Учащиеся приходят на урок подготовленные, с пометками в тексте, касающимися Маши Мироновой. Это свидетельствует, что они перечитали текст. Обычно большинство придерживается плана, заключенного в вопросах, предложенных им на прошлом уроке.
В начале работы все останавливаются на словах, рисующих первое появление Маши (глава III «Крепость»): «Она представляется нам простой девушкой, которая поминутно краснеет и всегда молчалива». На детали, рисующие внешность, ученики обращают мало внимания. Светлорусые волосы, гладко зачесанные за уши, «которые у нее так и горели», очень мало что говорят им о Маше.
Некоторые учащиеся не проходят мимо эпизода за обедом, когда Василиса Егоровна заставляет покраснеть Машу: при постороннем молодом человеке говорит о ее бедности.
Дети отмечают застенчивость, скромность Маши. Очень многие признаются, что Маша «вначале не нравится», «не производит никакого впечатления». Многие морализируют на эту тему, заключая, что «по первому впечатлению нельзя судить», «надо человека узнать, а уж потом его осуждать».
Второй пункт плана бывает сформулирован в сочинении семиклассников чаще всего так: «Как постепенно раскрывается образ Маши. Любовь Маши».
Многие учащиеся о жизни Маши до событий Пугачевского восстания отвечают односложно или стремятся сразу перейти к событиям ее жизни после смерти родителей, т. е. к тем сценам, в которых ее характер становится явственно героическим. Необходимо обращать внимание учащихся на эпизоды и сцены, в которых характер Маши выявляется с новых для нас сторон. Правда, их весьма немного. Например, хотя учащиеся и помнят сцену разговора Марьи Ивановны с Гриневым относительно Швабрина (глава IV «Поединок»), но не придают ей значения, как характеризующей Машу. После того как на эту сцену обратит внимание учитель, ребята отмечают, что Маша простая и бедная девушка, она ничего не видела в жизни, живя в Белогорской крепости, но, когда в нее влюбился Швабрин, она отказала ему, хотя он богат и «хорошей фамилии». Она могла выйти замуж только по любви. Швабрин ей противен.
Учащиеся проходят мимо строк, характеризующих Машу с психологической стороны, не интересуются, как проявляется ее чувство к Гриневу;
правда, обращают внимание на ее заботу по отношению к нему во время болезни после поединка со Швабриным. Простота и цельность ее чувства, естественность его проявления еще не трогают семиклассников. Остается без внимания, эмоционально не воспринимается то, что «она безо всякого жеманства (курсив мой. — А.Д.) призналась в сердечной склонности и сказала, что ее родители, конечно, рады будут ее счастию» (гл. IV).
Реакция Марьи Ивановны на резкое письмо отца Гринева, на пренебрежительный тон его по отношению к ней не только не ставится ей в заслугу, но сначала осуждается, но затем учащиеся начинают высоко оценивать ее твердость в решении не выходить замуж за Гринева без благословения его родителей. «Маша — девушка с твердым характером» — такой вывод делается в результате перечитывания текста.
Учащиеся становятся более красноречивыми, когда доходят до сцен из главы XII «Сирота»: «Комендантом крепости был Швабрин, и бедной Маше было очень тяжело. Швабрин хотел жениться на Маше, но она очень любила Гринева, она не могла выйти замуж за человека, которого не любила. Мало того, она его даже ненавидела. Швабрин посадил Машу в карцер, не впускал никого к ней и давал ей хлеб и воду. Но это не сломило Машу. Она еще больше стала ненавидеть Швабрина и еще крепче полюбила Гринева. Вот когда раскрылся характер Маши. Перед нами не застенчивая, всего боящаяся, а смелая, твердая в своих убеждениях девушка».
«Мы видим Машу в крестьянском платье, лежащую на полу. Ей грозит смерть, но она ненавидит Швабрина. Кто бы мог подумать, что Маша, прежняя тихая девушка, могла бросить такие слова: «Я никогда не буду его женой: я лучше решилась умереть и умру, если меня не избавят». Чем больше раскрывается характер Маши, тем с большей симпатией мы смотрим на девушку».
Такие высказывания довольно часто встречаются в сочинениях.
Эпизод из главы «Сирота» производит неизменно сильное впечатление на учащихся. Но особенно много пишут о поездке Маши к царице: «Можно было думать, что после смерти родителей Маша растеряется и не сможет жить, она казалась робкой и нерешительной, а на самом деле в ее характере была решительность. Это видно из того, как она поехала в Петербург хлопотать за своего жениха и добралась до императрицы. Она верила в его честность».
«На это решается девушка, которая никогда не видела настоящего города и которую называли трусихой ее родители. Маша со свойственной ей откровенностью (ведь она откровенно призналась Гриневу, что любит его) рассказала царице (она еще не знала, что дама, с которой она разговаривала — царица) всю правду».
Анализ сочинений учащихся дает возможность сделать некоторые выводы о восприятии ими характеров людей, с которыми они встречаются в книгах. Их привлекают герои действующие и активные. Но на оттенки душевного мира героев семиклассники мало обращают внимания в самостоятельном разборе текста. Они проходят мимо сцен, диалогов, авторских комментариев, которые дают материал для понимания душевного мира действующего лица.
Между тем в беседе под руководством учителя они проявляют интерес к внутренней жизни героя, чутье и тонкость в разборе. Встает вопрос, нужна ли в таком случае самостоятельная работа учащихся на тему, подобную предложенной им для сочинения, на тему, имеющую целью пробудить интерес к внутренним переживаниям героя? На этот вопрос можно ответить без колебания. Да, нужна. Нужна потому, что у учащихся начинает постепенно накапливаться опыт вглядывания в человека, изображенного писателем, что необходимо для воспитания читательской культуры, наконец, для самой жизни.
Данная тема, посвященная образу Маши Мироновой, имеет прямое отношение к недалекому будущему. Ее образ родствен Татьяне Лариной, о которой пойдет речь при изучении романа «Евгений Онегин». Пристальное наблюдение над образом Маши Мироновой в VII классе даст возможность в VIII предложить учащимся тему: «Татьяна Ларина и Маша Миронова». И вот тогда образ капитанской дочки засверкает новыми гранями. На новом этапе литературного развития учащихся ими будут поняты и оценены цельность личности Марьи Ивановны, сила ее любви к Гриневу, естественность и простота, отсутствие «жеманства», не замеченные сейчас, ее вера в благородство избранника (качества, глубоко опоэтизированные в Татьяне), даже ее внешняя неброскость, застенчивость, молчаливость. Но пушкинские героини различны по культуре, интеллектуальному развитию, наконец, они живут в разные эпохи, развиваются в разной среде и условиях. Учитель, предлагающий восьмиклассникам сравнить образы Маши и Татьяны, должен обратить внимание учащихся и на сходство и на различие героинь. Такое сопоставление поможет учащимся глубже понять творчество Пушкина, подготовит их к самостоятельному анализу его произведений. Но это дело будущего...
Одиннадцатый урок отводится разбору сочинений. После самостоятельной работы учащихся над образом Марьи Ивановны и проверки сочинений необходимы учительские дополнения.
Напоминаем учащимся, что в их сочинениях речь должна идти о человеческом характере, который в художественном произведении изображается всесторонне. Конечно, мы сильнее всего запоминаем героические, яркие поступки людей, которые совершаются ими в необыкновенных обстоятельствах. В необыкновенных обстоятельствах мы увидели и Марью Ивановну, когда она оказалась во власти ненавистного ей Швабрина и стала отстаивать свою независимость, свое право на любовь. Ее жених, несправедливо обвиненный в измене, был осужден. Марья Ивановна, совсем молодая девушка, едет из далекой симбирской глуши хлопотать за него прямо во дворец. Это тоже необыкновенные обстоятельства. Такое случается не каждый день.
Но человек изображается в художественном произведении не только в необыкновенных ситуациях, но и в обычных. Мы знаем, что Маша Миронова и Гринев полюбили друг друга. В чувствах, в их проявлении тоже виден человек. Как же проявились чувства Маши Мироновой к Петру Андреевичу? Как он в своих записках говорит о ее любви к нему? Есть люди, у которых любовь проявляется эгоистически, другие в своих чувствах бывают бескорыстны. Разве легко было Маше, любя Гринева, отказать ему после получения резкого письма отца, который противился браку своего сына с капитанской дочкой? Но Маша отказала. Задумаемся, в силу каких причин. Отчасти потому, что она была воспитана в патриархальных условиях: в старину брак без согласия родителей считался грехом. Отчасти потому, что она знала: отец Петра Андреевича — человек крутого нрава, он не простит своему сыну женитьбы против его воли. Маша не хотела причинять боль любимому человеку, мешать его счастью. Мы видим, что она бескорыстна в любви, самоотверженна и тверда в своих убеждениях. Ее слова не расходятся с делом. Вспомним, как рассказывает Гринев о ее поведении после принятого решения: «Марья Ивановна почти со мной не говорила и всячески старалась избегать меня» (гл. V).
Маша — человек сильной воли. На ее долю выпадают тяжелые испытания, и она с честью их выдерживает. Но вот за полосой испытаний наступает полоса затишья. Маша живет у родителей Гринева. Они «приютили и обласкали бедную сироту». Для них она — дочь героя. «Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было ее узнать и не полюбить», — пишет Гринев (гл. XIV).
Что же привлекло родителей Гринева к Марье Ивановне? Видимо, ее выдержка, разумность, ровность в обращении, а главное, — искренняя и сильная любовь к их сыну. Но Машу ждало новое испытание: Гринев был предан суду. В сочинениях многие учащиеся вспоминают необыкновенно смелый поступок Маши — поездку в Петербург, к царице, с ходатайством о женихе. Но надо разобраться в том, что определило ее решение, откуда взялись силы у молодой девушки.
Узнав о тяжелом наказании, которому подвергли ее жениха, Марья Ивановна «мучилась более всех». «Будучи уверена, что я мог оправдаться, когда бы только захотел, она догадывалась об истине и почитала себя виновницею всего несчастия. Она скрывала от всех свои слезы и страдания и между тем непрестанно думала о средствах, как бы меня спасти», — вспоминает Гринев (гл. XIV).
Права ли Марья Ивановна, считая себя виновницей злоключений Гринева? Да, она трезво смотрит на прошлое: это ее письмо заставило Гринева обратиться к Пугачеву. Кроме того, она знает своего жениха, его благородство, его рыцарское отношение к женщине (он ведь доказал ей это). Марья Ивановна была убеждена в невиновности Гринева: она знала, что он, пренебрегая опасностью, выполнял долг офицера. Марья Ивановна считает своим нравственным долгом спасти Гринева, она едет в Петербург.
Мы можем легко догадаться, о каких событиях из жизни Гринева рассказала Маша царице. Можно представить себе, каким ценным и справедливым защитником Гринева оказалась Маша. И она достигла цели — Гринев был оправдан.
Нас не может не заинтересовать и другое лицо, связанное с Машей в этом эпизоде — императрица. Какое она производит впечатление на читателя? Доброжелательной, мягкой, доступной, простой женщины. Но мы знаем, что Пушкин резко отрицательно относился к Екатерине II, к ее делам. Чем же можно объяснить ее привлекательный облик в повести?
Показываем учащимся репродукцию прижизненного портрета Екатерины II, написанного художником В.Л. Боровиковским в 1791 году. (В 1827 году появилась гравюра с этого портрета, сделанная выдающимся русским гравером Н.И. Уткиным.)
Вот как сравнивает В. Шкловский портреты Екатерины II, созданные живописцем В.Л. Боровиковским и рассказчиком в повести «Капитанская дочка»: «На портрете Екатерина изображена в утреннем летнем платье, в ночном чепце; около ног ее собака; за Екатериной деревья и памятник Румянцеву. Лицо императрицы полно и румяно. Встреча с Марьей Ивановной должна в «Капитанской дочке» происходить осенью. Пушкин пишет: «Солнце освещало вершины лип, пожелтевших под свежим дыханием осени». Дальше Пушкин сообщает: «Она (Екатерина. — В.Ш.) была в белом утреннем платье, в ночном чепце и душегрейке». Душегрейка позволила не переодевать Екатерину, несмотря на холодную погоду... Собака с картины Боровиковского тоже попала в «Капитанскую дочку», это она первая заметила Марью Ивановну»1.
Теперь познакомим ребят со словами, которые приводит В. Шкловский из статьи П.А. Вяземского «О письмах Карамзина»: «В Царском Селе нельзя забывать Екатерину... Памятники ее царствования здесь повествуют о ней. Сложив венец с головы и порфиру с плеч своих, здесь жила она домовитою и любезною хозяйкой. Здесь, кажется, встречаешь ее в том виде и наряде, какою она изображена в известной картине Боровиковского, еще более известной по прекрасной и превосходной гравюре Уткина»2.
Мы видим, что портрет В.Л. Боровиковского, гравюра Н.И. Уткина и слова П.А. Вяземского выражают дворянское, умиленное и восхищенное отношение к «любезной хозяйке» Царского Села.
Теперь обратимся к повести.
Как мы знаем, Пушкин пишет от лица рассказчика, а рассказчик — Гринев — повествует о встрече Марьи Ивановны с императрицей со слов Марьи Ивановны, которая, конечно, много раз вспоминала в дальнейшей жизни потрясшую ее встречу. Как же эти преданные престолу люди могли говорить о Екатерине II? Нет сомнения: с наивной простотой и верноподданническим обожанием. «По замыслу Пушкина, — пишет литературовед П.Н. Берков, — очевидно, Екатерина II в «Капитанской дочке и не должна быть показана реально, как настоящая, историческая Екатерина: целью Пушкина в соответствии с избранной им формой записок героя, верноподданного дворянина, было изобразить Екатерину именно в официальной трактовке: даже утреннее дезабилье Екатерины было рассчитано на создание легенды об императрице, как простой, обыкновенной женщине»3.
Однако посмотрим, нет ли все же в эпизоде встречи Маши Мироновой с Екатериной и в описании предшествующих обстоятельств авторского к ним отношения. Вспомним факты, которые имели место с того момента, как Гринев предстал перед судом. Мы знаем, что он прекратил свои объяснения суду об истинной причине его самовольной отлучки из Оренбурга и этим погасил «благосклонность судей», с которой они начали его выслушивать. Чуткая Марья Ивановна поняла, почему Гринев не хотел оправдываться перед судом, и решилась поехать к самой царице, чтобы все чистосердечно рассказать и спасти жениха. Это ей удалось. Теперь прокомментируем эпизод встречи царицы с Марьей Ивановной.
Невиновность Гринева стала ясна Екатерине из рассказа Марьи Ивановны, из ее прошения так же, как она стала бы ясна и следственной комиссии, если бы Гринев закончил свои показания. Марья Ивановна рассказала то, чего не досказал на суде Гринев, и царица оправдала жениха Маши. Так в чем же ее милость? В чем гуманность?
Императрице более нужна невиновность Гринева, нежели его виновность. Каждый дворянин, перешедший на сторону Пугачева, наносил ущерб дворянскому классу, опоре ее трона. Отсюда гнев Екатерины (лицо переменилось во время чтения письма, стало строгим), который после рассказа Марьи Ивановны «сменяется на милость». Царица улыбается, осведомляется, где остановилась Маша. Она, видимо, выносит благоприятное для просительницы решение и обнадеживает капитанскую дочку.
Пушкин, предоставляя право рассказывать Гриневу, заставляет его вместе с тем сообщать о фактах, которые позволяют нам сделать свои выводы. Екатерина ласково разговаривает с Марьей Ивановной, приветлива с ней. Во дворце она поднимает упавшую к ее ногам, потрясенную ее «милостью» девушку. Она произносит фразу, обращаясь к ней, своей подданной, как к равной себе: «Знаю, что вы не богаты, — сказала она, — но я в долгу (курсив мой. — А.Д.) перед дочерью капитана Миронова». Как же могла воспринять эти слова Марья Ивановна, с детских лет воспитывавшаяся в уважении к престолу и царской власти?
Пушкин писал о Екатерине, что «ее... приветливость привлекала». В маленьком эпизоде встречи Маши Мироновой с императрицей устами Гринева он и говорит об этом качестве Екатерины, о ее способности очаровывать людей, о ее умении «пользоваться слабостию души человеческой». Ведь Марья Ивановна — дочь героя, капитана Миронова, о подвиге которого знала царица. Екатерина раздавала ордена офицерам, отличившимся в войне с пугачевцами, помогала и осиротевшим дворянским семьям. Что же удивительного, что она позаботилась и о Маше. Императрица не была щедра к ней. Капитанская дочка не получила большого приданого от царицы и не увеличила богатства Гринева. Потомки Гриневых, как сообщает издатель, т. е. Пушкин, «благоденствовали» в селе, принадлежавшем десятерым помещикам.
Екатерина дорожила отношением к себе дворянства и прекрасно понимала, какое впечатление произведет «высочайшее помилование» на верноподданническую семью Гриневых. Сам Пушкин (а не рассказчик) пишет: «В одном из барских флигелей показывают собственноручное письмо Екатерины II за стеклом и в рамке», которое передавалось из поколения в поколение.
Так и «создавалась легенда об императрице как простой, доступной просителям, обыкновенной женщине»4, — пишет П.Н. Берков в статье «Пушкин и Екатерина».
Домашнее задание:
Вопросы к заключительному уроку:
1 Какие сцены, эпизоды повести запомнились больше всего, представляются особенно яркими?
2. Изменилось ли мое отношение к героям повести после разбора произведения или осталось тем же? Если изменилось, то в чем?
3. Каково отношение Пушкина к действующим лицам из дворянского лагеря? Одинаково ли оно?
4. Что послужило завязкой в отношениях Гринева и Пугачева?
5. Какое значение имеет упоминание Пушкина в послесловии о присутствии Гринева на казни Емельяна Пугачева?
6. Зачем писателю нужен в повести рассказчик?
Примечания
1. В. Шкловский. Повести о прозе, т. II, М., «Художественная литература», 1966, стр. 51.
Цитатой из книги В. Шкловского учитель может воспользоваться для словесного описания портрета Екатерины II в том случае, если не найдет репродукции.
2. См.: В. Шкловский. Повести о прозе. М., «Художественная литература», 1966, стр. 51—52.
3. П.Н. Берков. Пушкин и Екатерина. — Ученые записки ЛГУ, № 200. Филологический факультет. Серия филологических наук. Вып. 25. Изд-во ЛГУ, 1955, стр. 212—215.
4. См. упомянутую статью П.Н. Беркова «Пушкин и Екатерина».
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |