Вернуться к А.С. Дегожская. Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в школьном изучении

Урок 3. Гринев на службе в «богоспасаемой» Белогорской крепости. Кажущаяся тишина

Проверка домашнего задания не отнимает много времени. Оно по силам ученикам. На первый вопрос они отвечают обстоятельно, собирают детали, свидетельствующие о мальчишеском поведении недоросля Гринева, который, как говорят учащиеся, хотел показать свою «самостоятельность», «стал пить пунш, не заметил, что Зурин хотел его обыграть и выманить деньги». «Гринев думал, что офицер должен обязательно много пить». «Дома его держали строго, а тут он делал, что хотел». «Во всем виноват Зурин, который обманывал его, он не должен был брать с Гринева деньги, потому что Петруша не умел играть на бильярде», «Он был в руках у Зурина, и тот пользовался его неопытностью».

Отвечая на второй и третий вопросы, учащиеся осуждают Гринева, называют его крепостником, но кое-кто говорит о том, что Гринев вынужден был быть грубым с Савельичем, потому что он не мог не отдать долга. В то же время учащиеся с большой симпатией относятся к Савельичу, высоко оценивают преданность Савельича, его искреннюю привязанность к своему воспитаннику, заботу о нем. Савельич — в числе любимых героев учащихся.

Четвертый вопрос вызвал неожиданный для учителя ответ, который, очевидно, не удивил учащихся и даже был поддержан: «Гринев хорошо сделал, что научился играть на бильярде. Это нужно для военного. Теперь его уже не обыграют. В этом он поступил правильно». Видимо, мальчик воспринял игру на бильярде как некий вид спорта.

Таким образом, ребята отвечают, что Гринев, хотя и грубо обращается с Савельичем, но к грубости его вынуждают обстоятельства. Он во что бы то ни стало стремится отдать долг Зурину. В этом отношении он благороден, не роняет своей чести. Но никто из учащихся, отвечая на последний вопрос, не обратил внимания на психологическую деталь, на то, что Гринев был недоволен собой, ему было жаль бедного старика: «С неспокойной совестью и безмолвным раскаянием выехал я из Симбирска...», — пишет о себе рассказчик, вспоминая прошлое. Говоря об эпизоде своей юности, он откровенен, нисколько не затушевывает своего легкомысленного поведения.

Подводим итог. Что же представляет собой Гринев, человек уже пожилого возраста, рассказывающий о своем детстве и юности? Учащиеся замечают, что прежде всего этот человек правдив и честен, он говорит, не лакируя своего прошлого, не выставляя своих добродетелей и не скрывая недостатков. Наиболее сильные учащиеся замечают, что он иронизирует над своими барскими привычками, над своей невежественностью в юности, над наивными мечтами о легкой и веселой военной службе, над своим легкомыслием. В то же время они улавливают, что рассказчик — человек, лишенный самодовольства, человек с чутким сердцем. Он не будет кривить душой в своем повествовании.

Нам необходимо было познакомиться с рассказчиком потому, что из его уст мы будем узнавать о замечательных событиях, свидетелем которых он был. Но мы должны помнить и о том, что повествователь Гринев — создание Пушкина. Если радиус наблюдений Гринева не велик (хотя эти наблюдения ценны, так как он говорит преимущественно о том, что видел собственными глазами и что мог понять), то кругозор его создателя, Пушкина, напротив, необычайно широк. Мы знаем, что в его распоряжении были документы, показания очевидцев, воспоминания, песни, ему был известен ход восстания, он лично видел места, где оно происходило. Но главное, он — гениальный художник слова, творческим воображением воссоздавший давно прошедшие события.

Главу II «Вожатый», как известно, чрезвычайно важную в композиции повести, на этом этапе анализа мы опускаем. Сейчас лишь кратко припоминаем ее содержание. Учащиеся отчасти познакомились с ней еще в V классе, когда разбирался отрывок из нее, озаглавленный в хрестоматии «Буран». Кроме того, материал главы нельзя не привлечь на уроках, отведенных образу Пугачева. Это будет содействовать целостному восприятию образа вождя народного восстания. К главе «Вожатый», как уже было сказано, очень важной в структуре повести, в ее поэтическом содержании, мы вернемся и на заключительном уроке, содержанием которого будет анализ художественного своеобразия произведения.

После урока, тема которого определена нами как «Знакомство с рассказчиком», мы приступаем к важнейшему разделу анализа повести — «Пугачевское восстание».

Перед разбором главы III «Крепость» сообщаем учащимся вопрос, который будет разбираться на уроке: Каковы впечатления от Белогорской крепости, полученные Гриневым в первые дни его пребывания там?

Начинаем беседу с небольшого вводного слова учителя.

Итак, Гринев, получивший от генерала Р. назначение в Белогорскую крепость1, едет на место своей будущей службы. Насколько дорога от Симбирска до Оренбурга была полной бурных переживаний и необыкновенных происшествий, настолько путь от Оренбурга до Белогорской крепости был унылым и однообразным. Если степь до Оренбурга была мятежной и грозной (вспомним буран), то сейчас она предстает затихшей и печальной. «Дорога шла по крутому берегу Яика. Река еще не замерзала, и ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых снегом. За ними простирались киргизские степи». Одно только слово «простирались» позволяет представить огромные, утомительные в своем однообразии пространства за рекой Яиком. Красок мало: белый снег и чернеющие «свинцовые волны». Так в нескольких словах Пушкин передает настроение грустной зимней оренбургской степи. Дорожные размышления молодого путника печальны. Слова генерала Р. — «ты будешь в команде капитана Миронова, доброго и честного человека. Там ты будешь на службе настоящей, научишься дисциплине» — заставили Гринева представить себе будущего начальника строгим, сердитым стариком, не знающим ничего, кроме своей службы. И все-таки Гринев ждет новых впечатлений — ведь он едет в крепость! «Я глядел во все стороны, ожидая увидеть грозные бастионы, башни и вал». Однако вместо грозных бастионов он увидел бревенчатые заборы, вместо башен — скирды сена и скривившуюся мельницу с лубочными, лениво опущенными крыльями. Что же все-таки отдаленно напоминало крепость? старая чугунная пушка у ворот. Учащиеся останавливаются и на других деталях, говорящих о том, что по сути это не крепость, а бедная, захолустная деревня: кривые и тесные улицы, низкие избы, крытые соломой.

Для того чтобы учащиеся еще сильнее почувствовали разительный контраст увиденного Гриневым с тем, что он должен был бы увидеть, спрашиваем: каким, с их точки зрения, должно быть помещение, куда вошел молодой человек, т. е. комендатура?

Очень многие, заметно оживясь, говорят: «У дома коменданта должен стоять часовой и спрашивать пропуск». «Все, кто приходит, попадают в приемную, потом в канцелярию, там стоит письменный стол, а за ним сидит дежурный, на стене висят часы. У стен стоят стулья». Попытки ребят нарисовать картину комендатуры свидетельствуют о том, что они представляют ее как официальное, деловое помещение. Это активизирует их стремление обнаружить на основании ряда деталей, что в комнате, куда вошел молодой человек, «все наоборот».

Учащиеся, которые дома самостоятельно разобрали текст (как всегда с разной степенью глубины проникновения в него), говорят, что горница коменданта производит впечатление «чего-то серого», «захолустного», «убогого», «бедного». Все обращают внимание на фигуру старого инвалида, который «нашивал синюю заплату на локоть зеленого мундира». Это и есть дежурный. «Никакой приемной нет — есть жилая комната, убранная очень бедно». Отмечают и то, что «старушка в телогрейке и с платком на голове разматывала нитки, которые держал, распялив на руках, кривой старичок в офицерском мундире». Это, конечно, смешно. Смешно и другое. Видно, что старичок-офицер никакой власти не имеет, а всем командует «старушка в телогрейке, как оказалось, жена коменданта Василиса Егоровна. Она так прямо и говорит: «Ивана Кузмича дома нет, да все равно, батюшка, я его хозяйка».

Как же углубляется комическое изображение «хозяйки коменданта»? Она перебивает Ивана Игнатьевича, сама заводит разговор с молодым Гриневым и сразу начинает рассказывать про незнакомого еще Гриневу офицера Швабрина. Учащиеся понимают, что Василиса Егоровна повела с приезжим речь о дуэли, в которой участвовал Швабрин и за которую он был сослан в Белогорскую крепость. Что же смешит и в то же время привлекает нас в жене коменданта? «Она, видимо, не знает слова «дуэль», называя ее «смертоубийством», секундантов — «свидетелями», о причине дуэли говорит по-народному: «...бог знает, какой грех его попутал». Василиса Егоровна осудительно относится к дуэли, называя ее «смертоубийством», в ее рассказе дуэль представляется нелепостью, бессмыслицей, когда люди «пыряют друг друга шпагами», «закалывают», «да еще при свидетелях». В рассказе Василисы Егоровны отразилась оценка дуэли. Ее речь живописна, выразительна.

Василиса Егоровна гостеприимна, радушна, она ласково встречает незнакомого ей офицера: «Прошу любить и жаловать. Садись, батюшка». Она решительно перебивает бестактные, полные любопытства слова Ивана Игнатьевича фразой: «Ты видишь, молодой человек с дороги устал, ему не до тебя...»

Далее читаем диалог Василисы Егоровны и урядника Максимыча относительно устройства Гринева. (Диалог вызывает живую реакцию класса.) Но ее хозяйские действия не отличаются справедливостью. Мы видим, в силу каких причин Гринев попадает на квартиру к Семену Кузову, а не к Ивану Полежаеву. Учащиеся делают вывод, что Василиса Егоровна, видимо, распоряжается в крепости по своему усмотрению, бесконтрольно разбирает мелкие ссоры, крута в решениях, в ней есть что-то от властной барыни, она поистине «мать-командирша».

Подведем итоги наблюдений.

Перед нами жизнь маленькой заброшенной крепости, в которой нет ничего военного, кроме единственной пушки, офицерского диплома хозяина дома, висящего на стене в рамке под стеклом, да поношенных мундиров на инвалиде и Иване Игнатьевиче. Новые знакомые Гринева слегка комичны, и мы не можем не улыбаться, читая о них, так они не совпадают с нашими представлениями о военных людях. Самая «боевая» из всех — Василиса Егоровна, и это усиливает комизм картины комендантского дома. Но нельзя не заметить: что-то добродушное, открытое, бесхитростное подкупает нас в Мироновых.

А как кончается первый день Гринева в крепости? Он идет в дом Семена Кузова. Все говорит ему о том, что жизнь в крепости будет унылой, безрадостной. «...я стал глядеть в узенькое окошко. Передо мною простиралась печальная степь. Наискосок стояло несколько избушек; по улице бродило несколько куриц. Старуха, стоя на крыльце с корытом, кликала свиней, которые отвечали ей дружелюбным хрюканьем. И вот в какой стороне осужден я был проводить мою молодость. Тоска взяла меня...» — пишет Гринев. Чем же вызвана его тоска? Учащиеся находят, что «тоска вызвана впечатлениями дня; от убогой крепости, в которой придется ему служить, от людей, которые кажутся ему скучными — одни старики и инвалиды. А он думал, что военная жизнь будет веселой и яркой».

Мы видим, что пейзаж, которым начинается и кончается глава, сыграл большую роль в том представлении о Белогорской крепости, которое создалось в нашем сознании. Обращаем внимание на важную особенность пушкинского языка: пейзажи необыкновенно скупы, немногословны, как и описания настроений людей. Пушкин как бы дает возможность самому читателю дорисовать в своем воображении то, что окружает юного Гринева, представить его душевное состояние, выраженное в словах: «тоска взяла меня», «я отошел от окошка и лег спать без ужина».

Как же расширяются впечатления Гринева о крепости и ее обитателях на второй день пребывания в ней?

Ребята замечают, что на второй день Гринев еще лучше разглядел бедность и убожество крепости, слабость ее военной подготовки. Он увидел на площадке коменданта крепости, который обучал солдат. Это были старые инвалиды, одетые в поношенные мундиры. Вид у них был очень смешной. Когда Гринев и Швабрин проходили мимо и остановились, чтобы посмотреть на ученье, то комендант сказал им: «А здесь нечего вам смотреть». «Он понимал, что они могут над ним посмеяться. Он же был военный, и ему было неудобно». «Инвалиды были неспособны к военной службе: они не могли отличить правую сторону от левой, хотя над этим долго и много бились».

Василиса Егоровна говорит коменданту: «Только слава, что солдат учишь: ни им служба не дается, ни ты в ней толку не ведаешь. Сидел бы дома да богу молился; так было бы лучше». Ученики подмечают и другие детали: Иван Кузмин командует солдатами «в колпаке и в китайчатом халате». Василиса Егоровна посылает Палашку за комендантом и велит ему идти обедать, говорит, что учение не уйдет, что он успеет накричаться.

Улыбку вызывают и слова Ивана Кузмича, когда речь заходит о возможном нападении на крепость пугачевцев: «Небось на нас не сунутся; а насунутся, так я такую задам острастку, что лет на десять угомоню».

Таким образом, ученики обратили внимание на комическую сторону жизни Белогорской крепости.

Вспомним теперь, как говорит рассказчик о коменданте крепости в следующей главе: «Иван Кузмин, вышедший в офицеры из солдатских детей, был человек необразованный и простой, но самый честный и добрый». Обратим внимание на штрих его биографии: «вышедший из солдатских детей». В те времена солдатскому сыну дослужиться до должности коменданта крепости было невероятно трудно. Значит, Иван Кузмин был боевой офицер, человек большого мужества и храбрости, участвовавший во многих сражениях.

Что же испытывает Иван Кузмин, когда два молодых офицера, его подчиненных, останавливаются, чтобы посмотреть, как он проводит учения с инвалидами? Чем вызвана его фраза, обращенная к ним: «А здесь нечего вам смотреть»? Иван Кузмин понимает, что он смешон в своем китайчатом халате на военных учениях, что смешны с военной точки зрения его инвалиды, не умеющие отличить правой стороны от левой. Ивану Кузмину нелегко, вероятно, горько, быть посмешищем в глазах молодых офицеров. Тем не менее старый комендант «занят службою»: «солдатушек учит». И разве можно простым хвастовством назвать его слова о том, что он «задаст острастку киргизцам и башкирам»? По долгу службы Иван Кузмин обязан противостоять слухам и сплетням, не допускать паники, поэтому он и обрывает Гринева.

Мы не раз убеждались, что крепость, которой суждено было принять удар восставших, была заброшенной, убого оснащенной, беспредельно мирной.

В деревянном домике Мироновых жизнь идет своим чередом, собирается небольшой кружок, обедают, ужинают, передают сплетни. «В богоспасаемой крепости не было ни смотров, ни караулов», — вспоминает Гринев. Никто не контролирует действий коменданта, никто не думает о военном снаряжении крепости. Генерал Р. в Оренбурге занят своим садом с яблонями больше, чем военными делами. Между тем в районе Белогорской крепости назревают события огромного значения. Учащиеся добавляют: «Еще во время бурана Гринев слышал, как дорожный разговаривал с хозяином умета... Они, конечно, не прямо говорили, но чувствуется, что назревают большие дела».

Как бы вы расшифровали этот иносказательный разговор?

«Вожатый уверяет хозяина постоялого двора, что придет время, накопятся силы, тогда будут и успехи. А сейчас еще рано».

Из вступительного урока ребятам известно, что восстание, начавшееся в Яицком городке в 1772 году, было жестоко подавлено. «Но спокойствие было ненадежно», — говорит Пушкин в «Истории Пугачева».

Гринев приезжает в крепость в 1773 году глубокой осенью. Нет ли каких-либо намеков в повести, что общее волнение здешних краев доходит и до бревенчатого забора Белогорской крепости?

Учащиеся отвечают не сразу, но все-таки делают верное наблюдение: «Василиса Егоровна спрашивает при Гриневе урядника, казака Максимыча: «Ну что, Максимыч, все ли благополучно?» — «Все, слава богу, тихо», — отвечал казак.

Как вы думаете, почему Василиса Егоровна обращается с этим вопросом именно к Максимычу?

«Максимыч — казак, он, видимо, был связан с казаками и больше других знал, откуда может прийти опасность. Но ему в крепости доверяют».

А как изображается внешность урядника? Это «молодой и статный казак». В гарнизоне, мы знаем, были и солдаты и казаки. Какое же сравнение напрашивается?

«У Ивана Кузмича на учении одни инвалиды, а среди казаков были сильные и молодые люди, которые могут отлично воевать»2.

Следуют и новые наблюдения над текстом: Василиса Егоровна говорит, что привыкла к тому, что в степи появляются большими толпами «рысьи шапки». Они появились и теперь, «около крепости рыщут».

Какой же мы можем сделать вывод о жизни Белогорской крепости, о действительном положении вещей?

Белогорская крепость только казалась спокойным тихим местом, где мирно течет жизнь. Вокруг было неспокойно, хотя все казалось усмиренным и подавленным.

Комендант с семьей, офицеры, живя в отдаленной и оторванной от жизни страны крепости, не могли представить себе надвигающейся опасности, хотя и ощущали ее. А сейчас наступил новый этап в событиях: у казаков, крестьян, башкирцев, киргизцев появился предводитель. Но его имя, его личность были неизвестны в Белогорской крепости, как, вероятно, и в других крепостях.

Ученики предугадывают содержание будущего урока, понимая, что теперь речь должна пойти о военной катастрофе Белогорской крепости. Предлагаем им самим сформулировать тему ближайшего урока. Учащиеся предлагают следующие темы:

«Мирная жизнь в крепости окончилась», «Произошло то, чего не ждали», «Надвигается разгром крепости», «События нарастают», «Падение Белогорской крепости», «Белогорская крепость обречена», «Пугачев у ворот крепости», «Катастрофа».

Совместно обсудив заголовки, выбираем одну из тем: «Падение Белогорской крепости».

Домашнее задание:

1. Выразительно расскажите, как нарастали события в Белогорской крепости, сохранив их последовательность (глава VI).

2. Как можно оценить «секретный приказ» оренбургского начальства коменданту Миронову? (глава VI). Прочитайте главу X и сопоставьте этот приказ с характеристикой генерала Р., данной Пушкиным в этой главе.

3. Подтверждаются ли слова Швабрина о Пугачеве, чье имя только что стало известно в крепости: «Видно, он в самом деле силен»?

4. Какие новые черты капитана Миронова проявились в новых обстоятельствах?

5. Как в эпизоде с башкирцем можно объяснить жестокость коменданта, обычно столь добродушного и мягкого?

Первый вопрос трудный, ответ на него должен быть самый обширный, и это следует учесть при его оценке.

Разъясняя ученикам первый вопрос, следует обратить их внимание на необходимость дать выразительный рассказ о развитии событий. Что значит «выразительный»? Это значит, что нужно не только перечислить факты, но, по возможности, передать их трагический для крепости смысл. Учащиеся знают, что Пушкин лаконичен (слово «лаконичен» вошло в обиход как рабочий термин), и у них большой простор домысливать, представлять, как все происходило. Готовясь к пересказу, читать надо медленно, чтобы не упустить важное.

Вопрос рассчитан на то, чтобы учащиеся сделали вывод: действия противника активизировались, на крепость надвигается большая сила. Об этом свидетельствуют факты, сведения, слухи, тревожные настроения, охватившие население крепости. Сделанный самостоятельно вывод в результате внимательного прочтения текста даст возможность поднять в классе серьезный вопрос, касающийся композиции произведения. В повести мы видим только одно военное столкновение двух лагерей — это взятие Белогорской крепости, но во всем произведении чувствуем мощное дыхание восстания. Глава VI «Пугачевщина» в этом смысле чрезвычайно важна.

Отвечая на второй вопрос, важно, чтобы учащиеся, опираясь на сведения, которые они получили на вступительном уроке о действиях правительственных войск, а главное, на текст главы X «Осада города», сделали вывод о нераспорядительности оренбургского начальства, в ведеции которого находились все крепости, в том числе и Белогорская, о нереальности секретного приказа капитану Миронову. Ответ на вторую часть вопроса и его обсуждение приблизят семиклассников к пониманию настойчивого стремления Пушкина раскрыть бездарность царских генералов, их растерянность перед мощным потоком народного восстания.

Ответ на третий вопрос заставит учащихся собрать все, что подтверждает правильность предположений о силе повстанцев.

Хотелось бы, чтобы, обдумывая ответ на четвертый вопрос, учащиеся заметили, что добродушно комическое изображение коменданта крепости Миронова сменяется иным, что теперь, в новых сценах, явно проступают его мужество, дисциплинированность, честность.

Ответ на пятый вопрос также весьма существен для понимания повести и пушкинской оценки восстания. В первоначальном чтении учащиеся склонны были обвинять в жестокости только пугачевцев. Вступительный урок, на котором излагались факты истории, говорилось о причинах восстания, о классовом конфликте, лежащем в его основе, многое прояснил.

Потрясающая сцена, героем которой является искалеченный пытками башкирец, убеждает в том, что Пушкин хотел сказать и о жестокости правительственного лагеря, о страшных его «капканах», о том, что и для мягкого, но ограниченного капитана Миронова эта жестокость была естественной и узаконенной. Иначе он, царский офицер, поступить не мог.

В интересной статье Ю. Лотмана убедительно раскрыта позиция Пушкина, утверждающего «роковое и неизбежное ожесточение обеих враждующих сторон», а не одной лишь крестьянской стороны. «Пушкин столкнулся с поразившим его явлением: крайняя жестокость обеих враждующих сторон проистекала часто не от кровожадности тех или иных лиц, а от столкновения непримиримых социальных концепций»3.

Разъяснение учащимся позиций Пушкина, его исторической объективности внесет вклад в понимание учащимися характера пушкинского историзма.

Примечания

1. Учащиеся часто задают вопрос, действительно ли существовала Белогорская крепость. Вот что сообщает по этому поводу известный литературовед Н.В. Измайлов в статье «Оренбургские материалы Пушкина»: «Вид меловых гор на берегу Урала, который Пушкин наблюдал по дороге из Оренбурга в Уральск, дал название Белогорской крепости в «Капитанской дочке», исторически не известной, но соответствующей по положению Татищевой». Пушкин. Исследования и материалы. Изд-во АПН СССР, 1953, стр. 294.

2. Здесь приведены ответы хорошо успевающих учеников, безусловно, прочитавших произведение, в то же время их ответы характерны для уровня понимания текста всем классом. Учащиеся чувствуют комизм изображения Белогорской крепости, но не понимают трагизма ее заброшенности и обреченности. Необычайная сжатость, подчас конспективность пушкинского изображения сами по себе являются стимулом для развития воспроизводящего воображения. Но не у всех оно одинаково активизируется. И все же есть ученики, у которых быстро развивается способность читать подтекст произведения. Примером тому является вышеприведенный диалог с учеником об уряднике Максимыче. У этого ученика, благодаря хорошему знанию текста, немедленно возникли ассоциации, ему многое сказали два эпитета, рисующие внешность Максимыча — «молодой и статный». Он почувствовал, что хотел сказать этим Гринев. Казак Максимыч силен, смел, не чета инвалидам, которые обучаются у капитана Миронова. Но Максимыч тяготеет к казакам, связан с ними, он будет в рядах восставших. Об этом знал и на это обратил внимание ученик, поэтому каждая деталь, касающаяся Максимыча, для него оказалась значительной.

3. Ю. Лотман. Идейная структура «Капитанской дочки». — Пушкинский сборник. Псковский гос. пед. институт имени С.М. Кирова. Псков, 1962, стр. 11.