Вернуться к А.Ю. Щербаков. Емельян Пугачев. Изнанка Золотого века

За старую веру!

Кто такие были стрельцы? Это первые в русской истории контрактные войска. Стрельцы служили за жалование, кроме того, они имели преимущество во владении лавками и кабаками.

Но беда была в вечной российской проблеме. Государство экономило на своих защитниках. К 1682 году стрельцам недоплачивали жалование аж... за сорок лет! По стрелецким расчетам сумма недоплаты составила 240 тысяч рублей. По тем временам — огромные деньги. При этом их начальство использовало бойцов как крепостных — заставляло работать на полях, «припахивало» на разные иные хозяйственные нужды. Недовольство копилось, и вот тут начались проблемы в высшей сфере.

А суть проблем была вот в чем. Государь Федор III Алексеевич (брат Алексея Михайловича) умер, не оставив детей. Имелись два его малолетних брата — Иван Алексеевич и Петр Алексеевич. Проблема заключалась в том, что эти два царевича были от разных матерей. Первый был рожден от Марии Ильиничны Милославской второй — от Натальи Кирилловны Нарышкиной. И за каждым из наследников стояли боярские кланы, которым очень хотелось дорваться до власти. Государь обладал слабым здоровьем — и еще при его жизни началась грызня за власть, в которой сцепились две дамы — Наталья Кирилловна и сестра почившего царя Софья Алексеевна. Так что «женское столетие» началось в России куда раньше XVIII века.

Первоначально победили Нарышкины. Они смогли продвинуть тему, что Иван Алексеевич — слабоумный. Так это было или нет, мы никогда не узнаем. Но в итоге Петр был провозглашен царем.

«Предстояло решить, кому перейдет трон. Обстановка была накалена до предела, и бояре, собравшиеся во дворце для выборов нового царя, надели под платье панцири, опасаясь, что дело дойдет до поножовщины. Прения в Боярской думе ничего не дали. Обычай требовал передачи вопроса на разрешение "всех чинов людьми Московского государства". Под этим подразумевался Земский собор, однако этот институт уже имел номинальное значение. Собор 1682 г. можно назвать этим именем только с большой натяжкой. Он был созван на скорую руку, буквально за несколько часов без всяких выборов. Всех чинов людей, собравшихся на Красной площади, спросили, кому из двух царевичей быть на царстве. Большинство закричало: "Петру Алексеевичу!" За больного Ивана раздались лишь единичные голоса».

(С. Александрович)

Однако Милославские не смирились с таким раскладом. Они устроили заговор, главную роль в котором сыграл князь Иван Андреевич Хованский. Это был замечательный человек. Он намного опередил свое время. Хованский отлично применил «черный PR». Сегодня нас уверяют, что PR придумали только в последнее время. Это не так. Раньше не было СМИ? Так и огнестрельного оружия когда-то не было. Но ведь люди успешно воевали и без него.

В «догазетное» время главным источником информации для народа был рынок. Если человек хотел узнать новости, то он шел туда. Вот туда-то и вбрасывали нужную информацию. Кстати, рынок был в чем-то даже лучше, чем нынешние СМИ. На рынке скапливалась масса людей, которую легко можно было поднять на какие-то большие дела.

Хованский дело знал туго, он пускал в народ слухи, что от Нарышкиных ничего хорошего ждать не придется. А в нужный момент пошла «телега», что Нарышкины, дескать, убивают царевичей... Стрельцы поднялись. Нет смысла рассказывать подробности стрелецкого бунта, они достаточно точно описаны у Алексея Толстого в романе «Петр Первый» и показаны в фильме «Юность Петра». Итогом бунта стало то, что провозгласили двух царевичей — Ивана и Петра, а над ними встала единокровная сестра Ивана, царевна Софья Алексеевна.

Но Хованский на этом не остановился. За удачный переворот он получил должность начальника Стрелецкого приказа. И тут началось самое интересное.

Хованский откровенно подначивал стрельцов на продолжение бунта. Но в то же время уверял Софью, что только он может справиться с непокорными стрельцами. Для того, кто видел развал СССР и разные «цветные революции», мотивация Хованского понятна. Он расшатывал власть. Дело в том, что князь был Гедиминовичем (потомком основателей Великого княжества Литовского). То есть по знатности он не уступал Рюриковичам, а уж про Романовых вообще речь не шла. Так что, возможно, он захотел на трон. Но получилось-то как?

Стрельцы, которые в итоге своего бунта так ничего не получили, кроме морального удовлетворения от казни двух наиболее ненавистных полковников, снова заволновались. И вот тут-то всплыли раскольники. Мы никогда не узнаем — то ли Хованский заигрался, то ли старообрядцы в итоге оседлали протестное движение... В общем, стрельцы подошли к Кремлю с лозунгом: «Хотим старую веру!» Во главе их шли раскольники, а самым главным был раскольнический авторитет Никита Пустовят. Он и его товарищи вызывали у населения уважение. Старцы были тощие и изможденные. Что вызывало симпатию — дескать, не «толстые морды», которые наблюдались у «никонианских» попов.

Это было очень серьезно. Потому что защищать власть было просто некому. Собственно говоря, единственной военной силой, которая могла быстро отреагировать на какую-то угрозу, являлись как раз стрельцы. Поместное войско, то есть дворянское ополчение, надо было очень долго собирать.

Но царевна Софья Алексеевна была решительной и весьма умной женщиной. Вот и в данной ситуации она не струсила и не растерялась. Софья вызвала Никиту Пустовята на дискуссию. Спор шел целый день и закончился «боевой ничьей». Никто никого не сумел убедить. Но за это время люди царевны подсуетились. Бунтующих стрельцов элементарно споили. Из закромов Кремля вынесли много напитков, стрельцы стали выпивать, а в процессе праздника людишки Софьи вложили в нетрезвые головы бунтовщиков нужные идеи: «а нужна ли нам старая вера?» Решили, что ну ее! — и Никиту Пустосвята и его товарищей убили на выходе из кремлевских палат. Хованский, впрочем, тоже ничего не получил от своей бурной деятельности. Вспыли многие интересные вопросы о данном мятеже — и Хованского отправили на плаху.

Но старообрядцы никуда не делись. Казаки были почти поголовно раскольниками. А кроме того, многие старообрядцы двинулись в иные страны. Они осели, например, в Речи Посполитой, а позже — в Османской империи. Но и в России остались очень интересные люди. Вот один пример.