Вернуться к В.И. Буганов. Крестьянские войны в России XVII—XVIII вв.

Первые выступления

Весна и лето 1600 г. надолго запомнились русским людям. Сначала шли проливные дожди, затем начались ранние заморозки. Посевы погибли, и с полей ничего не удалось собрать. Все надеялись, что положение исправится в следующем году. Но в 1601 г., а затем и в 1602 г. повторилось то же самое. Россию поразил страшный голод. Цены на хлеб подскочили в десятки раз. В то же время от урожаев прошлых лет хранились большие запасы немолоченого хлеба. Он принадлежал боярам, дворянам и духовным пастырям, которые придерживали хлеб, чтобы еще больше взвинтить цены и нажиться на страданиях простого люда. Так же поступали и богатые крестьяне. По словам Авраамия Палицына, келаря Троице-Сергиева монастыря, у многих имелись «давныя житницы не истощены и поля скирд стояху...». Еще более красноречив рассказ И. Массы: «У знатных господ, а также во всех монастырях и у многих богатых людей амбары были полны хлеба, часть его уже погнила от долголетнего лежания, и они не хотели продавать его, ожидая еще большого повышения цен... Голод, бедствия и ожесточение людей были слишком велики»; «сам патриарх, ...имея большой запас хлеба, объявил, что не хочет продавать зерно, за которое должны будут дать еще больше денег».

Помещики в эти голодные годы прибегают к различным уловкам, которые усугубляют тяжелое положение бедноты. Одни из них переводят крестьян с денежного оброка на натуральный или на барщину. Им было выгоднее получать с крепостных взносы натурой, т. е. прежде всего хлебом и другими продуктами, или переключать их на работу в барских полях, т. е. на производство того же хлеба. Другие феодалы попросту выгоняют со своих дворов многих холопов, лишавшихся тем самым всяких средств к существованию.

Огромные размеры приняла в эти годы смертность от голода. Десятки тысяч холопов, посадских людей, крестьян стали ее жертвами. В одной Москве, по свидетельству А. Палицына, за два года и четыре месяца похоронили на трех кладбищах 127 тыс. чел. В городах и селениях мертвецы лежали по улицам, площадям и дорогам, так как некому было их хоронить.

Правительство Годунова приказало раздавать хлеб из государственных запасов. Организуются платные общественные работы. Власти ведут борьбу со спекулянтами. Но эти меры не помогают. Спекуляция продолжается. Лица, приставленные к выдаче хлеба и денег, без стеснения их разворовывают.

Со всех сторон слышатся жалобы и стоны. Началось «волнение велие» среди широких слоев народа. Правительство идет на снижение повинностей в некоторых местах. А 28 ноября 1601 г. обнародуется указ (подтвержденный в 1602 г.), который как будто разрешает «выход» крестьян от одного владельца к другому «во всем Московском государстве». Но неясное содержание указа противоречило этому обещанию, которым поспешили воспользоваться многие крестьяне. На самом деле власти имели в виду свободу не самостоятельного ухода крестьян, а их вывоза феодалами (только светскими — средне- и мелкопоместными, а не духовными и не крупными светскими), причем в количестве не более одного-двух человек. Московский уезд исключался из числа тех, где разрешался вывоз. Указ не внес успокоения, а, наоборот, возбудил всеобщий ропот. Все — и дворяне, и крестьяне — выражали крайнее недовольство (конечно, с диаметрально противоположных классовых позиций) его ограничениями и двусмысленностью. В судах начались многочисленные тяжбы по делам о вывозе крестьян. В этой неразберихе крестьяне, истолковывая смысл указа так, как хотелось им, прекращают уплату налогов, бегут от господ, наконец, «закладываются» (дают закладные записи о поступлении в холопы) к богатым феодалам.

Особенно широкие масштабы приняло бегство в среде холопов. Этому способствовал и годуновский указ от 16 августа 1608 г., по которому Приказ Холопьего суда стал выдавать «отпускные» (документы об освобождении) тем холопам, которых их господа отказывались кормить в голодные годы.

Огромные массы беглых холопов, крестьян, посадских жителей, всяких «гулящих людей» перебираются на окраины страны. Только в южных и юго-западных уездах России скопилось в эти годы до 20 тыс. одних пришлых холопов.

Многие начинают уже в эти годы борьбу с угнетателями. Они собираются в отряды и, вооруженные чем попало, нападают на спекулянтов, отбирают у них хлеб. Официальные документы той поры называют их «разбойниками», «ворами», «лихими людьми». На самом же деле в 1601—1603 гг. начались голодные «бунты», восстания социальных низов против феодалов и властей. Правительство вынуждено, с одной стороны, идти на некоторые незначительные уступки, с другой — организует жестокие репрессии против «разбойников».

Голодные «бунты» стали началом первой Крестьянской войны. Современники хорошо понимали смысл этих событий. Недаром Палицын именно к 1601—1603 гг. относил начало того «смятения во всей Русской земле» или «разбойничества во всей России», которое продолжалось многие годы после выступлений «разбойников» самого начала столетия.

Против участников этих выступлений правительство посылает карательные отряды. Так, 5 сентября 1601 г. отряд дворян и детей боярских во главе с Г.И. Вельяминовым и Н.М. Пушкиным направляется в район Тулы. Они должны были организовать здесь обыски и расправы. «За разбойники» в конце 1602 г. или в начале следующего года спешат такие же экспедиции во Владимир и Коломну, Волоколамск и Вязьму, Можайск и Ржев, Медынь и Малоярославец, в сентябре 1603 г. — в Рязанский и Пронский уезды. Этот приводимый в разрядах1 сухой перечень городов и уездов, где действовали царские каратели, дополняется рассказом «Нового летописца»2: «на разбойников» власти «посылаша (войска. — В.В.) многижда... и ничево им можаху сотворити». И далее: «Бысть в то же время умножишася разбойство в землей Рустеи, не токмо что по пустым местом (по безлюдным местам, окраинам. — В.Б.) проезду не бысть, ино и под Москвою быша разбои великы»3.

На борьбу поднималось в эти годы также крестьяне многих монастырей в центре страны, на ее южной и северной периферии, ямщики и крестьяне, обслуживавшие ямскую гоньбу (почтовую связь) по московско-новгородско-ивангородской дороге. «Бои до смерти и по дорогам грабежи», — так с ужасом писали о действиях «разбойников» монахи ряда обителей, опасавшиеся за свои жизни и имущество.

Народное движение к лету—осени 1603 г. принимает широкие размеры и выливается в восстание под руководством Хлопка, вышедшего, как можно судить по его прозвищу, из холопского сословия. Это выступление явилось высшей точкой, кульминацией и финалом народных восстаний 1601—1603 гг. В них большую и активную роль сыграли многие тысячи беглых, прежде всего холопов, собравшихся в юго-западных уездах. Именно отсюда, по данным некоторых источников, началось и движение отрядов Хлопка в западное Подмосковье. В его распоряжении имелись, очевидно, немалые силы — царские отряды во главе с опытными воеводами возвращались к Годунову без успеха, а повстанцы двигались к Москве. По пути они совершали смелые нападения на местных феодалов, на годуновских ратников. Не исключено, что московские воеводы терпели поражения от повстанцев. Народные волнения происходили и в самой столице, жители которой, по «Новому летописцу», «богатых домы грабили и разбивали и зажигали; тех людей имаху и казняху: овых зжигали, а иных в воду метали».

Положение Годунова и его правительства стало столь критическим, что он решил принять чрезвычайные меры — в августе 1603 г. царь вместе с Боярской думой выносит решение: послать против восставших, приближающихся с запада к Москве, «многую рать», т. е. большое войско. Во главе его поставили известного военачальника — окольничего И.Ф. Басманова.

Войско Басманова в спешном порядке двинулось навстречу повстанцам Хлопка. 9 сентября 1603 г. произошло кровопролитное сражение. В его начале, при подходе авангарда царского отряда повстанцы напали на него из лесной засады и разгромили. Пал во время схватки и годуновский главнокомандующий. Однако при подходе основных сил, состоявших прежде всего из дворян, ожесточенный бой, сопровождавшийся большими потерями с обеих сторон, закончился поражением восставших, которые сражались, «не щадя голов своих», предпочитая смерть плену. Тем не менее многие попали в плен и были казнены. Среди них был и предводитель восстания, весь израненный во время сражения.

Однако не все повстанцы погибли на поле боя или под топором палача. Многие из них бежали все в те же юго-западные районы, где в следующем году поднялась новая волна народного движения против Годунова и феодалов.

Восстание Хлопка, принявшее массовый характер и охватившее обширную территорию юго-запада и центра страны, нельзя считать только «предвестником» Крестьянской войны.

Оно было высшей точкой, кульминацией народного движения 1601—1603 гг.; таким образом, началом Крестьянской войны можно считать не только восстание 1603 г., но и весь комплекс событий классовой борьбы 1601—1603 гг., составной частью которых оно является. Следовательно, начало, зарождение, первые вспышки Крестьянской войны следует отнести к первому году семнадцатого столетия.

Хотя по своим масштабам восстания 1601—1603 гг. не выдерживают сравнения с тем, что происходило во времена Болотникова в 1606—1607 гг., эти этапы относятся друг к другу как время зарождения и время наивысшего подъема. Уже в 1601—1603 гг. налицо общенациональный социальный кризис, столкновение, противостояние друг другу угнетенных низов, с одной стороны, и угнетателей, с другой. Участники восстаний этой поры, будучи разгромленными, снова и снова скапливаются на южных и юго-западных окраинах и идут отсюда в центр страны для борьбы с классовым врагом. Исходная база, маршрут повстанческих сил, районы их действий, сам их состав, стремления, требования — все это с теми или иными изменениями характерно для всех этапов Крестьянской войны, начиная с восстаний 1601—1603 гг., когда их целью тоже было движение на Москву, под стенами которой они вступили в кровопролитное сражение с царскими войсками. Характерно, что А. Палицын факты «разбойничества» в голодные 1601—1603 гг. прямо объединяет с событиями восстания И.И. Болотникова 1606—1607 гг.

Интересно, что в 1601—1603 гг., накануне Крестьянской войны, в среде восставших еще не вызревает лозунг «хорошего царя», хотя разговоры и слухи о царевиче Дмитрии начинают распространяться примерно с 1600 г. Не отмечены и случаи участия в той или иной форме дворян в событиях классовой борьбы, вернее попыток использования ими народного восстания в своих целях. Все это появляется позднее. Новые и грозные события не замедлили разразиться и доставили немало хлопот всему классу феодалов, многие из которых поплатились жизнью и имуществом, а само феодально-крепостническое государство испытало сильные потрясения.

Примечания

1. Разряды, разрядные книги — записи о назначениях феодалов на военную, гражданскую и придворную службу.

2. «Новый летописец» — летопись, составленная в 1630-е годы в правительственных кругах при Михаиле Романове.

3. ПСРЛ, т. 14, стр. 58.