕТРОМЪ III, приступилъ къ городу, и послалъ лжесоставный Манифестъ къ Коменданту, въ ономъ находящемуся, но увидя, что предпріятіе его не имѣло удачи, миновавъ Яицкой городъ, пошелъ по линіи къ Оренбургу; высланная команда изъ города въ погоню за бунтовщиками была предательствомъ нѣкоторыхъ изъ числа посланныхъ злодѣями захвачена. Варваръ Пугачевъ надъ сими нещастными явилъ первый опытъ своей лютости и тиранства, и предалъ мучительской казни: вдругъ двенадцать старшинъ Яицкаго войска, непоколебимо пребывающихъ въ вѣрности ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ и Отечеству даже до самой смерти. Принявъ пищу злой душѣ своей симъ убійствомъ, началъ простирать сей извергъ и губитель Пугачева далѣе свои злодѣянія. Нетрудно было ему въ обнаженныхъ мѣстахъ отъ войска по причинѣ славно окончанной нынѣ Турецкой войны, умножать сонмище свое и простирать успѣхи злыхъ дѣлъ своихъ, которыя внушая мерзской душѣ его отъ часу дерзновеннѣйшіе замыслы, попустили наконецъ его и на всѣ покушенія. Привле-кая разными ухищреніями жителей въ толпы свои, обольщалъ онъ слабомысленныхъ людей несовмѣстными обѣщаніями, а лютѣйшими варварствами приводилъ въ страхъ и ужасъ тѣхъ, коихъ благоразуміе обольщеніямъ его вѣрить не допускало. Доказываетъ то, что посреди сихъ мѣстъ, въ коихъ жителей онъ толь хищно обольщая развращалъ, ни о чемъ болѣе не мыслилъ онъ, какъ о разореніи и бѣдствіи сихъ нещастныхъ людей. Повсюду, гдѣ только сей предатель и злодѣй коснулся, слѣды варварства его остались. Опустошеніе многихъ жилищь каждое благое сердце приводитъ въ содроганіе, и кровь, багрившая землю и пролитая его мучительной рукою дымится и вопіетъ на небеса объ отмщеніи. Многочисленнымъ злодѣйствомъ сего измѣнника врага и тирана означенія вмѣстить здѣсь невозможно; но по собраннымъ вѣдомостямъ издано будетъ особливое описаніе. Ко изявленіюжь вообще мерзскихъ дѣйствъ его должно объявить, что по слѣдствію дѣла, о немъ произведеннаго и самымъ признаніемъ сего злодѣя оказалось толь неслыханная въ человѣческомъ родѣ лютость, что нѣтъ единаго зла и такаго ужаснаго варварства, котораго бы гнусная душа его не произвела въ дѣйство: ибо, забывъ законъ всемогущаго Господа и Творца, явился онъ преступникомъ предъ самимъ богомъ; презрѣвъ присягу Монаршей власти, сдѣлался не только измѣнникомъ, но похитивъ имя Монарха, сталъ возмутителемъ народа, и учинилъ себя виновникомъ бѣдствія и губителемъ многихъ невинныхъ людей; наруша обязательство предъ Отечествомъ, сдѣлался врагомъ ему и злодѣемъ, а разрушивъ всѣ права естественныя предъ человѣческимъ родомъ, явилъ себя врагомъ всему человѣческому роду: словомъ, разорялъ онъ храмы Божіи, разрушалъ святые алтари и жертвенники, расхищалъ сосуды и всѣ утвари церковныя, и поругалъ Святыя иконы, не ощущая въ душѣ своей ни мало не токмо священнаго благоговѣнія къ таковымъ вещамъ, гдѣ жертва приносится Всевышнему Создателю, искупившему спасеніе наше кровію Спасителя Христа, но ниже содроганія; однако не столь странно, что злодѣй, сперва отъ страха казни въ большія злодѣянія пустившійся, а потомъ во оныхъ человѣчество забывшій, и въ лютаго звѣря превратившійся, не содрогался о своихъ дѣяніяхъ, кои почиталъ къ сохраненію своему нужными, какъ то непостижимо, что единожды прельщенные имъ безумцы и простаки не могли въ прилѣпившейся къ нимъ возмутительной заразѣ видѣть, что злодѣй не ищетъ болѣе, какъ токмо время ожидающей его казни продлить; ибо, гдѣ онъ ни проходилъ, тамъ не оставилъ иныхъ слѣдовъ, какъ токмо безчеловѣчія, и сколько разъ ни отваживался стать на сраженіе съ вѣрными ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА войсками, всегда слѣдующую за нимъ ослѣпленную чернь отдавъ на поражаніе, самъ съ малымъ числомъ единомышленниковъ тотъ часъ убѣгалъ искать себѣ спасеніи и новыхъ простаковъ на таковуюжь жертву. Грады, заводы и селенія для того только и бралъ, чтобъ предавать огню и грабительству. Всѣхъ вышняго степени людей изтреблялъ, не разбирая ни пола, ни возраста, не для того, чтобъ ему та жертва была милѣе, но для того, что опасался, дабы просвѣщеннѣйшіе люди слѣдующихъ за нимъ въ пагубу слѣпцовъ не просвѣтили. Нынѣ лишась всѣхъ способовъ и надежды къ побѣгу и новымъ злодѣяніями, признался во всемъ томъ съ истиннымъ, буде токмо, можетъ въ его душѣ быть, раскаяніемъ, какъ предъ слѣдственною Коммисіею, такъ и въ полномъ собраніи Правительствующаго Сената, Членовъ Святѣйшаго Синода и приглашенныхъ особъ. Тоже самое учинили и всѣ сообщники его какъ предъ Коммисіею, такъ и предъ отряженными для того отъ всего собранія Членами. Сей злодѣй предъ полнымъ собраніемъ объявлялъ, что онъ подлинно Донской Козакъ Зимовѣйской станицы Емельянъ Ивановъ сынъ Пугачевъ, и каялся во всѣхъ сказанныхъ важныхъ винахъ своихъ и во всѣхъ преступленіяхъ и злодѣйствахъ, заклинаясь, что открылъ онъ все то, чѣмъ гнусное его сердце было заражено, и нынѣ очищаетъ душу свою совершеннымъ покаяніемъ предъ Богомъ и ЕЯ ИМПЕРАТОРСКИМЪ ВЕЛИЧЕСТВОМЪ и предъ всемъ родомъ человѣческимъ во всѣхъ, содѣянныхъ имъ беззаконіяхъ. Къ сообщникамъ же сего изверга и бунтовщика, о коихъ въ слѣдствіи означено; отряжена была изъ собранія депутація, а имянно: Святѣйшаго Синода Членъ Іоаннъ Архимандритъ Новоспаскій, Тайный Совѣтникъ и Сенаторъ Масловъ, Генералъ Порутчикъ Мартыновъ, и Сенатскій Оберъ Прокуроръ Князь Волконскій, дабы увѣщевая сихъ преступниковъ и злодѣевъ, равно вопросили, не имѣютъ ли они еще чего показать, и чистое ль покаяніе принося, объявили всѣ свои злодѣянія? Исполнивъ порученное дѣло сказанная Депутація, собранію донесла, что всѣ преступники и способники злодѣйскіе признавались во всемъ, что по дѣлу въ слѣдствіи означено, и утвердились на прежднихъ показаніяхъ. Все сіе соверша уполномоченное собраніе приступивъ къ положенію сентенціи, слушало въ началѣ выбранные изъ Священнаго писанія приличные къ тому законы, и потомъ Гражданскихъ законовъ положенія, а имянно: въ книгѣ премудрости Соломоній написано гл: 6. ст: 1 и 3 Царемъ держава дана есть отъ Господа и сила отъ Вышняго. Въ Евангеліи отъ Матвѣя гл: 22. ст: 21. и Марка гл: 12. ст: 14. Воздадите убо Кесарева Кесарева и Божія Богови. Въ 1-мъ посланіи первоверховнаго Апостола Петра гл: 1. ст: 18 и 19 Бога бойтеся, Царя чтите, раби, повинуйтеся во всякомъ страсѣ владыкамъ не токмо благимъ и кротким, но и строптивымъ. Тамъ же къ Римляномъ гл: 13. Всяка душа властямъ предержащимъ да повинуется, нѣсть бо власть, аще не отъ Бога; сущія же власти отъ Бога учинени суть, тѣмъ же противляйся власти, Божію повелѣнію противляется, противляющій же себѣ грѣхъ пріемлетъ. Книга 4. Моисеевы числъ гл: 16. По соизволенію Божію воставшихъ и бунтующихъ противу возлюбленныхъ Богомъ Моисея и Аарона сонмъ Израильтянъ пожре земля.

Евангелія отъ Іоанна гл: 19. ст: 12. Всякъ иже себѣ Царя творяй противится Богу. Въ законѣ, Богомъ Данномъ Моисею отъ 2 закона число 5. Да не умрутъ отцы за сына, ни сынове да не умрутъ за отцы, но каждыя за своя грѣхъ да умретъ. 4. Книги Моисеевы числъ гл: 17. ст: 13. Всякъ прикасался къ скиніи свидѣнія Господней, умираетъ. Въ законахъ Гражданскихъ, въ уложеньѣ. Гл: 2, въ статьяхъ въ 1. Будетъ кто какимъ умышленіемъ учнетъ мыслить на Государское здоровье злое діло, и про то его злое умышленье кто извѣститъ, и потому извѣту про то его злое умышленье сыщется до пряма, что онъ на Царское Величество злое дѣло мыслилъ и дѣлать, хотѣлъ, и такого по сыску казнитъ смертію. Въ 2-й. Также будетъ кто при державѣ Царскаго Величества хотя Московскимъ Государствомъ завладѣть и Государемъ бытъ; и для того своего злаго умышленья начнетъ рать сбирать, или кто Царскаго Величества съ недруги учнетъ дружиться и совѣтными грамотами ссылаться и помощь имъ всячески чинитъ, чтобы тѣмъ Государевымъ недругамъ по его ссылкѣ Московскимъ Государствомъ завладѣть, или какое дурно учинить, и про то на него кто извѣститъ, и потому извѣту сыщется про тое его измѣну до пряма, и такого измѣнника потому же казнитъ смертію. Въ 18. Кто Московскаго Государства всякихъ чиновъ люди свѣдаютъ, или услышатъ на Царское Величество въ какихъ людѣхъ скопъ и заговоръ, или иный какій злый умыселъ, и имъ про то извѣщати Государю Царю и Великому Князю АЛЕКСѢЮ МИХАЙЛОВИЧУ Всея Россіи, или его Государевымъ Боярамъ и ближнимъ людямъ, или въ городахъ Воеводамъ и приказнымъ людямъ. Въ 21. А кто учнетъ къ Царскому Величеству или на его Государевыхъ Бояръ и Окольничьихъ и Думныхъ людей, и въ городахъ и въ полкахъ на Воеводъ и приказныхъ людей, или на кого нибудь приходити скопомъ и заговоромъ, и учнутъ кого грабити или побивати, и тѣхъ людей, кто такъ учинитъ, за то потому же казнитъ смертію безъ всякія пощады. Гл: 21 въ статьяхъ: въ 14. Церковныхъ татей казнитъ смертію безъ всякаго милосердія, а животы ихъ отдавать въ церковныя татьбы. Въ 18. и 21. Разбойниковъ, которые пожгли дворы, или хлѣбъ, казнитъ смертію. Въ Воинскомъ Артикулѣ Гл: 3. Артикулъ 19. Естьли кто подданной войско вооружитъ, или оружіе предпріиметъ противу ЕГО ВЕЛИЧ ЕСТВА, или умышлять будетъ помянутое Величество полонитъ, или убитъ, или учинитъ ему какое насильство, тогда имѣютъ тотъ и всѣ оные, которые во томъ вспомогали, или совѣтъ свой подавали, яко оскорбители Величества, четвертованы быть, и ихъ пожитки забраны. 101 Артикула въ толкованіи. Коль болѣе чина и состоянія преступите ль есть, толь жесточае оный и накажется; ибо оный долженствуетъ другимъ добрый прикладъ подавать и собою оказать, что оные чинитъ имѣютъ. Гл: 17 Артикулъ 137. Всякій бунтъ, возмущеніе и упрямство безъ всякой милости имѣетъ быть висѣлицею наказано. Артикулъ 178. Кто городъ, село и деревню или церкви, школы, шпитали и мѣлъницы зажжетъ, печи или нѣкоторые дворы сломаетъ, такожъ крестьянскую рухлядь и прочее, что потратитъ, оный купно съ тѣми, которые помогали, яко зажигатели и преступитель уложенья, смертію имѣетъ быть казненъ и сожженъ. Въ Морскомъ уставѣ Кн: 5. Глава 1, Артикулъ 1. Если кто противъ персоны ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА какое зло умышлять будетъ, тотъ и всѣ оные, которые въ томъ вспомогали или совѣтъ свои подавали, или вѣдая не извѣстили, яко измѣнники четвертованы будутъ, и ихъ пожитки движимые и недвижимые взяты будутъ. Гл: 7, Артикулъ 124. Кто церкви или иныя святыя мѣста покрадетъ у или у оныхъ что насильно отойметъ, оный имѣетъ бытъ лишенъ живота, и тѣло его на колесо положено. Гл: 12, Артикулъ 85. Кто увѣдаетъ, что единъ или многіе нѣчто вредительное учинитъ намѣрены, или имѣетъ вѣдомость о шпіонахъ, или иныхъ подозрительныхъ людяхъ, во флотѣ обрѣтающихся, и о томъ въ удобное время не объявитъ, тотъ имѣетъ бытъ живота лишенъ. Гл: 13, Артикулъ 92. Никтобъ ниже сло вомъ или дѣломъ, или письмами самъ собою, или чрезъъ другихъ къ бунту и возмущенію, или иное что учинить причины не далъ, изъ чего бы могъ бунтъ или измѣна произойти, ежели кто противъ сего поступитъ, тотъ живота лишится. Гл: 18, Артикулъ 132. Кто лживую присягу учинитъ и въ томъ явственнымъ свидѣтельствомъ обличенъ будетъ, оный съ наказаніемъ вырѣзавъ ноздри, посланъ будетъ на галеру вѣчно.

По выслушаніи всего вышеозначеннаго, когда воображается въ умѣ все происхожденіе и сплетеніе сего богомерзкаго дѣла, то колико представляется предметовъ и человѣчество оскорбляющихъ, и въ тожь время самаго важнаго и зрѣлаго размышленія требующихъ: Во первыхъ поражается сердце ужасомъ, какъ человѣкъ, въ одно преступленіе впадшій, и наказанія избѣгнуть ищущій, зло зломъ закрывая, могъ наконецъ до толикихъ злодѣяній и толикія дерзости дойти, что похитить священное имя Монарха, и дать оное даже и гнусной его наложницѣ. Крайнее потомъ предлежитъ сѣтованіе и соболѣзнованіе, видя, что едва злодѣй нѣсколькими Козаками, такъ же какъ и онъ отъ наказанія укрывающимися, признанъ подъ именемъ покойнаго Государя Императора ПЕТРА III, великое число безумцовъ и простаковъ слѣдуютъ онымъ слѣпо, яко овцы заколенія. Разрушенные храмы Божіи требуютъ возобновленія; разоренные или въ пепелъ обращенные грады и селенія взыскуютъ человѣколюбивой помощи; опечаленные старики и сирые младенцы утѣшенія и призрѣнія, а безумцы и суевѣры просвѣщенія. Наконецъ не меньше всего праведно огорченные дворяне за многія предательства на своихъ крестьянъ взыскуютъ достаточнаго имъ усмиренія; а сіи слѣпцы, и Пугачевымъ и своимъ разстроеніемъ въ разореніе и нищету приведенные и то страхомъ, то бѣдностію терзаемые впадаютъ въ отчаяніе, почему и надлежало бы во первыхъ злодѣевъ предать лютѣйшимъ мукамъ и казнямъ: но сверхъ того что главное преступленіе, а имянно: оскорбленіе Величества, оставляетъ ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО, яко суще человѣколюбивая Монархиня и Матерью Отечества своего и подданныхъ никогда быть не престающая, нѣтъ ни мукъ, ни казней, какъ бы ихъ ни увеличить, чтобъ могли соразмѣрны быть толикимъ злодѣяніямъ. Да большая часть изъ лютѣйшихъ злодѣевъ и приняли уже свое воздаяніе то на сраженіяхъ, то правосудіемъ, на самыхъ тѣхъ мѣстахъ въ дѣйство произведеннымъ. Надлежало бы тотъ часъ стараться и о разогнаніи толь бѣд-ственной слѣпоты и невѣжества: но вѣрить надобно, что постигнувшее ихъ зло не токмо разженетъ много слѣпоты, да и самыхъ буйственныхъ въ чувство и раскаяніе приведетъ, Представляя все сіе къ общему всѣхъ вѣрноподданныхъ утѣшенію, видимъ, что стараніями премудрыя Монархини о воспитаніи, невѣжество уже повсемѣстно изчезаетъ, а благонравіе процвѣтать будетъ. Надлежало бы обратить благоговѣйное попеченіе къ воспостроенію разоренныхъ храмовъ Божіихъ, но Христолюбивая Мохархиня гдѣ не подаетъ примѣровъ ЕЯ благочестія? Въ пепелъ обращенные грады и селенія ободрены уже примѣромъ многихъ другихъ, въ лѣпоту облеченныхъ градовъ, утѣшены и призрѣны не старики токмо и младенцы, но питаются теперь цѣлыя провинціи на Монаршемъ ЕЯ иждивеніи. Наконецъ увѣрено все собраніе, что и погрѣшившіе крестьяне са ми чистосердечно раскаиваются; а просвѣченные и благонравные люди ищутъ паче помощь подать бѣдности, нежели обременить оную. Сего ради собраніе находя дѣло въ такихъ обстоятельствахъ, сообразуяся безпримѣрному ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА милосердію, зная ЕЯ сострадательное и человѣколюбивое сердце, и наконецъ разсуждая, что законъ и долгъ требуютъ правосудія, а не мщенія, нигдѣ по Христіянскому закону несовмѣстнаго, единодушно приговорили и опредѣлили за всѣ учиненныя злодѣянія бунтовщику и самозванцу Емелькѣ Пугачеву, въ силу прописанныхъ Божескихъ и Гражданскихъ законовъ учинить смертную казнь, а именно: четвертовать, голову взоткнуть на колъ, части тѣла разнести по четыремъ частямъ города, и положить на колеса, а послѣ на тѣхъ же мѣстахъ сжечь главнѣйшихъ его сообщниковъ, способствующихъ въ его злодѣяніяхъ.

1е. Яицкаго Козака Аѳанасъя Перфильева, яко главнѣйшаго любимца и содѣйственника во всѣхъ злыхъ намѣреніяхъ, предпріятіи и дѣлѣ изверга и самозванца Пугачева, паче всѣхъ злостно и предательствомъ своимъ достойнаго лютѣйшія казни, и котораго дѣла, во ужасъ каждаго сердце привести могутъ. Что сей злодѣй будучи въ Петербургѣ въ то самое время, когда извергъ и самозванецъ обнаружился подъ Оренбургомъ, самъ добровольно предъявилъ себя начальству съ таковымъ предложеніемъ, яко бы онъ будучи побуждаемъ вѣрностію къ общей пользѣ и спокойствію, желалъ уговорить главнѣйшихъ сообщниковъ злодѣйскихъ Яицкихъ Козаковъ къ покоренію законной власти, и привести злодѣя обще съ ними съ повинною. По сему точно удостовѣренію и клятвѣ отправленъ онъ былъ къ Оренбургу, но сожженная совѣсть сего злодѣя подъ покровомъ благонамѣренія алкала злобою. Онъ пріѣхавъ въ сонмъ злодѣевъ, представился къ главному бунтовщику и самозванцу, въ Бердѣ тогда бывшему, и не только удержался отъ исполненія той услуги, которую исполнить онъ обѣщалъ и заклинался, но чтобъ увѣрить самозванца въ вѣрности, объявилъ ему откровенно все намѣреніе свое, и соединясь предательскою совѣстію своею съ мерзкою душею самаго изверга, пребылъ съ того времени до самаго конца непоколебимъ въ усердіи ко врагу Отечества, Былъ главнѣйшемъ соучастникомъ звѣрскихъ дѣлъ его; производилъ всѣ мучительнѣйшія казни надъ тѣми нещастными людьми, которыхъ бѣдственный жребій осуждалъ попасться въ кровожаждущія руки злодѣевъ; и наконецъ, когда злодѣйское скопище разрушено въ послѣдніи подъ Чернымъ Яромъ, и самые любимцы изверга Пугачева кинулись на Яицкую степь, и искавъ спасенія, разбились на разныя шайки, то Козакъ Пустобаевъ увѣщевалъ товарищей своихъ явиться въ Яицкомъ городѣ съ повинною, на что другіе и согласились; но сей ненавистный предатель сказалъ, что онъ лучше желаетъ живымъ быть зарыту въ землю, нежели отдашься въ руки ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА опредѣленнымъ начальствомъ. Однакожь высланною командою пойманъ, въ чемъ самъ онъ предатель Перфильевъ предъ судомъ обличенъ, и винился, четвертовать въ Москвѣ.

2е. Яицкому Козаку Ивану Чикѣ, онъ же и Зарубинъ, самоназвавшемуся Графомъ Чернышевымъ, присному любимцу злодѣя Пугачева, и который при самомъ началѣ бунта злодѣя паче всѣхъ въ самозванствѣ утвердилъ, мно гимъ другимъ соблазнительный примѣръ подалъ и съ крайнимъ раченіемъ укрылъ его отъ поимки, когда за самозванцемъ выслана была изъ города сыскная команда, и потомъ при обнаруженіи злодѣя и самозванца Пугачева былъ изъ главнѣйшихъ его содѣйственниковъ, начальствовалъ отдѣленною толпою, осаждалъ городъ Уфу, который храбро и достохвально едиными гражданами, усердствующими прямо въ вѣрности ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ защищался, разорялъ многіе въ той провинціи заводы и селенія, похищалъ всякаго рода имущества, и чинилъ многія смертоубійства вѣрнымъ рабамъ ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА. За нарушеніе данной предъ всемогущимъ Богомъ клятвы въ вѣрности ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ, за прилѣпленіе къ бунтовщику и самозванцу, за исполненіе мерзкихъ дѣлъ его, за всѣ разоренія, похищенія и убійства отсѣчь голову, и взоткнуть ее на колъ для всенароднаго зрѣлища, а трупъ его сжечь со эшафотомъ купно. И сію казнь совершишь въ Уфѣ, яко въ главномъ изъ тѣхъ мѣстъ, гдѣ всѣ его богомерзкія дѣла производимы были.

3е. Яицкаго Козака Максима Шигаева, Оренбургскаго Козачьего Сотника Подурова, и Оренбургскаго неслужащаго Козака Василья Торнова, изъ которыхъ перваго Шигаева за то, что онъ по слуху о самозванцѣ добровольно ѣздилъ къ нему на уметъ, или постоялый дворъ къ Степану Оболяеву, отстоящему неподалеку отъ Яицкаго города, совѣщевалъ въ пользу обнаруженія злодѣя, и самозванца Пугачева, разглашалъ объ немъ въ городѣ, и поелику смыслъ его привлекалъ вѣроятіе простыхъ людей, то произвелъ тѣмъ во многихъ къ бунтовщику и самозванцу привязанность; а по томъ когда уже злодѣй, явно похитивъ имя: покойнаго Государя ПЕТРА Третіяго, приступилъ къ Яицкому городу, то былъ онъ при немъ изъ первыхъ содѣйственниковъ его. При обложеніижь Оренбурга, во всякое время, когда самъ главный злодѣй оттуда отлучался къ Яицкому городу, оставлялъ его начальникомъ бунтовщичей толпы своей. А въ сіе ненавистное начальство производилъ онъ Шигаевъ многія злости, повѣсилъ посланнаго въ Оренбургъ отъ Генерала Маіора и Кавалера Князя Голицына Лейбгвардіи коннаго полку Рейтара съ извѣстіемъ о его приближеніи, единственно за сохраненную сказаннымъ Рейтаромъ истинную вѣрность къ ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ законной своей Государынѣ. Втораго Подурова, яко сущаго измѣнника, который не только предался самъ злодѣю и самозванцу, но и писалъ многія развратительныя въ народѣ письма, увѣщевалъ вѣрныхъ ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ Яицкихъ Козаковъ предашься къ злодѣю и бунтовщику, называя его и увѣряя другихъ, якобы онъ быль истинный Государь, и наконецъ писалъ угрозительныя письма къ Оренбургскому Губернатору Генералу Порутчику и Кавалеру Рейнсдорпу, къ Оренбургскому Атаману Могутову; и къ вѣрному старшинѣ Яицкаго войска Мартемьяну Бородину, которыми письмами сей измѣнникъ убѣжденъ и признался. Третьяго Торнова, яко сущаго злодѣя и губителя душъ человѣческихъ, разорившаго Нагайбацкую крѣпость и нѣкоторыя жительства, и потомъ вторично прилѣпившагося къ самозванцу, повѣсить въ Москвѣ всѣхъ ихъ троихъ.

4е. Яицкихъ Козаковъ, Василья Плотникова, Дениса Караваева, Григорья Закладнова, Мещерятскаго Сотника Канзафера Усаева, и Ржевскаго купца Долгополова за то, что оные злодѣйскіе сообщники, Плотниковъ и Караваевъ при самомъ началѣ злодѣйскаго умысла пріѣзжали къ пахотному солдату Абаляеву, гдѣ самозванецъ тогда находился, и условясь съ нимъ о возмущеніи Яицкихъ Козаковъ, дѣлали первыя разглашенія въ народѣ, и Караваевъ разсказывалъ, яко бы видѣлъ на злодѣѣ Царскіе знаки, такъ называя пятна, оставшіяся на тѣлѣ злодѣя послѣ болѣзни его подъ Бендерами. Приводя такимъ образомъ, въ соблазнъ простыхъ людей, оный Караваевъ и Плотниковъ по слуху о самозванцѣ будучи взяты подъ караулъ, о немъ не объявили. Закладновъ былъ подобно первымъ изъ начальныхъ разглашателей о злодѣѣ, и самый первый, предъ кѣмъ злодѣй дерзнулъ назвать себя Государемъ. Канзафаръ Усаевъ былъ двоекратно въ толпѣ злодѣйской, въ разныя ѣздилъ мѣста для возмущенія Башкирцовъ, и находился при злодѣяхъ Бѣлобородовѣ и Чикѣ, разныя тиранства производившихъ. Онъ въ первый разъ захваченъ вѣрными войсками подъ предводительствомъ Полковника Михельсона при разбитіи злодѣйской шайки подъ городомъ Уфою, и отпущенъ съ билетомъ на прежнее жительство; но не чувствуя оказаннаго ему милосердія, опять обратился къ самозванцу, и привезъ къ нему купца Долгополова. Ржевскій же купецъ Долгополовъ разными лжесоставленными вымыслами приводилъ простыхъ и легкомысленныхъ людей въ вящшее ослѣпленіе, такъ что и Канзаферъ Усаевъ утвердясь больше на его увѣреніяхъ, прилѣпился вторично къ злодѣю. Всѣхъ пятерыхъ высѣчь кнутомъ, поставить знаки и вырвавъ ноздри, сослать на каторгу, и изъ нихъ Долгополова сверьхъ того содержать въ оковахъ.

5е. Яицкаго Козака Ивана Почиталина, Илецкаго Максима Горшкова, и Яицкаго же Илью Ульянова за то, что Почиталинъ и Горшковъ были производителями письменныхъ дѣлъ при самозванцѣ, составляли и подписывали его скверные листы, называя Государевыми Манифестами и указами, чрезъ что умножая развратъ въ простыхъ людяхъ, были виною ихъ нещастія и пагубы. Ульянова, яко бывшаго съ ними всегда въ злодѣйскихъ шайкахъ, и производившаго равно какъ и они убійства, всѣхъ троихъ высѣчь кнутомъ, и вырвавъ ноздри, сослать на каторгу.

6е. Яицкихъ Козаковъ: Тимоѳея Мясникова, Михаилу Кожевникова, Петра Кочурова, Петра Толкачева, Ивана Харчова, Тимоѳея Скачкова, Петра Горшенина, Панкрата Ягунова, пахатнаго солдата Степана Оболяева, и ссыльнаго крестьянина Аѳанасья Чулкова, яко бывшихъ при самозванцѣ, и способствовавши къ ему въ лживыхъ разглашеніяхъ и въ составленіи злодѣйскихъ шаекъ, высѣчь кнутомъ, и вырвавъ ноздри, дослать на поселеніе.

7е. Отставнаго Гвардіи Курьера Михайла Голева, Саратовскаго купца Ѳедора Кобякова, и раскольника Пахомія, первыхъ за прилѣпленіе къ злодѣю и происходимые соблазны отъ ихъ разглашеній, а послѣдняго за ложныя показанія, высѣчь кнутомъ, Голева и Пахомія въ Москвѣ, а Ковякова въ Саратовѣ, да Саратовскагожь купца Протопопова за несохраненіе въ нужномъ случаѣ должной вѣрности, высѣчь плетьми.

8е. Подпорутчика Михайла Швановича за учиненное имъ преступленіе, что онъ будучи въ толпѣ злодѣйской, забывъ долгъ присяги, слѣпо повиновался самозванцовымъ приказамъ, предпочитая гнусную жизнь честной смерти, лишивъ чиновъ и дворянства, ошельмовать, переломя надъ нимъ шпагу. Инвалидной команды Прапорщика Ивана Юматова за гнусную по чину Офицерскому робость при разореніи города Петровска, хотя строжайшаго достоинъ онъ наказанія, но за старостію лѣтъ уменьшая оное, лишить его чиновъ. Астраханскаго коннаго полку Сотника и депутата Василья Горскаго за легкомысленное прилѣпленіе къ толпѣ злодѣйской, лишить депутатскаго достоинства и названія.

9е. Илецкаго козака Ивана Творогова, да Яицкихъ, Ѳедора Чумакова, Василья Коновалова, Ивана Бурнова, Ивана Федулева, Петра Пустобаева, Козьму Кочу рова, Якова Почиталина и Семена Шелудякова, въ силу высочайшаго ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА милостиваго манифеста, отъ всякаго наказанія освободить; первыхъ пять человѣкъ потому, что внявъ гласу и угрызенію совѣсти, и возчувствуя тяжесть беззаконій своихъ, не только пришли сами съ повинною, но и виновника пагубы ихъ Пугачева связавъ, предали себя и самого злодѣя и самозванца законной власти и правосудію, Пустобаева за то, что онъ отдѣлившуюся шайку отъ самого злодѣя Пугачева склонилъ притти съ повиновеніемъ; равномѣрно и Кочурова еще прежде того времени явившагося съ повинною; а послѣднихъ двухъ за оказанные ими знаки вѣрности, когда они были захвачены въ толпу злодѣйскую, и были подсылаемы отъ злодѣевъ къ Яицкій городъ, но они приходя туда, хотя отстать отъ толпы, опасались, однако возвѣщали всегда о злодѣйскихъ обстоятельствахъ и о приближеніи къ крѣпости вѣрныхъ войскъ; по томъ, когда разрушена была злодѣйская толпа подъ Яицкимъ городомъ, то сами они къ воено-начальнику явились. И о семъ высочайшемъ милосердіи ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА и помилованіи сдѣлать имъ особое объявленіе чрезъ отряженнаго изъ собранія члена, сего Генваря и дня при всенародномъ зрѣлищѣ предъ грановитою палатою, гдѣ и снять съ нихъ оковы.

10е. Отставнаго Подпорутчика Гринева, Царицынскаго купца Василья Качалова, да Брянскаго купца Петра Кожевникова, Малороссіанина Осипа Коровку, Донскихъ Козаковъ Лукьяна Худякова, Андрея Кузнецова, Яицкаго козака Ивана Пономарева, онъ же и Самодуровъ; раскольниковъ, Василья Щолокова, Ивана Седухина, кресть-янина Василья Попова и Семена Филипова, которые находились подъ карауломъ, будучи съ начала подозрѣваемы въ сообщеніи съ злодѣями; но по слѣдствію оказались невинными, для чего ихъ и освободить, и сверхъ того о награжденіи крестьянина Филипова, яко доносителя въ Малыковкѣ о начальномъ прельщеніи злодѣя Пугачева, представить на разсмотрѣніе Правительствующаго Сената. А понеже ни въ какихъ преступленіяхъ не участвовали обѣ жены самозванцовы, первая Софья, дочь Донскаго козака Дмитрія Никифорова, вторая Устинья дочь Яицкаго козака Петра Кузнецова, и малолѣтные отъ первой жены сынъ и двѣ дочери, то безъ наказанія отдалить ихъ, куда благоволитъ Правительствующій Сенатъ, равномѣрно же предоставляется къ тому же разсмотрѣнію назначеніе мѣста и содержаніе осужденныхъ на каторгу и на поселеніе.

11е. Какъ же не безъизвѣстно вышеозначенному собранію, что по опредѣленію Святѣйшаго Синода, не токмо бунтовщикъ и самозванецъ Емелька Пугачевъ, но и всѣ его злодѣйскіе сообщники преданы вѣчному проклятію; то дабы осужденнымъ сею сентенціею на смертную казнь, которые за клятвопреступленіе, ужасное варварство и злыя дѣла свои подверглись душевно осужденному въ тартарѣ мученію, не лишились при послѣднемъ концѣ своемъ законнаго покаянія во всѣхъ содѣянныхъ ими злодѣяніяхъ, предоставить Преосвященному Самуилу Епископу Крутицкому поступить въ томъ по данному ему на сей случай наставленію отъ Святѣйшаго Синода.

12е. Опредѣленную злодѣямъ смертную казнь въ Москвѣ учинить на болотѣ сего Генваря 10 дня. Къ чему привесть и злодѣя Чику, назначеннаго на казнь въ городѣ Уфѣ, и послѣ здѣшней эксекуціи того же часа отправить на казнь въ назначенное ему мѣсто. И для того какъ о публикованія сей сентенціи, такъ и о сказуемомъ милосердіи прощаемымъ и о надлежащихъ къ тому пріуготовленіяхъ и нарядахъ послать изъ Сената, куда надлежитъ, указы. Заключена Генваря 9 дня 1775 года.

Учрежденному собранію Святѣйшаго Синода члены письменно объявили, что слушавъ въ собраніи слѣдствіе злодѣйскихъ дѣлъ Емельки Пугачева и его сообщниковъ, и видя собственное ихъ во всемъ признаніе, согласуемся, что Пугачевъ съ своими злодѣйскими сообщниками достойны жесточайшей казни, а слѣдовательно какая заключена будетъ сентенція, отъ оной не отрицаемся; но поелику мы духовнаго чина, то къ подписанію сентенціи приступить не можемъ.

Подъ тѣмъ подписано тако:

Самуилъ Епископъ Крутицкій,
Геннадій Епископъ Суздальскій,
Іоаннъ Архимандритъ Новоспаскій,
Андрей Протопопъ Гвардіи Преображенскій.

Подъ сентенціею подписано тако:

Князь Михайло Волконской,
Михайла Измайловъ,
Иванъ Козловъ, —
Лукьянъ Камынинъ,
Всеволодъ Всеволожской,
Петръ Вырубовъ,
Алексѣй Мельгуновъ,
Князь Иванъ Вяземской,
Дмитрій Волковъ,
Михайло Масловъ,
Григорій Протасовъ.
Александръ Глѣбовъ,
Графъ Ѳедоръ Остерманъ,
Яковъ Протасовъ,
Графъ Валентинъ Мусинъ Пушкинъ,
Михайла Каменской,
Иванъ Мелиссино,
Павелъ Потемкинъ,
Александръ Самойловъ,
Матвѣй Мартыновъ,
Александръ Херасковъ,
Иванъ Давыдовъ,
Акимъ Апухтинъ,
Михайла Лунинъ,
Михайла Салтыковъ,
Алексѣй Яковлевъ.

Оберъ Секретарь Андреянъ Васильевъ.
Секретарь Александръ Храповицкой
.

Печатано въ Москвѣ при Сенатѣ Генваря 10 дня 1775 года.