Вернуться к А.С. Пушкин. История Пугачева

III. <Казанские записи>

(ПД 370)

Казань 6 с<е>нт.<ября> В.Петр. Бабин.

Пугачев с Арск.<ого> поля послал сволочь свою на 3-ю гору или на немецкое кладбище. Там находилась суконная слобода. Фабриканты разного были звания, стрельцы, мещане etc. — Иные в башмаках с пряжками, в шляпе на 3 угла etc. — Башкирцы пустили в них стрелами словно хмелем. Тут была одна чугунная пушка, ее разорвало, канонера убило — едва успели раз выпалить. — Суконщики, ободряемые преосв. Вениамином, хотели защищаться рычагами и чем ни попало — но башкирцы зажгли слободу и бросились в улицы. — Пугачев запретил колоть народ, но Башк.<ирцы> его не слушались. Мать Бабина, брося во ржи двух дочерей и неся в подоле годового сына, бросилась в ноги козаку. — Матушка, сказал он ей; ведь Башк.<ирец> убьет же тебя. — Казанка запружена была телами жителей гонимых в лагерь. — Кудрявцев, стодесятилетний старик, на носилках вынесен был в церковь1 близ его загородного дома находившуюся. — Он был забит нагайками. —

Народ пригнанный в лагерь Пугачева поставлен был на карачки перед пушками, бабы и дети подняли вой. — Им объявили прощение государево. — Все закричали ура! и кинулись к его ставке. — Потом спрашивали: кто хочет в службу к гос.<ударю> Петр<у> Фед.<оровичу>. — Охотников нашлось множество. —

Против Шарной горы у Горлова кабака поставлен<а> была пушка. — Пугачев к горе подошел лесом и рассыпавшись по Арскому полю и по третьей горе ворвался в Казань. —

Казни после Пугачева были ужасные, вешали за ребро, сажали на кол etc. Рели стояли лет 10 после Пугачева и петли болтались. —

Фабриканты, кулачные бойцы, приняли было худо вооруженную сволочь в рычаги, в ружья и сабли, но Пугачев, заняв Шарную гору, пустил по них картечью. — Веньямин успел уехать в крепость из архиерейского дома.2 — Народ, возвратясь из плена, нашел всё верхь дном. — Кто был богат очутился нищим, кто был скуден разбогател.

Казак, при Пугачеве, стал сымать башмаки с отца Бабинова — и как они пришлись не в пору, бросил их ему в лицо.

Примечания

1. После церковь оставлен пробел для названия церкви.

2. Из своего дома.