Вернуться к В.В. Сидоров. Слово о Салавате: историко-краеведческие очерки

Тамара Нечаева

Знакомство со скульптором Нечаевой, точнее с одним из лучших, на мой взгляд, произведений ее творчества — памятником Салавату Юлаеву — произошло у меня в 1952 г., а встреча состоялась почти через 35 лет, когда Тамара Павловна уже была заслуженным деятелем искусств БАССР, народным художником Башкирии, заслуженным художником РСФСР, участницей многих выставок в Советском Союзе и за рубежом, обладательницей различных дипломов, почетных грамот и т. д. и т. п. Но все это было потом. А тогда, летом 1952 г., только что приехав в Уфу, я пошел побродить по городу «куда глаза глядят». Надо сказать, что за два дня уфимской жизни я почти нигде не был и, естественно, ничего толком не успел посмотреть, разве только универмаг на улице К. Маркса да базар напротив него. (Сейчас на этом месте возвышаются корпуса авиционно-технического университета). По уже знакомой улице я пошел вверх, рассчитывая добраться до Белой. Вскоре внимание привлек красивый особняк — Башкирский филиал Академии наук СССР. (Думал ли я тогда, что через несколько лет буду работать здесь долгие годы!) За углом находился стадион «Динамо», а рядом с ним парк имени Александра Матросова. Там, недалеко от входа, стоял памятник Матросову, чуть поодаль большой деревянный кинотеатр «Идель», далее различные павильоны, читальня, ну и, конечно, неизменные атрибуты парков — комната смеха, танцевальная площадка, карусель, парашютная вышка и так далее. Через парк я вышел на Тукаевскую и, повернув налево, решил идти до конца. Однако через несколько кварталов улица кончилась, но вправо отходила еще одна небольшая улица, даже, пожалуй, улочка, в конце которой виднелся довольно высокий металлический забор. Оказалось, что это была ограда «Сада Салавата». Садовая аллея выходила на довольно большую площадку, где находился бронзовый бюст Салавата Юлаева. Отсюда открывался прекрасный вид на Белую.

Разумеется, прежде всего я обратил внимание на кумира своего детства. Таким ли он представлялся? Ведь это было первое виденное мною изображение героя. В романе «Салават Юлаев» издания 1941 г., кстати перед отъездом в Уфу книга (в который раз!) была вновь перечитана, отсутствовали иллюстрации и, может быть, поэтому я воспринял увиденного Салавата как первое, то самое первое, которое запоминается на всю жизнь. Не помню точно когда, возможно, тогда же в саду или позднее, посетив краеведческий или художественный музеи, где имелись копии бюста, узнал я, что создателем бронзового Салавата была Т.П. Нечаева. Узнал и запомнил так же хорошо, как и в свое время Степана Павловича Злобина. Конечно, и в мыслях у меня не было, что когда-то я встречусь с Тамарой Павловной и она расскажет о создании образа национального героя башкирского народа, а затем мы станем добрыми друзьями.

Шли годы. Хотя и не систематически, но все же я интересовался творчеством Т.П. Нечаевой. Временами о ней упоминалось в печати, работы ее получали все большую известность и признание.

Каждому уфимцу известны памятники И. Якутову, С.Т. Аксакову, Ш. Худайбердину. Панно Нечаевой украшают Дворцы культуры нефтяников и машиностроителей, кинотеатр «Искра», цирк. Произведения монументальной скульптуры установлены в Стерлитамаке, Салавате, Кумертау, Баймаке, Ишимбае, некоторых районах Башкирии, в Казахстане и Челябинской области. Диапазон творчества Т.П. Нечаевой очень широк: скульптура, монументальная скульптура, монументальное искусство, живопись, декоративное искусство, графика, фарфор. Зачастую мы и не подозреваем, что некоторые сувениры из фарфора, имеющиеся в наших квартирах, выполнены Тамарой Павловной: «Танец трех братьев», «Стрелок», «Кураист», «Танцовщица», «Юный чабан» и другие. А керамика? Различные сервизы, блюда, чашки, пиалы, кувшины, чайники, множество декоративных тарелок, всего и не перечислишь.

А началось все в 1941 г., когда Тамара Павловна эвакуировалась из Ленинграда в Уфу, где жил двоюродный брат матери, один из старейших художников Башкирии Анатолий Петрович Лежнев. «Живописью, отношению к цвету, пониманию его значения, и, вообще, отношению к искусству обязана А.П. Лежневу, моему дяде, прекрасному художнику-живописцу», — говорит Тамара Павловна.

Анатолий Петрович знакомил ее с городом, показывал достопримечательности, водил в музеи. В краеведческом музее Тамара Павловна впервые и увидела Салавата на картине А.П. Лежнева «Поимка Салавата». Художник увлеченно рассказывал о Башкирии, которую он очень хорошо знал, о любимом герое башкирского народа. Еще в Ленинграде Тамара Павловна посещала изостудию Дома культуры, занималась рисунком, живописью. Но настоящая работа, творческий созидательный труд начались именно здесь, в Уфе, под руководством Лежнева. В это время в Уфе жили многие известные деятели литературы, науки, искусства, эвакуированные из Москвы, Ленинграда, Украины, общение с которыми очень обогатило Тамару Павловну. Огромную роль сыграли и творческие контакты с ведущими мастерами кисти Башкирии: К.С. Давлеткильдеевым, А.Э. Тюлькиным, М.Н. Елгаштиной и другими. И не удивительно, что вся последующая жизнь и творчество Т.П. Нечаевой связаны с Башкирией.

Впоследствии известный советский скульптор, народный художник СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР Л.Е. Кербель писал: «Прежде всего хочется отметить глубоко национальный, башкирский характер творчества народного художника Башкирии и заслуженного художника РСФСР Тамары Павловны Нечаевой. В ее эмоциональных, глубоко темпераментных произведениях в яркой реалистической манере выражен синтез живописи, скульптуры и рисунка. Я особенно люблю ее мелкую пластику, вызывающую радостные эмоции. Живые фигурки в национальных костюмах передают жизнерадостность башкирского народа». Эти слова как нельзя кстати дополняет высказывание народного художника СССР Б.Ф. Домашникова: «Тамара Павловна не родилась в Башкирии, но за короткое время она сумела почувствовать и передать ее дух, историю, колорит».

Уже первые работы Тамары Нечаевой, созданные в 1941 г. и явившиеся по существу началом ее творческого пути, посвящены Уфе: «Лето в Уфе», «Этюд с домиком», «Старая Уфа», «Уфимский мотив». И тогда же именно с живописи начинается у Нечаевой тема Салавата, красной нитью проходящая через все ее творчество. Она делает зарисовки башкирских костюмов, предметов быта, оружия и первый эскиз картины «Встреча Салавата с Пугачевым». (Картина написана в 1942 г.). Однако молодой художник понимает, что при создании произведения на историческую тему нельзя ограничиваться только знанием натуры, быта, необходимо более глубоко изучить и познать историю народа, давшего Салавата. Осмысление и воплощение этого видны в последующих работах: «Доспехи Салавата» и «В юрте восставших башкир». И хотя здесь непосредственно нет Салавата, но как бы ощущается его присутствие, дух восставшего народа.

Конечно, в это время Нечаевой создано много других произведений, в 1943 г. в Уфе с успехом проходит первая персональная выставка, Тамару Павловну принимают в члены Союза советских художников. В 1946 г. в Москве проходит выставка произведений периферийных художников РСФСР. И, думается, глубоко символично, что, впервые показывая свою работу в Москве, Нечаева предлагает именно «Доспехи Салавата». В этом же году она пробует свои силы как скульптор. И здесь опять первая работа — Салават. Это был эскиз полуфигуры Салавата довольно большого размера, явившийся как бы прообразом памятника. Пока только прообразом. Делались наброски, этюды. Скульптор искал своего героя, именно своего. Я хочу это подчеркнуть и вот почему. Образ Салавата у многих связан с романом С.П. Злобина, и, воссоздавая в своем воображении героя, в частности его внешность, в какой-то степени испытываешь влияние этого произведения. Но Тамара Павловна ознакомилась с романом уже после создания бюста.

Как известно, роль Салавата Юлаева в одноименном кинофильме блестяще исполнил Арслан Мубаряков. Он же позировал при создании скульптурного портрета Салавата. «В его лице было много героического, и это совпадало с моим представлением о Салавате, — вспоминает Тамара Павловна. Вместе с тем мне хотелось создать облик воина и поэта, показать его мягкость и поэтичность. У Тавасиева, например, Салават прежде всего воин. И лицо у него воина. Но Тавасиев преследовал несколько иные задачи, и портрет героя в какой-то степени отошел на второй план. В общем, образ Салавата очень сложный, но хочу подчеркнуть, что у меня создан именно Салават, а не Мубаряков, несмотря на определенное внешнее сходство».

Было сделано несколько вариантов скульптуры. В 1952 г. по гипсовой модели отлили 3 бронзовых изображения. В этом же году два из них установили в Уфе* и на родине батыра в Салаватском районе Башкирии. (Третий памятник в 1955 г. был открыт в г. Салавате). Были выпущены настольные гипсовые бюсты, но, к сожалению, в небольшом количестве, и сейчас их найти трудно.

Нельзя не отметить огромную популярность нечаевского Салавата в родных местах героя. Кроме упомянутого памятника в Малоязе — райцентре Салаватского района, копия его имеется в с. Юлаево, а в 1998 г. на территории курорта «Янгантау» был установлен бюст героя, находившийся ранее в «Саду Салавата» г. Уфы. Во время поездок по Салаватскому району мне неоднократно приходилось видеть фотографии памятника, занимающие в домашних «экспозициях» почетное место. Это, безусловно, свидетельствует о том, что земляки легендарного Салавата приняли и признали его своим. А это ли не высшая награда для создателя!

Тамара Павловна с улыбкой вспоминает об одном эпизоде. «В 1952 году я отдыхала в Хосте. Однажды получаю письмо, и что-то в нем, сама не понимаю, привлекло внимание. Смотрела, смотрела, вроде бы обычный конверт, но в то же время почему-то необычно воспринимается. В чем дело? Наконец увидела, что на марке изображен мой Салават!»

Казалось бы, что все позади, работа завершена, но скульптор не успокаивается. Она продолжает совершенствовать произведение, внося пусть даже не очень существенные (на наш взгляд) поправки, дополнения. Только в 1953 г. Тамара Павловна создает три скульптурных варианта, а еще через два года Салават был выполнен в фарфоре. (В настоящее время фарфоровый Салават находится в Башкирском Государственном художественном музее им. Нестерова).

Ежедневный упорный труд. Знакомясь впоследствии с каталогом работ Т.П. Нечаевой, я был поражен количеством созданных произведений, да к тому же еще различных жанров: скульптура, живопись, декоративное искусство, графика. И с каждым годом число работ увеличивалось и увеличивалось. И как на все хватало времени?! Тамара Павловна избирается депутатом Уфимского городского Совета депутатов трудящихся, кроме того, выполняет большую работу в Союзе художников Башкирии и в это же время создает много интересных произведений.

В 1955 г. в Москве проводится выставка изобразительного искусства и народного творчества Башкирской АССР. Среди многочисленных экспонатов были представлены и работы Т.П. Нечаевой.

Давая высокую оценку выставке, газета «Советская культура» 7 июня 1955 г., в частности, писала: «Подлинным украшением выставки является ее портретный раздел. Прежде всего хочется остановиться на работе скульптора Т. Нечаевой. Это вполне сложившийся мастер. Портретные образы, созданные Нечаевой, отличаются большим внутренним содержанием. Энергичность и в то же время мягкость лепки, а также тонкое ощущение возможностей пластической формы помогают Нечаевой ярко раскрыть характер изображаемого человека, показать его полно и многогранно. Отважным и смелым, полным душевного напряжения и высоких помыслов предстает здесь Салават Юлаев». В это же время в «Вечерней Москве» была опубликована статья «Произведения талантливого народа», отмечавшая, что «любимый герой Башкирии Салават Юлаев воспет в живописи, скульптуре, народном творчестве. Интересную трактовку этого образа дала молодой скульптор Т. Нечаева. Она показала Салавата не только как воина, сподвижника Пугачева, но и как поэта».

Позднее Т.П. Нечаева много и успешно работает в керамике, создавая монументальные и декоративное панно. И, конечно же, Салават находит отражение в этом виде искусства.

Очень интересна выполненная в 1975 г. декоративная тарелка с изображением Салавата Юлаева.

Последней крупной работой, связанной с темой Салавата, является бюст героя, установленный в 1989 г. в Палдиски. За это Тамара Павловна была удостоена государственной премии Башкирской ССР им. Салавата Юлаева. Скончалась Т.П. Нечаева 16 августа 2003 г. в Уфе.

Примечания

*. Не так давно я узнал, что еще в 1939 г. в соответствии с постановлением СНК БАССР «О мерах развития искусств Башкирии» был объявлен «Открытый Всесоюзный конкурс на сооружение памятника Салавату Юлаеву», причем было избрано и место его установки — «Сад Салавата»! Памятника еще не было, а место уже было! Не знаю, известно ли это было Нечаевой!