Вернуться к А.С. Мыльников. Легенда о русском принце (Русско-славянские связи XVIII в. в мире народной культуры)

Легенда против легенды

В руках угнетенных вера в ожидаемого героя-избавителя обретала силу идейного оружия против угнетателей. При этом в реальных условиях 60—70-х гг. XVIII в. народное самозванчество получило местную специфику. В России и Чехии, например, антидворянскую, а в Черногории, где ситуация была иной, национально-освободительную направленность. Но и там, и здесь героем народной легенды становится образ Петра III. Как бы парадоксально это не казалось, исходной точкой подобного вывода была народная оценка не только (и, может быть, не столько) покойного императора, сколько неожиданно пришедшей на смену ему Екатерины II. Ее имя превратилось в антипод имени Петра III с естественным переосмыслением сопряженных с этим исторических реалий. Разумеется, тех, которые становились известны населению. Так легенда народная вступила в противоборство с легендой дворянской. Угнетенные против угнетателей — легенда против легенды...