«Люди сами творят свою историю...»1 — писал В.И. Ленин.
Кто же были те люди, которые творили историю народов России в грозные годы Крестьянской войны?
Во главе восставшего народа стоял Емельян Иванович Пугачев. Он был отважен, решителен, храбр. Это отмечали и друзья и враги. Даже Екатерина II должна была признать, что он «человек чрезвычайно смелый и решительный». Пугачев всегда был «сам на переди, не мало не опасался стрельбы ни из пушек, ни из ружей», подавал пример прочим. Когда ему советовали быть осторожней и поберечь свою жизнь, он, усмехаясь, говорил: «Пушка царя не убьет! Где это видано, чтоб пушка царя убила». Но безрассудная отчаянность была чужда Пугачеву: в бою он «всегда надевал на себя платье худое, для того чтобы его не признали». По свидетельству очевидцев, он лучше всех знал и «как в порядке артиллерию содержать», и как «правильно палить из пушек». Очень часто он сам наводил орудия на цель и «указывал всегда сам канонирам». Кроме того, он великолепно владел ружьем, саблей, пикой. На постоянно устраиваемых в Берде учениях и соревнованиях в стрельбе и скачках он на всем скаку на предельном расстоянии пробивал пулей из ружья набитую сеном кольчугу или попадал в шапку, поднятую на пике.
Не случайно, отправляя в подарок Денису Давыдову свою «Историю Пугачевского бунта», А.С. Пушкин писал знаменитому поэту-партизану, герою Отечественной войны 1812 г.:
Вот мой Пугач — при первом взгляде,
Он виден: плут, казак прямой!
В передовом твоем отряде
Урядник был бы он лихой.
Но Пугачев не простой лихой казак-рубака, герой Семилетней и русско-турецкой войн, получивший за храбрость первый казачий офицерский чин хорунжего, он — предводитель Крестьянской войны. В организации Государственной военной коллегии восставших, на которую были возложены все функции руководства армией с ее довольно сложной и четкой структурой, со знаменами и наградными знаками, с жалованьем и различными формами набора в войско, в создании власти на местах и, наконец, в пропаганде самих идей восстания, изложенных в многочисленных манифестах и именных указах «Третьего императора», в указах, письмах и обращениях его полковников и атаманов, поднявших на восстание народные массы от Гурьева до Екатеринбурга, от Кургана до Керенска, — во всем этом немалая заслуга самого Пугачева.
Пугачев был военным человеком. Предводитель мятежного казачества и крестьянства, он был и оставался казаком. Возглавив борьбу против угнетателей «всей черни бедной», он понимал, что трудно победить, если основная масса восставших плохо вооружена и не умеет сражаться. Вот почему на следствии Пугачев говорил, что он имел людей «сколько для меня потребно, только люд нерегулярный». Когда он потерпел поражение под Татищевой крепостью, то оставил при себе казаков, а «оставшейся же толпе... большей частью из мужиков» сказал, «чтоб они убирались кто куда хочет». В этом сказалось отношение казаков к крестьянству. Сами выходцы из него, они уже утратили кровные связи с крестьянством. Полная опасности жизнь казаков на окраинах земли русской сделала из них отважных воинов, они создали свою военную организацию. Многие казаки свысока относились к крестьянам, вооруженным лишь топорами, копьями, а чаще просто дубинами. В устном творчестве яицких казаков это нашло отражение в рассказе о том, что под конец восстания у Пугачева была большая рать, «да все из крестьян. Что толку-то? С такой ратью ничего не поделаешь, хотя бы и совсем ее не было», ибо «российский народ не воин».
Пугачев на следствии подчеркнул, что «надежными в его полке», то есть способными, по его мнению, сражаться, были яицкие казаки. Но именно яицкие казаки его и выдали.
Пугачев обладал живым и веселым характером. Любил шутку, крепкое, соленое словцо, песню. Предание говорит, что Устинья Кузнецова тем и остановила на себе выбор Пугачева, что сложила о нем песню, которую и исполнила на смотринах. Песня была «такая жалостная, все насчет него, как он страдал за правду и как бог незримо за добро его навел на добрых людей, которые рады жизни свои за него положить». Народное предание говорит о том, что Пугачев будто бы очень любил песню «Не шуми, мати, зеленая дубравушка».
Среди пугачевцев была популярной песня-поговорка: «Ходи браво, гляди прямо, говори, что вольны мы...» Яицкие казаки певали песню, составленную ими в честь Пугачева, величая его «государем». Любил Пугачев и музыку, часто слушал игру на скрипке.
Пугачев умел поговорить и говорил хорошо, живо и убедительно, пересыпая речь поговорками, пословицами. Говорил он на наречии донских казаков: «робята», «здеся», «сюды», «откель ты?», «погоди трохи» и т. п. К словам Пугачев прибавлял «та»: «чем нам по хвостам-та хватать, так хвоста-та...». Пугачев легко и быстро возбуждался, был вспыльчив и отходчив, обладал живым умом. Он был удивительно находчив: не растерялся, когда на улице горящей Казани его узнал и окликнул сын Трофим, а спустя некоторое время назвал по имени и «признавший» его донской казак. Он несомненно рисковал, когда под Осой, став в одну шеренгу с другими казаками, умело заданными вопросами заставил старика гвардейца, знавшего в лицо Петра III, признать в нем «государя».
Пугачев был добр и отзывчив к горю каждого и народа в целом. Человек, которому дворянство приписывало все смертные грехи, именуя его «тигром», «извергом», «ехидной», «бунтовщиком» и «разбойником», «кровопийцей» и т. п., чтобы избежать ненужного кровопролития, рассылал повсюду свои манифесты и указы, «увещевая» губернаторов и комендантов крепостей, чиновные власти и духовенство «добровольно приклониться» ему. Если так и происходило, он не только не трогал ни офицеров, ни чиновников, но «жаловал» их и зачислял себе «в службу». Герой «Капитанской дочки» А.С. Пушкина Гринев явился литературным прототипом многих дворян-офицеров.
Пугачев карал за измену, за ложь, за предательство, не прощал мародерства. За насилие над простым людом виновного ожидала смерть. Пугачев любил правду. Он простил Хлопушу и Перфильева, подосланных к нему властями и чистосердечно все ему рассказавших, сделал их полковниками в своем войске. Пугачев был гостеприимным, хлебосольным хозяином, но сам он «от излишнего питья воздерживался и употреблял редко».
Мятежная и ищущая натура Пугачева оторвала его от семьи, но семью он свою любил и, случайно встретив ее в Казани, несмотря на то что это могло привести к его разоблачению, как мог, старался ей помочь. Его женитьба на Устинье Кузнецовой была скорее результатом активного вмешательства яицких казаков, стремившихся теснее связать судьбу «Петра Федоровича» с интересами казачества, лелеявшего мечту стать «первым сословием».
Пугачев обладал завидной физической силой, здоровьем и выносливостью. Он мог по двое суток не сходить с седла, переносить холод и жару, голод и жажду. Ходил он легко и быстро. Любил лошадей и хорошую конскую сбрую. Надевая на себя дорогое платье, делал это отнюдь не из щегольства, но прежде всего потому, что «императору» не пригоже было ходить в простом обычном казачьем одеянии.
До нас дошло несколько, портретов Пугачева, написанных с натуры современниками, и много описаний его наружности. Паспорт, выданный Емельяну Пугачеву в августе 1772 г. на Добрянском форпосте, так характеризует внешний облик Пугачева: «...росту два аршина четыре вершка с половиной... волосы на голове темно-русые и борода черная с сединой, от золотухи на левом виску шрам...». Первая жена Пугачева, Софья Дмитриевна Недюжева, о наружности своего мужа на следствии говорила следующее: «Росту среднего, долголиц и сухощав, волосы на голове русые, а борода черная, с проседью, клином, глаза карие...». По показанию Максима Шигаева, Пугачев был «среднего росту, лицом продолговат, смугл, глаза карие, волосы темно-русые, пострижены по-казацки. Борода черная, с сединою, плечист, но в животе тонок». Стройную фигуру Пугачева подметил и корнет Пустовалов: «В плечах хотя и широк, но в пояснице очень тонок, лицо имеет смуглое, но чистое, глаза острые...». Верхоланцев вторит ему: Пугачев был «среднего роста, корпусной, в плечах широк, смугловат, борода окладистая, глаза черные, большие». Уральская казачка, видавшая Пугачева, рассказывала: «Как теперь на него гляжу: мужик был плотный, здоровенный, плечистый, борода русая, окладистая, ростом не больно высок и не мал». Некоторые люди, знавшие Пугачева, к этому согласному описанию его наружности добавляют, что у него «лицо... смуглое и сухощавое, нос с горбом... левый глаз щурит и часто им мигает».
А.С. Пушкин, ездивший на Урал собирать фольклор о Пугачеве, много общавшийся с казаками и казачками, знавшими и видевшими его, создает обаятельный, правдивый образ предводителя мятежного народа: «Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы были острижены в кружок...» П.И. Чайковский хотел написать музыку к задуманной им опере «Капитанская дочка», но опасался вмешательства цензуры, ибо писать по Пушкину, давшему объективную и благожелательную характеристику Пугачеву, значило вывести Пугачева «удивительно симпатичным...».
Среди многочисленных полковников и атаманов Главной армии восставшего народа выделяются ближайшие соратники Пугачева: Иван Никифорович Зарубин-Чика, Афанасий Тимофеевич Соколов-Хлопуша, Иван Наумович Белобородов, Иван Никифорович Грязнов, Григорий Туманов, Алексей Иванович Дубровский (Трофимов), Салават Юлаев, Кинзя Арсланов и Максим Григорьевич Шигаев.
Яицкий казак Иван Никифорович Зарубин, по прозвищу Чика, являлся активным участником восстания яицких казаков в 1772 г. Когда на Таловом умете появился Пугачев, среди первых казаков, примкнувших к нему, был Зарубин. Он сразу понял, что имеет дело с простым человеком. И все же энергичный и смелый бунтарь Чика безоговорочно пошел за «государем» из донских казаков, «ибо всему войсковому народу то было надобно». Смелый, решительный, инициативный, умный и наблюдательный, стойкий и прямолинейный, горячий и беззаботный, лихой наездник и хороший организатор, Зарубин был «любимцем и первым пособником Пугачева». Чика буквально опекал Пугачева в трудные первые дни восстания, связал с надежными казаками из Яицкого городка, привез в отряд восставших первое знамя. Зарубин вместе с Овчинниковым руководил повстанческими отрядами, разбившими регулярные войска под командованием генерала Кара, организовал производство пушек на Воскресенском заводе, возглавлял действия восставших в Башкирии и осаждал Уфу. Ставка «графа Ивана Никифоровича Чернышева» в Чесноковке под Уфой стала второй Бердой. Проявив недюжинные организаторские способности, настойчивость, гибкость и политическую прозорливость, Чика умело ликвидировал намечавшиеся национальные конфликты между башкирами и русскими в повстанческих отрядах, действовавших в Башкирии, формировал войско из «охочих людей», создавал органы власти восставших, распределял деньги, вооружение и продовольствие, боролся с мародерством, рассылал письма и манифесты, указы и «наставления», на которых красовалась «графа Ивана Чернышева печать», посылал повсюду своих эмиссаров, стремясь сцементировать отдельные отряды восставших, расширить территорию, охваченную восстанием, наладить управление ею.
Арестованного в Табынске после поражения 24 марта Зарубина привезли в Уфу, затем в Казань и, наконец, в Москву. Зарубин держался стойко и мужественно, несмотря на пытки, отказывался давать показания. Зарубина приговорили к смерти. В день казни Пугачева его привезли на Болотную площадь, где палач показал народу отрубленную голову Пугачева. 10 февраля 1775 г. в Уфе под топором палача прервалась жизнь Ивана Никифоровича Зарубина — одного из верных соратников предводителя Крестьянской войны.
«Над заводскими крестьянами полковник» Афанасий Тимофеевич Соколов, по прозвищу Хлопуша, был крепостным крестьянином тверского архиерея из сельца Машкович Тверского уезда. Оклеветанный, битый кнутом, прогнанный сквозь строй, с вырванными ноздрями и с выжженными на лбу и щеках клеймами, побывавший в ссылке и на каторге, не раз значившийся «в бегах», Хлопуша прошел тяжелую жизнь. Октябрь 1773 г., когда Пугачев подошел к Оренбургу, застал его в тюрьме, закованным в кандалы.
Губернатор И.А. Рейнсдорп решил взять Хлопушу «На службу», то есть передать через него письма яицким, илецким и оренбургским казакам и таким образом повлиять на них, оторвать их от Пугачева и попытаться «свесть Пугачева в город Оренбург». Хлопуша же пошел «служить» к Пугачеву. Однако доверие он заслужил не сразу. Не в меру ретивый Иван Творогов чуть было не повесил будущего «над заводскими крестьянами полковника», обвинив его в том, что тот якобы получил 2000 рублей «для изведения государя». Но Максим Шигаев отстоял своего знакомца, и в скором времени Хлопуша уже ехал на Авзяно-Петровский завод. Испытав на себе всю тяжесть крепостной неволи, самодурство и жестокость господ и властей, Хлопуша целиком отдался борьбе с ними. Боевой путь Афанасий Соколов начал с Авзяно-Петровского и Воскресенского заводов, затем Биккулово, Сакмарский городок, Каргала, Берда, Озерная крепость, Илецкая защита, снова Берда. После поражения под Татищевой Хлопуша попросил у Пугачева разрешения проводить свою жену и сына в Сакмару. Тот разрешил. Когда Хлопуша с семьей прибыл в Каргалу, он был опознан и схвачен каргалинскими татарскими старшинами. Допрашивали его 10 мая 1774 г., а 18 июля казнили в Оренбурге.
Умный, энергичный, хороший организатор и в то же время любящий муж и отец, Хлопуша целиком отдал себя делу восставшего народа. Ему было уже шестьдесят лет. Казалось бы, жизнь ожесточила Хлопушу, но он пощадил капитана Лопатина, так как жители просили за него как за доброго человека. Заклейменный кличкой «вор», он не взял ни копейки из того, что повстанцы конфисковывали на заводах и в крепостях. Перед арестом он передал жене только 80 рублей, пожалованных ему Пугачевым, но и эти деньги отняли у нее конвойные, когда везли ее в Оренбург.
Около 8 месяцев был Афанасий Тимофеевич Соколов верным соратником Пугачева. Деятельность «над заводскими крестьянами полковника» оставила после себя заметный след. В биографии Хлопуши важно не то, с чего он начал, а то, чем он кончил.
В один ряд с И.Н. Чикой-Зарубиным и А.И. Соколовым-Хлопушей можно поставить Ивана Наумовича Белобородова. Он работал на медеплавильном заводе, был рекрутом, солдатом-артиллеристом, потом работал на Охтинском пороховом заводе, заболел, попал в госпиталь, возвратился домой в Кунгурский уезд, где занялся мелкой торговлей, — так сложилась жизнь Белобородова. Годы солдатской службы и работы на пороховом заводе не прошли для Белобородова бесследно. С одной стороны, они научили его ненавидеть гнет и бесправие, с другой — выработали в нем сметливость, дисциплинированность, выдержку, силу воли, расширили его кругозор. Он обучился военному делу и мастерству.
В первых числах января 1774 г. Белобородов был уже сотником в одном из отрядов восставших. Умный, решительный, настойчивый, непримиримый, дисциплинированный, расчетливый, обладавший большой силой воли, Белобородов был одним из наиболее выдающихся руководителей восставшего народа. «Главный атаман и походный полковник», Белобородов создал стройное организованное и дисциплинированное войско. Он умело объединял действия русских и нерусских повстанцев, подобрал и сгруппировал вокруг себя энергичных и сметливых людей. Наставления, указы, ордера, подписанные Белобородовым, являвшиеся образцом народной мудрости, ясной и простой народной речи, ставили целью наладить органы власти восставших и создать сильное, боеспособное, дисциплинированное войско. Эти призывы сыграли свою роль, и возглавленный им «сибирский корпус» действительно выделялся в войске восставших своей выучкой и дисциплинированностью. Все добытое на заводах и в крепостях Белобородов делил поровну между населением и своим отрядом, нещадно карал за насилия, бесчинства, грабеж, измену, за попытки склонить к переходу на сторону властей. После поражения под Казанью Белобородов несколько дней вместе с семьей, повсюду его сопровождавшей в походах, скрывался в лесу. Вынужденный явиться в Казань (ему «податься» было некуда), он был опознан, схвачен и 5 сентября казнен.
Иван Никифорович Грязнов из отдельных разобщенных отрядов создавал «войско» восставших, боролся с недисциплинированностью и проявлениями национальной вражды. Он был не только выдающимся военачальником, возглавившим боевые действия восставших на заводах Урала, осаду и взятие Челябинска — главного города Исетской провинции, но и одним из идейных вождей мятежного крестьянства, его идеологом, чьи воззвания по силе и яркости, по своей убежденности нисколько не уступают манифестам Пугачева.
Возможно, что некоторые воззвания, подписанные Грязновым, были написаны походным атаманом и «предводителем письменных дел походной канцелярии» его войска Григорием Тумановым. Приписной крестьянин заводчика Твердышева Туманов был избран на мирском сходе рабочих Воскресенского завода посланцем в лагерь восставших. Вернулся он на Воскресенский завод уже в составе отряда Грязнова. Так начался боевой путь Туманова, который вскоре стал помощником Грязнова, а с февраля 1774 г., после ухода Грязнова из взятого восставшими Челябинска, возглавил восстание в Исетской провинции. Образованный, умный, решительный, смелый, твердый в своих решениях, умело организовавший снабжение своих отрядов, Туманов обратил на себя внимание Пугачева, когда на втором этапе Крестьянской войны в районе Вознесенского завода он со своим отрядом влился в состав Большого войска восставших. Хорошо зная и «российскую грамоту», и татарский язык, в мае 1774 г. Туманов становится секретарем («повытчиком») пугачевской Государственной военной коллегии. Под Челябинском Туманов был «главным и вящще Грязнова предводителем», а будучи повытчиком Государственной коллегии, стал «Пугачеву важным сообщником». В бою под Троицкой крепостью Туманов попал в плен. Его отправили под конвоем в Оренбург, но в степи он был отбит казахами, сочувствовавшими восстанию. Дальнейшая судьба Туманова неизвестна.
Среди предводителей восставшего народа выделяется Иван Степанович Трофимов, он же Алексей Иванович Дубровский, сын Мценского купца, вольнонаемный рабочий Златоустовского завода, сыгравший большую роль на последнем этапе Крестьянской войны. Дубровский начал борьбу в башкирском повстанческом отряде, а завершил свой путь как «великий грамотей» секретарем Государственной военной коллегии восставших. Написанные им указы и письма отличаются пафосом, яркостью изложения, доходчивостью. Не случайно П.И. Панин писал Екатерине II, что «он был всех умнее», а когда Дубровский умер в Саратове, видимо не снеся пыток, П.С. Потемкин, недовольный тем, что один из виднейших сподвижников Пугачева так и не был доставлен в Казанскую секретную комиссию «и тайны нужные с ним вместе погребены», потребовал объяснений от царицынского коменданта Цыплетева.
Выдающимся полководцем Крестьянской войны являлся башкир Кинзя Арсланов. Он был муллой, но не духовным лицом. В те времена муллами часто называли тех мусульман, которые хорошо были знакомы с догмами своей религии, а потому и особо почитались. Недаром Кинзю называли абызом, то есть учителем. Когда началась Крестьянская война, он был уже пожилым человеком, имел взрослого сына, также активного участника восстания.
Популярный и уважаемый человек, Кинзя Арсланов прошел с Пугачевым весь трудный, славный путь. С первых дней восстания и до трагедии в заволжских степях, закончившейся выдачей Пугачева властям, он являлся одним из его ближайших соратников и был верным другом.
В октябрьские дни 1773 г. Кинзя Арсланов развернул кипучую деятельность. Он писал обращения, воззвания и письма к башкирам. Его письма вызвали «великую колебимость» в Башкирии, выросшую в мощное восстание. Кинзя Арсланов принимал самое активное участие в боевых действиях, командуя башкирским полком в Большом войске Пугачева. После поражения под Татищевой крепостью и Сакмарским городком Кинзя Арсланов собрал двухтысячный отряд башкир, укрыл Пугачева и обсудил с ним план дальнейших действий. Он был единственным башкирским полковником, перешедшим с Пугачевым на правый берег Волги и сопровождавшим его до последнего момента. В руки властей он не попал. Дальнейшая судьба его неизвестна.
В памяти башкирского народа живет образ пугачевского «походного полковника» и бригадира, батыра и поэта Салавата Юлаева. Сильный, мужественный, отличный наездник, прекрасно владевший оружием, Салават Юлаев умел читать и писать «по-татарски» (тюрки). Его манифесты, повеления, наставления, увещевания и письма, наконец, его действия сыграли большую роль в организации вооруженной борьбы в Башкирии, формировании и вооружении отрядов восставших, в предупреждении национальной розни между русскими и башкирами, в объединении их действий.
После ранения под Осой Салават Юлаев вынужден был оставить Пугачева и вернуться в Башкирию для лечения. Но борьбу он не прекратил даже тогда, когда Пугачев был выдан царским властям. Более того, осенью 1774 г. Салават возглавил восстание башкир Сибирской дороги. Мужественный и непримиримый, он отверг предложение П.С. Потемкина прийти с повинной для того, чтобы заслужить прощение. В конце ноября он был схвачен, но и во время следствия он не признал за собой какой-либо вины. Неоднократно наказанный кнутом, с выжженными на лбу и на щеках клеймами, с вырванными ноздрями Салават Юлаев вместе с отцом Юлаем Азналиным был направлен на вечную каторгу в Рогервик (ныне город Палдиски Эстонской ССР), где и скончался.
«Главный российского и азиатского войска предводитель» и бригадир Иван Степанович Кузнецов, табынский казак, действовавший в районе Кунгура и Красноуфимска, автор замечательных увещеваний и наставлений, преисполненных народной мудрости и красноречия, с которыми он обращался к жителям и «главнокомандующим» Кунгура, также является одним из выдающихся полководцев Крестьянской войны. Его приказания, рапорты и наставления четки, ясны и преисполнены заботой о нуждах повстанцев, об общем народном деле.
Немаловажную роль в восстании Пугачева сыграл Максим Григорьевич Шигаев. Он являлся участником восстания 1772 г., сидел в тюрьме, но наказания избежал. Шигаев — главный «словесный судья», казначей и интендант. Он был фактическим руководителем Государственной военной коллегии восставших на первом этапе Крестьянской войны, несмотря на то что возглавлял Военную коллегию А. Витошнов. Шигаев был «всех замысловатее и любимее» у Пугачева, и тот нередко следовал его советам. Шигаев был при Пугачеве «первенствующая особа».
Таковы были руководители Крестьянской войны. Им были свойственны недостатки и слабости, ошибки и заблуждения, но «исторические заслуги судятся не по тому, чего не дали исторические деятели сравнительно с современными требованиями, а по тому, что они дали нового сравнительно с своими предшественниками»2.
Примечания
1. В.И. Ленин. ПСС, т. 26, стр. 58.
2. В.И. Ленин. ПСС, т. 2, стр. 178.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |