Одна из задач этого цикла уроков — привлечь учащихся к анализу текста необычностью встреч Гринева с Пугачевым, их романтичностью. Необычность определяется не только исключительной ситуацией, в которой оказываются герои, но и ореолом поэзии вокруг личности Пугачева: то он появляется из мрака разгневанной, бушующей стихии, то его сопровождает народная песня, то легенда об орле и вороне. Поэтизация образа Пугачева — в раскрытии богатства его необыкновенной натуры, в неожиданных проявлениях человечности, сердечности, искренности.
Разговор о главе «Вожатый», естественно, соотносится с тем, что узнали учащиеся о ней в V классе, когда разбирали небольшой отрывок, озаглавленный в хрестоматии «Буран».
Что же дало учащимся знакомство со всей повестью для их более глубокого, эстетического восприятия главы «Вожатый»?
Они по-новому вгляделись в портрет вожатого, поняли значение «сверкающих глаз» в портретной характеристике Пугачева. Слова Гринева «наружность его показалась мне замечательной» не прошли мимо учащихся так же, как и оценка выражения лица «приятного, но плутовского».
Более того, на вопрос, не отразилось ли в портрете Пугачева, данном Гриневым, пушкинское отношение к «славному разбойнику», некоторые учащиеся отвечают, что «сверкающие глаза», эта столь значительная деталь в немногословной портретной характеристике, несомненно, принадлежит автору: «Это Пушкин так представлял себе лицо Пугачева».
Благодаря знакомству со всей повестью, семиклассники обращают внимание и на название главы: «Пушкин, дав главе название «Вожатый», хочет сказать, что человек, который вывел путников из бурана, и будет вожаком, вождем, самым главным человеком в восстании».
Теперь учащиеся замечают необычайность первого появления «неизвестного человека», который предстает перед читателем в стремительном нарастании снежной бури, несшей смерть путникам, в «мраке и вихоре» бурана.
Какое же впечатление оставляет эта сцена? Зачем нужен этот пейзаж с бурей, с «мутным кружением метели»? «Появление вожатого кажется чудесным, необыкновенным в снежной степи, когда кружится буран».
В самом деле, облик вожатого сначала как бы сливается с разгневанной природой. Но в шуме стихии ясно слышится его твердый, бодрый голос: «Дорога-то здесь, я стою на твердой полосе», — отвечал вожатый, когда путники подъехали к нему и ямщик закричал, спрашивая дорогу.
Сон Гринева, исполненный «неясных видений», усугубляет «чудесность» встречи с дорожным и предвещает необычайные события. Эту композиционную роль сна учащиеся замечают и начинают его «расшифровывать»1.
Описание постоялого двора, умета, куда добрался Гринев с помощью вожатого, теперь соотносится с тем, что узнали учащиеся на вступительном уроке. На постоялом дворе, видимо, и встречаются заговорщики. Хозяин его, казак, сочувствует восставшим. Читаем: «На стене висела винтовка и высокая казацкая шапка». Ребята вспоминают и то, как Пушкин-историк говорит о назревании восстания в оренбургских степях: «...везде были тайные сборища по уметам и избам».
Сейчас учащиеся воочию видят, как Пушкин-историк превращается в художника, создавая картину такого умета. Эта картина особенно оживает для читателя, когда он слышит «иносказательный разговор» хозяина умета с вожатым. Теперь этот разговор воспринимается с большим интересом. Кто же из собеседников подробнее информирован о происходящих событиях: хозяин постоялого двора или вожатый? Ученики отдают главную роль вожатому. Они объясняют это тем, что у него «кругозор шире, и он более бодро смотрит на происходящее: «Молчи, дядя, — возразил мой бродяга, — будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов. А теперь заткни топор за спину: лесничий ходит».
Обратимся к эпиграфу. В чем его смысл? Как он связан с главой «Вожатый»?
Сторона ль моя, сторонушка,
Сторона незнакомая!
Что не сам ли я на тебя зашел,
Что не добрый ли да меня конь завез:
Завезла меня, доброго молодца,
Прытость, бодрость молодецкая
И хмелинушка кабацкая.Старинная песня
Учащиеся улавливают сходство эпиграфа с разговором вожатого с Гриневым: «Послушай, мужичок, — сказал я ему, знаешь ли ты эту сторону?.. — Сторона мне знакомая, — отвечал дорожный, — слава богу, исхожена и изъезжена вдоль и поперек».
Как, однако, объяснить несовпадение строки песни «сторона незнакомая» со словами Пугачева «сторона мне знакомая»?
Учащиеся говорят: «Пугачев — донской казак, и оренбургские степи — не его родина; его судьба бросила в эти степи, его энергия, желание действовать, «прытость, бодрость молодецкая». И он теперь хорошо знает эти места: исходил и изъездил их вдоль и поперек».
Ответы учеников совпадают с толкованием эпиграфа В. Шкловским, который утверждает: «Слегка изменяя строку песни, продолжая ее образ, Пушкин как бы спорит с ней. Степь — не чужбина для Пугачева»2.
Следующий этап разбора образа Пугачева на этом уроке — анализ сцены из главы VIII «Незваный гость», в которой образ Пугачева опять выступает в поэтическом ореоле.
Напомним учащимся, что Пугачев в этой главе, как, впрочем, и везде, дается в восприятии рассказчика. Представим себе душевное состояние рассказчика в тяжелый для него день разгрома Белогорской крепости, наполненный «столь ужасными впечатлениями». Только что произошла казнь его товарищей, сам он испытал предсмертный ужас и чудесное спасение. Гринева волнует судьба Маши, оставшейся круглой сиротой, неопределенность собственного положения.
Но в этот день ему предстояло выдержать еще одно испытание: его позвали к Пугачеву. Читаем: «Я... отправился в комендантский дом, заранее воображая себе свидание с Пугачевым и стараясь предугадать, чем оно кончится. Читатель легко может себе представить, что я не был совершенно хладнокровен». Мы — читатели. Постараемся представить, что мог думать молодой офицер о своем свидании с Пугачевым!
С точки зрения большинства учащихся, Гринев мрачно думал о предстоящем свидании: «Он думал, что Пугачев отомстит ему за то, что он не поцеловал его руки»; «Он предполагает, что Пугачев будет звать его на службу, и он не знает, что делать»; «Он думал, что Швабрин его очернил Пугачеву»; «Нет, он думал, что Пугачев будет ставить ему в пример Швабрина».
И вот Гринев у Пугачева. «Необыкновенная картина мне представилась: за столом, накрытым скатертью и установленным штофами и стаканами, Пугачев и человек десять казацких старшин сидели в шапках и цветных рубашках, разгоряченные вином, с красными рожами и блистающими глазами». Сначала для Гринева — это сборище разгоряченных вином пугачевцев. Он вслушивается, приветливый голос Пугачева: «А, ваше благородие... Добро пожаловать: честь и место, милости просим», старинное русское приветствие гостя. Гринев всматривается. Конечно, на Пугачева обращены все его взоры: «...черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого». Это то же лицо, которое увидел он в памятную буранную ночь.
Учащиеся замечают, что первое впечатление от всей картины у Гринева уже изменилось. Сейчас он видит уже не пьяное сборище. Он понял, что это военный совет в полном смысле этого слова. Пугачевцы совещались, анализировали прошедшие бои, строили планы «о будущих действиях». «Все обходились между собою как товарищи и не оказывали никакого особенного предпочтения своему предводителю... Каждый хвастал, предлагал свои мнения и свободно оспоривал Пугачева».
Странный, с точки зрения Гринева, совет закончился по предложению Пугачева песней: «Ну, братцы... затянем-ка на сон грядущий мою любимую песенку». Как произносит Пугачев эти слова? В них слышится что-то простое, задушевное и ласковое — это сразу улавливают дети.
В этот момент включается проигрыватель.
Песня производит сильное впечатление на ребят. Их привлекает образ добра молодца, крестьянского сына, который схвачен царем и которого будут допрашивать. Они прежде всего замечают, что он мужествен и не выдаст на допросе своих товарищей. Обдуманно и насмешливо назовет он своих помощников. Кто же они? «Темная ночь», «булатный нож», «добрый конь», «тугой лук». Эти его товарищи не подвластны царю и недоступны для наказания. Герой песни в лицо смеется царю-государю.
Учащиеся как бы продолжают песню, прибавляя, что добрый молодец не будет оправдываться, а скажет в лицо царю, что он — его беспощадный, непримиримый враг. Учащимся кажется, что в жестоких словах царя звучит и уважение к добру молодцу: «Умел ты воровать, умел ответ держать».
Эту песню услышал Гринев. «Невозможно рассказать, какое действие произвела на меня эта простонародная песня про виселицу, распеваемая людьми, обреченными виселице», — вспоминает он.
Сравним теперь его новое впечатление о людях, с которыми столкнула его жизнь, с первоначальным.
Семиклассники делают наблюдения: «Теперь он видит не «красные рожи», а «грозные лица», слышит «стройные голоса», «теперь уже «пиитический ужас» потрясает Гринева».
Где же источник этого потрясения? Он понимает — пугачевцы поют о своей судьбе, ведь судьба добра молодца — их судьба.
Трагическая народная песня помогла дворянину Гриневу почувствовать трагедию людей, «обреченных виселице», то есть тех, кто поднял восстание. Так искусство помогает понять жизнь.
А как нам помогает песня понять смысл всей сцены? Ученики приходят к выводу, что песня тесно связана с содержанием главы. Ее любят пугачевцы и сам Пугачев. Песня им близка, она им «родная», говорят некоторые из них. Точно невидимые нити соединяют героя песни с людьми, которые ее поют. Теперь Пугачев предстает в поэтическом ореоле народного героя.
Присутствие Гринева на «странном военном совете», закончившемся песней, было как бы прелюдией к тому, что произошло дальше.
Гринев остается вдвоем с Пугачевым. Еще в начале своего пребывания в пугачевском штабе Гринев, вглядываясь в физиономии людей, сидевших за столом, остановился на лице Пугачева, сразу обратив внимание, что «черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого». Теперь лицо предводителя восстания, оставшегося с ним наедине, заиграло новыми оттенками, «удивительным выражением плутовства и насмешливости». Чем же можно объяснить это новое выражение, наконец, смех Пугачева, заразивший и его собеседника, которому было, как мы знаем, сейчас вовсе не до смеха?
Приводим ответы семиклассников:
«Пугачеву весело сейчас оттого, что он утром спас Гринева»; «Ему приятно сознавать, что он отблагодарил Гринева»; «Ему смешно, что Гринев трусит, а он и не собирался его вешать. Он говорит: «Струсил ты, ваше благородие»; «Пугачев смеется потому, что сейчас необыкновенная ситуация: во время бурана он был просто казаком, а Гринев — барином, водкой его угощал, а теперь все переменилось. Теперь он у власти, и судьба Гринева зависит от него».
Эти ответы, хотя и очень наивные, свидетельствуют, что ребята уже находятся под воздействием автора, что им передалась его симпатия к Пугачеву. Они ищут и конкретные причины этого неожиданного смеха, но никто из учащихся обычно не дает, казалось бы, самого простого ответа. Пушкинский Пугачев, как и любой другой человек, умеет искренне, от души смеяться. Это и есть широта, отзывчивость его души, доступность разнообразным чувствам. Ребята согласны с тем, что этот искренний смех — предвестник того, что разговор не будет суровым для молодого офицера.
Вначале рассматриваем «сюжет» беседы, ее логический рисунок, построение. Это важно для создания целостного представления об этом важнейшем эпизоде повести.
С чего же начинает беседу собеседник Гринева? Ребята точно определяют, что Пугачев прежде всего задает главный для себя вопрос: верит ли Гринев, что перед ним царь Петр III?
Гринев честно отвечает, что он этому не верит. Представим себе, какой оборот мог бы принять разговор после такого ответа Гринева. Молодого офицера могла ожидать судьба его товарищей. Но разговор пошел по другому руслу: «Так ты не веришь, чтоб я был государь Петр Федорович? Ну, добро», — говорит Пугачев и предлагает Гриневу «послужить ему верой и правдой». Гринев отказывается. Тогда Пугачев хочет взять с него обещание «по крайней мере, против него не служить». Гринев и на этот раз отказывается. Таков силуэт разговора.
Анализ разговора Гринева с Пугачевым заставляет учащихся войти в беседу героев, дает общее представление о позиции каждого из них. Детальный разбор реплик Гринева и Пугачева может стать материалом для самостоятельной работы учащихся. Это их заставит перечитать текст, углубиться в него, сделать посильные выводы о том, как проявились личности Пугачева и Гринева в их первой откровенной беседе.
Домашнее задание:
Для выполнения задания учащиеся делятся на две группы.
Вопросы, предлагаемые первой группе3:
1. Как Пугачев пытается убедить Гринева, что он царь Петр III? Проследите его речь, найдите слова и выражения, которые свидетельствуют о том, что он хочет говорить «по-царски». Найдите примеры, свидетельствующие о том, что Пугачеву все же не удается выдержать «царскую речь».
2. Чем вы объясните то, что Пугачев не настаивал на своей царской роли? Какие новые доводы приводит он, убеждая Гринева идти к нему на службу? Почему Пушкин насытил второе обращение Пугачева к Гриневу пословицами? Как раскрывают личность Пугачева эти пословицы?
Вопросы, предлагаемые второй группе:
1. «Смелость проявляется по-разному». Как бы вы охарактеризовали смелость Гринева? Ответ подтвердите примерами.
2. Чем отличается первый ответ Гринева Пугачеву по тону и стилю от ответа Ивана Кузмича? Чем вы объясните это отличие?
Примечания
1. Анализ композиционной роли сна Гринева см.: Д. Благой. Мастерство Пушкина. М., «Советский писатель», 1955, стр. 253—255.
2. В. Шкловский. Повести о прозе, т. II. М., «Художественная литература», 1966, стр. 39.
3. Вопросы для домашнего задания можно записать на карточках, которые раздаются всем учащимся.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |