Вернуться к Анекдоты о бунтовщике и самозванце Емельке Пугачеве

Первая женитьба Пугачева

Прошло шесть лет со вступления Пугачева в шайку разбойников, и с тех пор, как случай доставил ему узнать ту девушку, которой спас он честь, Пугачев с твердостью отвергал всех женщин, атаманом ему представляемых, и его душа привыкла уже к пролитию крови, и неоднократно пренебрегал он слезами невинности и слабости. Этот случай был второй, когда Пугачев делал нападение на страны мордвинцов и когда еще раз его душа, привыкшая к злодейству, испытала действие любви и сострадания.

Среди ужасов, кои были производимы по его повелению, вдруг видит он двух из своей шайки разбойников, с насилием влекущих из деревни женщину, которая, казалось, испускала последний вздох. Пугачев, которой сам признавался, что какое-то тайное влечение побудило его лететь по следам сих разбойников, приближается. Сии злодеи положили побледневшую красавицу под дерево, и спорили между собою, кому исторгнуть у нее первую благосклонность ее. Пугачев, не давши им окончить их ссору, с первого взгляду узнает ту молодую девушку, которой спас он жизнь и честь (о которой я говорил в предыдущем анекдоте) и которая в его сердце воспламенила первые искры любви.

Он с яростию бросается на сих двух своих товарищей; одним ударом повергает одного мертва на землю, а другого принудил спасаться бегством, с тем, чтобы он никогда не осмеливался показываться. Овладевши полем сражения, он посредством спирта возвращает чувство красавице, которая от испугу лежала в обмороке. Марфа (имя сей девушке), открывши глаза, узнает своего вторичного избавителя; слезы радости заступают место ужаса. Первое движение Марфы было то, чтоб броситься к ногам Пугачева и благодарить его за cиe вторичное избавление. На сей-то Марфе спустя несколько времени женился Пугачев.

Сия процессия происходила следующим образом:

В главное собрание сих разбойников, которые делают из себя круг, посредине коего стоял Пугачев и его невеста, один из разбойников, занимавши место попа, надевал на себя платье, похожее на женскую шубку и по прочтении некоторых молитв следовало заключение сего обряда, которое состояло из ленты, которою опоясывали новобрачных, узел коей оставался назади и которой был развязываем атаманом.