Вернуться к С.А. Орлов. Пирамида Салавата

Легенда по-новому

Образ Салавата давно гуляет сам по себе, отдельно от личности. Он удобен в применении, как пластилин. Пиши фантастику, рассказывай небылицы, за руку не поймают.

— Ну, что вы — это же образ!

— А где же личность?

— Да, зачем вам личность? Посмотрите, какой миф! — говорят нам увешенные лаврами его земные отцы.

«Он миф и реальность, идол и живое существо в одно и тоже время. Вообще не нужно развеивать мифы, разбивать идолов, что сейчас часто делают, их когда-то, наверное, не зря создавали», — Мустай Карим, кавалер орденов Ленина и Салавата Юлаева, лауреат премий имени Ленина и Салавата Юлаева1.

Если можно развеять — то это не миф, а что-то другое... Почему в защиту древнегреческих легенд никто не лезет на амбразуры телекамер, и живут они спокойно не одну тысячу лет? Взять Персея, например: папа у него Зевс, сам — победитель Медузы Горгоны. Попробуй, разоблачи!

В отличие от эллинского бога, наш герой рубал головы самые натуральные — человеческие. Какой же Салават Юлаев миф, когда материал на него хранится в Госархиве Российской империи, в разряде «Уголовные дела по государственным преступлениям»? Благодаря чему известны: возраст, рост, особые приметы. Случись известные события позже, «миф» бы имел две фотографии и отпечатки пальцев.

Реально существовавшая личность приземлена архивными документами, восторга не вызывающими. Такой Салават не годится. Нужна легенда. Флаг. Что делать? Раскручивать миф! И поручить это людям энергичным, молодым — с ними легче работается.

Начальник информационного управления Администрации Муртазы Рахимова, он же пресс-секретарь президента, Ростислав Мурзагулов: «Салават — это миф, но миф замечательный, который не надо развенчивать. Этот образ дорог народу, и мы (выделено мной. — С.О.) постарались его «развить и умножить», рассказать легенду по-новому»2.

Судя по чинам ревнителей — мифотворчество занятие прибыльное. Железные менеджеры идут на смену научным лошадкам; этим все одно: что Салавата продвигать, что порошок стиральный.

Накануне 250-летия Салавата Юлаева в республике был объявлен открытый конкурс на новый художественный образ героя, указаны размеры денежного вознаграждения. Ростислав Мурзагулов: «Мы (выделено мной. — С.О.) рассчитываем, что новый образ романтичного героя, сражавшегося за справедливость, станет модным среди российской молодежи, которая таким образом полнее узнает (! — С.О.) масштаб этой исторической личности. В конце концов, почему в стране раскручивается латиноамериканский революционер Че Гевара, когда есть значительно более близкий россиянам по духу Салават?»3

Эти бы уста, да на городскую площадь Сима...

Жаль что не кому было спросить автора новой пиаровской волны: А кто это — «Мы»? Впрочем, координаты фабрики мифа были указаны в газетах: рисунки просили отправлять не куда либо, а «в адрес Администрации президента РБ (450101, г. Уфа, ул. Тукаева 46)»4. (Спустя некоторое время по этому адресу, с просьбой о содействии, обратился лидер общественного движения за установку памятника основателю Уфы воеводе Нагому Николай Швецов и получил лаконичный ответ: «Администрация памятниками не занимается». Занимается, однако, да еще как! Но только очень избирательно.)

Понятно, что образ героя обветшал, но видимо, вместе с ним устарела и сама историческая наука; конкретную личность нам предлагают познавать через мультяшную картинку студии «Муха» (победившую в конкурсе).

Известный продюсер шоу бизнеса Айзеншпис, похваляясь своей новой эстрадной звездой, однажды сказал: «Я могу раскрутить даже глухонемого!» Когда под рукой казна республики, то полет фантазии ограничен только стенками черепной коробки. Зачем изучать архивные материалы, когда можно просто выдумать и раскрутить новомодный образ, как Чебурашку. Только какое это будет иметь отношение к Салавату Юлаеву? Если науку в Башкирии и дальше не пускать на самотек, то от местных шоуменов мы услышим еще много интересного.

Горячее лето 2004-го. ИА «Башинформ»: «Следующим этапом работы организаторов конкурса станет популяризация среди молодежи республики вновь созданного образа Салавата Юлаева, для чего планируется привлечь ведущие предприятия и организации, которые могли бы создавать продукцию с символикой — брендами с изображением национального героя. В довершении к этому популяризироваться молодежный образ Салавата будет на культурно-массовых мероприятиях. Совсем скоро уфимская молодежь сама в этом убедится — уже в конце августа в столице РБ пройдет рок-концерт «Свободная Республика» (?! — С.О.), посвященный юбилею Салавата, с участием ведущих российских рок-исполнителей».

До реализации не дошло, но сам творческий замысел администраторов, говорит о временах, о нравах.

Примечания

1. Информационный бюллетень № 6 (39): материалы празднования 250-летия Салавата Юлаева / Администрация президента Республики; Информационно-аналитическое управление. Уфа, 2004. С. 42.

2. Интернет-газета БАШвесть. 2004. 25 июня. http://www.bashvest.ru/showinf.php?id=6585

3. Республика Башкортостан. 2004. 6 мая.

4. Там же.