Вернуться к А.С. Майорова. Саратов во время пугачевского восстания

2. Доношение присутствующих протопопов Саратовского духовного правления Алексея Иродионова и Онисима Герасимова епископу Астраханскому и Ставропольскому Мефодию

[21 августа — 21 сентября 1774 г.]

Великому господину Преосвященнейшему Мефодию епископу Астраханскому и Ставропольскому Саратовского духовного правления1 от присутствующих протопопов Алексея Иродионова и Онисима Герасимова покорнейшее доношение

Сего августа 6 числа то есть в день праздника Боголепнаго* Преображения Господня с полудни незадолго до вечерен известный вор и государственный злодей бунтовщик и клятвопреступник, возмутитель изменник Емелька Пугачев с немалою разных бродяг и воров толпою устремясь так жестоко на град Саратов, что хотя от воинских команд и обывателей пушечными и ружейными выстрелами долговременной самой его толпе отпор и простирался, но между того от оной воровской толпы отделясь, немалая часть и въехала, имев при себе одну пушку, на гору, называемую Каланчу2, отколь и пальбу производить начали, и притом вдруг человек, к примеру, сот до пяти верхами на лошадях вооруженных с ружьями, пистолетами и копьями и с четырьмя наперед харужи3, спустясь с горы прямо в горное жительство, лежащею подле самаго монастыря4, улицею бежали вскак с необыкновенным страшно злодейским визгом и криком, и, ворвавшись по новопостроенному через буярак5 мосту в город, где разсеялись по всем городским улицам, с тем же визгом и криком подав знак, что они внутри города своей толпою, коей воинская команда храбро сопротивлялась, почему оная команда, видя разъезжающих в городе и обладающих оными злодеями, принуждена силами слабеть и не превозмогать, а как скоро злодей одолел град и сделал всех пленными, то в самыя вечерни приехав к соборам и протчим церквам злодейской партии казаки вооруженныя и с обнаженными саблями, не дав отправить вечерен, погнав из церквей священно и церковнослужителей, а в городе всех жителей с малыми детьми (при чем тогда ж из нашего духовенства Введенския церкви попа Дмитрия Афанасьева противу комендантскаго двора скололи) и выгнаты были на Соколовую гору, где наводя страх при нас же разных чинов людей кололи и рубили многое число, а потом уже ночью погнали нас с той городы** в степь, разстоянием от города верст с пять, злодея Пугачева к обозу, где за крепким караулом переночевав, а 7 числа поутру вогнав паки всех со степи в город, и от тех же злодеев приказ воспоследовал, чтоб все городския жители (шли в Улеши)*** в расположенныя лагери, не увеличивая к кому и кто в них имеется, а только именовали к батюшке, особливо нам духовенству приезжали многократно двое харунжей с харунками6, к соборным церквам, объявляя, если с крестом и святыми образами в те лагери к батюшке мы не пойдем, за то повешаны и со всем родом истреблены будем, и так сия повестка продолжалась с утра до самых полден, а злодеи харунжи, ездя по городу, тоже повторяли и многократно напоминали, что слыша, все обыватели и вся чернь пошли из города в те Улеши, а после их, ведая, что уже мы пленные, пришли в самое сумнительное размышление, возчуствовали последний конец жития нашего, быв в отчаянии и смертном страхе, принужденными нашлись: во-первых, сделав пополудни в 1 часу позыв в большой колокол и потом в Троицкой собор в нижнюю церковь собравшися духовенство, взяв престольный крест с Евангелием и запрестольный образ Богоматери, пошли ко именуемому от воровской толпы батюшке, известному государственному злодею Пугачеву в лагери, где по приходе ожидали его к приложению святых образов не менее полутора часа. Но когда тот вор, изменник и клятвопреступник Пугачев выехал в казачей одежде пред Святыя образа верхом на лошади, тогда поднесен был ему престольный животворящий крест, пред коим приподнял он с головы с левой стороны мало шапку, поцеловал оной, сказал только: «Благодарствую», и затем еще читаны были нам и всем предстоящим — множеству народа — два указа, в коих он титулован Петром Третьим, о разных материях, которых по тогдашнему страху ни мало упомнить не можем. После чего с теми святыми образами возвратились мы паки в соборную церковь, отколе пошли каждый по своим домам, а 8 числа после полудня Саратовския Введенския церкви диакон Илья Алексеев принес к нам цидулку7 и, подавши ее в руки, сказал, если мы по той цидулке исполнять не будем, то увидим, что нам будет, а на него не пеняли бы. Цыдулка же содержала следующую материю, вверху написано: «На литии8 поминать о здравии Его Императорского Величества сицевым образом», отступя мало, пониже: «Благочестивейшаго и Самодержавнейшаго великого Государя Императора Петра Феодоровича и супругу его, Благоверную Государыню Императрицу Иустинью Петровну и Наследника его Благовернаго Государя Цесаревича Павла Петровича и супругу его — великую княгиню Наталью Алексеевну». И сия цыдулка никем не была скреплена и никем не подписана. Но как реченный дьякон Алексеев при подаче цыдулки объявил необыкновенную суровость, по каковым угрозам принуждены в силу той полученной от диакона цыдулки, раздав с нее, сколько успели, в пять церквей копии, и два дня одними только мыслили, а не от чистосердечия, за страх сохраняя свою жизнь, особливо видя злодейский партии казаков, всегда в церкви поминали. 20 августа помянутый диакон Илья призван в Правление и спрашиваем был, где он подлино ту цыдулку взял, и он показал. Августа де 8 числа после обеден, взяв его, диакона из города злодейской пугачевской партии три человека казаков привезли его в злодейския лагери, где вышел к нему один казак и спросил его, что он за человек. И когда он на сие ответствовал, что он диакон, тогда, погодя несколько времени, те же трое казаков, паки взяв его дьякона, привезли к казенным хлебным магазинам и, дав ему вышеобъявленную цыдулку, сказали, чтоб он отнес оную своим судьям, почему он, диакон, присудствующим того же дня и вручил, а слов: «Если они по той цыдулке исполнять не будут, то увидят, что им будет, на него бы не пеняли они», — диакон якобы не говаривал; в коем запирательстве, себя утвердя, и подписался. Но сие его показание признавается совсем за невероятное и к оправданию ему не служащее, потому когда Саратовскаго Спасопреображенскаго Монастыря архимандрит9 Иероним в самый праздник Преображения Господня вскоре после обеда, еще часа за два до штурмы, оставя святую церковь и обитель, уехал из монастыря на Увек, оттоле скрывшись, где находился, не известно нам было, а 11 числа т. е. в понедельник, оный архимандрит, явясь в монастыре и увидав, что иеромонах10 Исаак по поданной ему цыдулке поминал на эктиньях11 Петра третьяго, взяв ту цыдулку, как видно, к своему оправданию, а к погублению всего здешняго духовенства, представя ее правящему в Саратове комендантскую и воеводскую должность Низовой соляной конторы члену господину генерал-аудитор-лейтенанту Савельеву и притом еще к нему доставил же своих реченнаго иеромонаха Исаака и иеродиакона Иону, да Троицкаго собора, яко не своей команды диакона Карпа Андреева, кои о чем спрашиваны тамо были, не известно, а потом уже приехавшему в Саратов его превосходительству генерал-маиору и разных орденов кавалеру Павлу Дмитриевичу Мансурову дошло обо всем сведение, и по приходе нашем со многим духовенством к его превосходительству для отдания почтения, который, минуя всего, во-первых, соизволил спросить, каким образом поминали в церквах Петра Третьяго. И на оное вышеописанным порядком ответствовали, почему и приказал к себе представить, и когда представлен был диакон Илья Алексеев и принятая от него цыдулка, кою разсмотря, самолично допрашивал того диакона, а он оставался на прежнем своем показании. Его превосходительство виновными нас не почел, а, признав в диаконе сумнительство, словесно повелел содержать его безвыпускно в правлении впредь до получения от главновоеннокомандующаго резолюции, а цыдулку возвратить с тем, чтобы она утрачена не была, коя в правлении при деле и хранится. А во время пленения и овладения злодеем Пугачевым с воровскою толпою града Саратова выходы с казенным видом и все питейные дома растворены были; брать соль, а в магазинах хлеб дана была всем вольность, сколько кто может, безвозбранно бери и довольствуйся. Всех жителей домы раззорены, в присутственных местах, в том числе, и в правлении государственныя и всякия дела истреблены, казенныя денежныя суммы и сколько было в правлении в сборе денег, равно и всех обывателей имение, где бы оное не хранилось, в земле ли, или в земляных покоях, в каменных палатах и в скрытых потаенных местах, без остатку пограблено. Одним словом, весь град Саратов опустошен так, что ни один древний тиран или не ведущий бога варвар так зло и безчеловечно с таким преславным градом и жителями безпричинно поступать не отважился, как сей государственный злодей, изменник и возмутитель Емелька Пугачев. Сколько в град разнаго звания людей он поколол и порубил. Не меньше этого на захваченных к себе в лагери судах мужеска и женска пола из ружей, злодейски ругаясь, застрелял и в воду побросал, не щадя отроков и младенцев. А в происхождении всего онаго толь горькаго и плачевнаго случая подчиненныя духовному правлению оказались в преступлениях: 1. Села Никольскаго (Кологреевка тож) поп Прокофий Иванов, войдя в злодейския лагери, ходил по ним с крестом, требуя, по неимуществу якобы своему, подаянья и набрав от оной воровской толпы все ими в Саратове из лавок грабленное, множество лоскутков и разнаго товара, а также один церковный воздух12, все это у него, попа, хранимо было в Преображенском монастыре13, в кельи иеромонаха Трифона, завернутое в пологу14; что все вынуто, купно с ним, попом, представлено в воеводскую канцелярию. 2. У запрещеннаго попа15 Тимофея Тимофеева в доме отыскано архимандритом Иеронимом со многими людьми три кувшина больших, вырытых из земли, с воровским казенным вином, два в холодном чулане казенной же воровской соли, по примечанию, пудов до сорока, которая обще с отставным есаулом Иваном Винокуровым по осмотре опечатана. Еще же разграблено им несколько церковных вещей, а также монастырской, и разные пожитки канцеляриста Чеснокова, тещи его Анисьи Ивановой и своячины его Матрены Прокофьевой. Оное все у него же, попа, в доме вынуто, и, кому что принадлежит, роздано, а вино в трех кувшинах самим архимандритом представлено господину лейтенанту Савельеву, коему и о казенной соли, что она у него, попа, в доме запечатанною осталась, от архимандрита объявлено ж, почему тот поп Тимофеев, бывши от дому своего в укрывательстве, шедши он ночью, и по поимки его караульными на мосту, отведен в канцелярию и ныне содержится в остроге. 3. Саратовской Преображенской церкви у диакона Минея Петрова в доме вырыт из земли и вынут боченок с казенным воровским вином ведра в четыре да в анбаре за хлебными мешками сысканы две пары новых чушек, кои при седле бывают, и вкладываются в них пистолеты, да еще прежде писанных канцеляриста Чеснокова и своячены его Матрены несколько разной пажити, кою они при архимандрите Иерониме взяли себе, а вино и чушки обще и с диаконом представлены в канцелярию, из которой тот диакон неведомо почему высвобожден без всякаго о нем в правление сведения, а упомянутый архимандрит и к служению допущен. 4. Господина генерал-маиора и разных орденов кавалера Мансурова, нарочно отправленного для поиску злодейской партии, командою не только тех злодеев, вновь скопляющихся и в разных селах и деревнях разбои и грабления продолжающия, пойманы, привезены в Саратов, между коими злодеями оказался села Рожественскаго, Усовка тож, поп Николай Максимов, который уже кошками16 прежестоко сечен и в остроге содержится. 5-е. Саратовскаго Троицкаго собора пономарь Иван Филипов и Сергиевской церкви дьячек Петр Иванов Соколов, да Покровской церкви, что против Саратова на луговой стороне в малороссийской слободе, дьячек Павел Стефанов со времени на град Саратов злодейскою толпой нападения пропали и, где находятся, поныне не известно. 6-е. Саратовскаго Духовнаго Правления разсыльные Данила Козмин и Григорий Михайлов, наруша свою присягу, оставя звание и оторвавшись от своей должности, прилепясь к злодейской пугачевской толпе, с коею из Саратова и бежали. Того ради Вашему Преосвященству Саратовское духовное правление о всем вышеявствующем произшествии благопочтенно донеся, нижайше докладывает, вышеупомянутому диакону Минею Петрову, как уже он допущен архимандритом Иеронимом до священнослужения, в разсуждении онаго впредь ему, диакону, в том же ли оставаться, равно и священно-церковнослужители, если одни из острога высвобождены и присланы в правление будут, а другие иногда сами, купно и двое разсыльные из бегов явятся, в таком случае какия к ним меры употребить, об оном от Вашего Преосвященства духовное правление просит повелительной резолюции, а коликое число и каких именно доходов из правления злодейскою пугачевскою воровской толпою пограблено и сколько каких дел по собрании налице окажется, то о всем по надлежащей выправке Вашему Преосвященству донесено быть имеется.

ГАСО, ф. 407, оп. 2, д. 1336, л. 16. Копия конца XIX в. Подписи не воспроизведены. Документ датирован по содержанию.

Опубликовано: Труды СУАК. Саратов, 1888. Т. 1, вып. 1. С. 40—48.

Примечания

*. Слова, помещенные курсивом в тексте зачеркнуты.

**. Так в рукописи.

***. Скобки проставлены в рукописи.

1. Духовное правление — коллегиальное учреждение, подчиненное консистории. В XVIII в. саратовское духовное правление подчинялось консистории при Астраханском епископе. В духовном правлении заседали присутствующие протопопы — настоятели церквей (иначе — протоиереи), которые пользовались особым доверием епархиального начальства.

2. Каланча, иначе — Соколова гора; в XVIII веке она называлась так потому, что на ней находилась сторожевая башня.

3. Харужи — хорунжий, тот человек, который носит военную хоругвь, т. е. знамя.

4. Монастырь — имеется в виду Спасо-Преображенский мужской монастырь, находившийся у подножия Соколовой горы.

5. Буярак — имеется в виду Глебучев овраг.

6. Харунка — хоругвь, военное знамя; часть войска, при которой состоит хоругвь.

7. Цыдулка — записка.

8. Лития — в православном богослужении часть всенощного бдения накануне праздников, совершается обычно вне храма, соединяясь с молебнами, а иногда и с крестным ходом; отпевание умершего при выносе тела из дома, в ходе погребальной процессии и на могиле.

9. Архимандрит — настоятель монастыря.

10. Иеромонах — монах, посвященный в священнический сан.

11. Эктинья, ектинья — в христианском культе молитва, содержащая просьбу, обращенную к богу от лица всех молящихся.

12. Церковный воздух — ткань для покрытия Святых Даров — хлеба и вина, приготовленных к освящению.

13. Преображенский монастырь — имеется в виду Спасо-Преображенский монастырь (см. выше).

14. Полога — занавеска.

15. Запрещенный поп — священник, которому запрещено совершать богослужение.

16. Кошки, кошка — здесь: плеть с несколькими концами.