Заканчивая большую тему «Необычайные встречи Гринева с Пугачевым» уроком, посвященным образу Гринева, мы отнюдь не ставим себе целью повторять то, что знают ученики о рассказчике. На данном уроке можно поставить проблему, решение которой на этом этапе разбора посильно для семиклассников, а именно: «Как могут проявиться мужество и благородство».
Судьба Гринева в период восстания, как мы знаем, сложилась необычайно. Жизнь его была спасена самим Пугачевым, больше того, Пугачев, его враг, проявляет к нему доброту, исполняет просьбы, устраивает его судьбу. Учащиеся знают, что и Гринев, в свою очередь, остро чувствует обаяние личности Пугачева.
Естественным становится вопрос: как осложнилось выполнение Гриневым долга, присяги по сравнению с товарищами — офицерами Белогорской крепости, погибшими при ее взятии Пугачевым?
Решение этой проблемы учащимися заставляет их углубиться в психологический рисунок образа Гринева, вызывает размышления на нравственные темы: о мужестве, о честности, о долге и любви, о преодолении собственной слабости.
Урок можно провести по-разному. Так, например, проблема может быть поставлена и решена самим учителем в школьной лекции при условии, если он чувствует в себе способность убедить учеников, зажечь их поставленным в лекции вопросом. Тогда его юные слушатели становятся молчаливыми, притихшими, а это и есть в данном случае признак их заинтересованности и работы мысли. Для некоторых учителей незаменим диалог с учениками, они достигают наилучших результатов путем беседы. Словом, за учителем всегда остается право выбора формы работы, отвечающей его личному складу, его педагогической задаче. Но независимо от формы урока учащимся обязательно следует сообщить, что Пушкин хотел предпослать запискам Гринева обращение его к внуку. Еще раз, читая предисловие, мы сталкиваемся с правдивостью, откровенностью, искренностью Гринева. Гринев не затушевывает грехов своей молодости перед внуком. Он, как всегда, честен и самокритичен. Прочитаем это предисловие, оставшееся не включенным в повесть, и прокомментируем его.
«Любезный внук мой, Петруша!..
Начинаю для тебя свои записки, или лучше искреннюю исповедь, с полным уверением, что признания мои послужат к пользе твоей. Ты знаешь, что, несмотря на твои проказы, я все полагаю, что в тебе прок будет, и главным тому доказательством почитаю сходство твоей молодости с моею. Ты увидишь, что завлеченный пылкостию моих страстей во многие заблуждения, находясь несколько раз в самых затруднительных обстоятельствах, я выплыл, наконец, и, слава богу, дожил до старости, заслужив и почтение моих ближних и добрых знакомых. — То же пророчу и тебе, любезный Петруша, если сохранишь в сердце твоем два прекрасные качества, мною в тебе замеченные: доброту и благородство» (т. VIII, стр. 927).
Итак, Гринев, пересматривая свою жизнь, в которой, как он говорит, были и ошибки и заблуждения, хочет предостеречь от них внука, и приходит к выводу, что самое главное для человека — во всех тяжелых жизненных обстоятельствах сохранять доброту и благородство. Именно этот принцип на склоне лет Гринев считает жизненно необходимым, и принцип этот начал складываться еще в юности.
Учащиеся вспоминают, как колебался Гринев в первом разговоре с Пугачевым, требовавшим немедленного ответа на вопрос, признает ли он его царем. Несколько секунд в сознании Гринева продолжалась борьба. «И чувство долга восторжествовало во мне над слабостию человеческой», — вспоминает он с законной гордостью. Гринев преодолел внутренний барьер своей слабости. Благородство его поведения в данном случае заключается в прямоте, смелости и честности.
Мы знаем, как добр и сердечен был Пугачев к Гриневу. Гринев, в свою очередь, тоже полюбил Пугачева: «Зачем не сказать истину? В эту минуту искреннее сочувствие влекло меня к нему. Я пламенно желал вырвать его из среды злодеев, которыми он предводительствовал» (гл. XII).
Нельзя не обратить внимание на то, как говорит Гринев о своих чувствах после расставания с Пугачевым в Белогорской крепости: «Пугачев уехал. Я долго смотрел на белую степь, по которой неслась его тройка» (гл. XII). Слов мало, но за ними мы чувствуем глубокую взволнованность молодого человека.
Когда же восстание Пугачева было подавлено, а сам он был схвачен, судьба его представилась Гриневу во всем ее трагизме, и радость окончания войны была отравлена для него. Издалека едет Гринев в Москву, чтобы в последний раз увидеть Пугачева перед его казнью.
Капитан Миронов и Иван Игнатьевич, выполняя присягу, мужественно встретили смерть, для них Пугачев безоговорочно — враг. На долю Гринева выпало остаться жить, испытать доброту и ласку врага, полюбить его, но в то же время остаться верным присяге, не поступиться своими принципами. Мы видим, что Гринев выполнил свой долг в сложных психологических обстоятельствах и остался непоколебим. Какой же вывод мы делаем? Значит, мужество людей может проявляться по-разному и в разных обстоятельствах.
Но Гринева ожидали новые испытания. Он был отдан под суд за «сношения с злодеем» и предстал перед следственной комиссией, учрежденной по делу Пугачева. Были ли основания у следственной комиссии заподозрить Гринева в измене или «в гнусном преступном малодушии», по выражению допросчика? Несомненно, были. Гринев неоднократно на глазах у всех встречался с Пугачевым, дружески с ним беседовал, действительно принял от него подарок. Он самовольно уехал из Оренбурга в военное время и больше туда не вернулся. «Главный доноситель» Швабрин, вызванный судом на очную ставку, дал показания, что Гринев «отряжен был в Оренбург шпионом; ежедневно выезжал на перестрелки, дабы передавать письменные известия о всем, что делалось в городе; что наконец явно передался самозванцу, разъезжал с ним из крепости в крепость, стараясь всячески губить своих товарищей-изменников, дабы занимать их места и пользоваться наградами, раздаваемыми от самозванца» (гл. XIV).
Сначала, несмотря на недоверие членов следственной комиссии, несмотря на волнение, Гринев отвечал правдиво и обстоятельно. Судьи, как ему казалось, уже стали выслушивать его «с некоторой благосклонностью» (курсив мой. — А.Д.), но вдруг он остановился и замолчал, замолчал в тот момент, когда ему нужно было объяснить причину своего внезапного отъезда из Оренбурга.
Как же мог Гринев объяснить следственной комиссии свою отлучку из Оренбурга, свои вынужденные встречи с Пугачевым? Только рассказав об отношениях с Марьей Ивановной, которая была его невестой и находилась под страшной властью Швабрина.
И тут мы подходим к очень сложной для семиклассников психологической мотивировке поведения Гринева. Свое молчание он объясняет тем, что почувствовал «непреодолимое отвращение» к тому, чтобы давать показания. Чем можно объяснить это «отвращение»? Многим учащимся чувства, испытываемые Гриневым на суде, непонятны. Им кажется неделовым, странным его поведение. Но некоторые, стремясь его понять, объясняют эту фразу как «нежелание открывать чужим людям свои личные чувства». И с этим нельзя не согласиться.
Но почему Петр Андреевич все рассказал Пугачеву о своей невесте, не находя нужным скрывать истину? Да потому, что тогда Марья Ивановна была в опасности, ее нужно было спасать. Это был долг Гринева. Кроме того, там, во вражеском стане, он встретил понимание, Пугачев добродушно расспрашивал Гринева о его личных делах, сочувствовал его любви.
Теперь Маша была вне опасности. Встал вопрос о его личной судьбе. Защищать себя именем любимой девушки, делать это имя предметом обсуждения на следственной комиссии, «впутать между гнусными изветами злодеев» Гринев не мог.
Итак, там, в лагере восставших, поверили молодому офицеру и отпустили его. Здесь, в своем лагере, поверили доносу и клевете. Гринев оказался в тюрьме. Казалось бы, положение его безнадежное. Но вспомним слова Гринева, сказанные им в старости: «Самое важное сохранить в тяжелых жизненных обстоятельствах доброту и благородство».
В чем же проявилось благородство Гринева?
Оно проявилось в выполнении долга, в его честности и преданности, в уважении к любимой девушке, в ответственности за нее, в чувстве собственного достоинства.
Теперь подумаем: только ли свой жизненный опыт вспоминает Петр Андреевич, обращаясь к внуку? Конечно, нет, в его сознании встает Маша, которая тогда была его невестой. На следующем уроке мы и переходим к анализу ее образа.
Домашнее задание:
Подготовиться к классному сочинению на тему: «Как открывается читателю характер Маши». Ответить на вопросы:
1. Какое впечатление на нас произвела Маша при первом знакомстве с нею на страницах повести? Благодаря чему создалось такое впечатление? Как открывается характер Маши в любви к Гриневу?
2. Охарактеризуйте поведение Маши в новых, тяжелых обстоятельствах, после смерти ее родителей.
3. Расскажите о вашем отношении к ней.
На следующем уроке текст «Капитанской дочки» должен лежать перед учащимися, им не только можно, но необходимо пользоваться. Чтобы правильно решить тему сочинения, нужно постоянно обращаться к пушкинской повести.
Напоминаем учащимся, что описание и характеристики людей в повести, как и вообще в прозе Пушкина, чрезвычайно кратки, поэтому каждое слово в них весомо и насыщено мыслью. Сообщаем учащимся, какие требования предъявлял Пушкин к прозе: «Точность и краткость — вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей — без них блестящие выражения ни к чему не служат», — пишет Пушкин в статье «О прозе» (т. VII, стр. 15). Писатель не только провозглашает принцип, но и выполняет его в своих произведениях. Мы неоднократно убеждались в «точности и краткости» языка «Капитанской дочки».
Тема сочинения предполагает, что характер Маши открывается постепенно, значит, в изображении героини есть ступени: 1) Маша в период первоначального знакомства читателя с нею, 2) в период романа с Гриневым, наконец, 3) в тяжелых жизненных обстоятельствах.
Но этому плану необязательно следовать: можно начать с последних сцен, которые говорят о Маше, как уже о сложившемся человеке, решившемся на трудный шаг — спасение своего жениха, а потом перейти к более ранним событиям ее жизни. В таком случае нужно продумать переход от конца к началу.
Урок по обучающему сочинению — один из трудных для учителя, ибо здесь осуществляется индивидуальная работа с учащимися. Учитель в непрерывном движении: он переходит от одного ученика к другому, быстро знакомится с тем, что написано, указывает на ошибки, поощряет удачи, помогает в выборе слов, привлекает внимание к тексту, одновременно следит за дисциплиной.
Конечно, на уроке учитель видит только фрагменты создаваемого учащимися сочинения, но его помощь и советы оказывают влияние на всю работу. Учащиеся начинают понимать значение ответственного отношения к письменному слову, постепенно втягиваются в работу и их вопросы к учителю становятся все более осмысленными.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |