Вернуться к М.А. Коновалов. Гаян

От переводчика

Удмуртский писатель М.А. Коновалов (1905—1938) трагически погиб на самом взлете своего творчества. Он не успел развернуться во все плечо, но и то, что сделано им в удмуртской литературе, позволяет говорить о нем, как о литераторе недюжинном, самобытном, умеющем видеть и чувствовать — и разбираться в том, что увидел и почувствовал.

Выходец из бедной крестьянской семьи деревни Акаршур Можгинского района, беспризорник, батрак, а затем железнодорожный рабочий, учащийся педтехникума, учитель, он в двадцать семь лет становится первым председателем оргкомитета писателей Удмуртии.

В 1934 году М. Коновалов участвует в работе I Всесоюзного съезда советских писателей. Из беседы с Максимом Горьким Коновалов вынес твердое убеждение: надо быть ближе к народу, изучать прошлое, исторические истоки революционности народных масс... Горький, в частности, напоминал, что работа над изучением истории прошлого предоставляет литератору широчайшую возможность самообразования и самосознания, повышения квалификации; необходимо знать все, что было в прошлом, но не так, как об этом уже рассказано, а так, как все это освещается учением Маркса — Ленина и как это реализуется трудом пролетариата и крестьянства Союза Советов.

Вернувшись из Москвы в Ижевск, М. Коновалов принимается за изучение истории народа, собирает народные песни, сказки и предания, особенно об участии удмуртов в крестьянской войне 1773—1775 гг. под предводительством Пугачева. Выяснилось, что у Пугачева среди многочисленных отрядов инородцев был и удмуртский отряд. По историческим материалам стало известно, что этим отрядом командовал молодой удмурт Туймат из деревни Водзимонье.

Вдохновленный героическим прошлым своего народа, подвигами доблестного сына Прикамья, одного из соратников народного вождя Емельяна Пугачева, М. Коновалов садится за роман, который и заканчивает через год, назвав его именем главного героя — «Гаян».

Книга вышла в 1936 году. Роман «Гаян» явился первым художественным произведением социалистического реализма о пугачевском движении не только в удмуртской литературе. Напомним, что В. Шишков впервые опубликовал главы своего исторического повествования «Емельян Пугачев» лишь в 1938 году. М. Коновалов пошел слабо проторенной тропкой и достиг значительных и весомых результатов. Специфика романа «Гаян» такова, что и сейчас, когда в значительной мере уточнены и углублены многие исторические факты пугачевского движения, обогатился наш художественный опыт в отображении крестьянской войны, начатой яицкими казаками и поддержанной огромными народными массами, — книга М. Коновалова воспринимается как оригинальное, свежее и впечатляющее художественное произведение, имеющее крепкую историческую, национальную и интернациональную основу.

Главное свое внимание М. Коновалов сосредоточивает на характеристике жизни удмуртов того периода, стихийного разлива народного движения против угнетателей. Дружба народов — русских, татар, башкир, удмуртов, выкованная в огне борьбы за свободу и общее счастье, — вот лейтмотив романа, его пафос и суть, дающие возможность читателю в полной мере почувствовать и осознать правду историческую и достоверность художественную. «Гаян» — это прежде всего именно роман, художественное произведение со сложным и увлекательно развитым сюжетом, написанное пером незаурядного художника слова.

На русском языке роман «Гаян» выходит впервые. При переводе его сейчас возникли неизбежные в такого рода работе трудности, которые пришлось преодолевать переводчику.

В удмуртской литературе М. Коновалов известен и как автор романа «Лицо со шрамом» (1933 г.), который в свое время был назван народным писателем М. Ляминым «Цементом» в удмуртской литературе. В этом романе писатель впервые у себя на родине показал значение рабочего класса в индустриализации страны и коллективизации деревни.

М. Коновалов успешно выступал и как драматург. Его пьеса «Побеждающая сила» в 1934 году была издана отдельной книгой.

С. Никитин.