Вернуться к Р.Ш. Вахитов. Шежере Салавата

Глава VII. Взгляд со стороны на шежере Салавата

Свои находки о предках Салавата Юлаева я начал публиковать с 1993 г. Первая статья называлась «Азнабай, Юлай, Салават». Она вышла в газете «Советская Башкирия» (24.06.1993 г.) и посвящалась деду Салавата Юлаева — Азналыбаю Карагужину, старшине Куваканской волости. В последующих публикациях родословная Салавата расширялась, появились публикации жителей Салаватского района, развивающие ее.

Историки молчали, мне же, безусловно, хотелось знать их мнение. К критическим замечаниям я был готов, хуже было молчание, но я знал, что никто из историков родословной Салавата Юлаева не занимается. Она их не интересовала, более того, мешала. Наш национальный герой рядом со своими родственниками становился истинным Салаватом — сыном своего отца, внуком своего деда, генетически впитывал в себя их достоинства и пороки. Историки же, а за ними писатели и поэты, много лет создавали из Салавата прообраз большевика-ленинца, беспощадного вождя классовой борьбы бедных против богатых. Вот только сам он бедным не был, происходил из зажиточной семьи.

Но я знал, что рано или поздно критика в мой адрес прозвучит, старался ускорить ее, публикуя статьи и на русском, и на башкирском языках, как в газетах, так и в журналах. Конечно, мне было нетрудно предположить, что направлением главного удара в критике будет происхождение Азналыбая Карачужина, деда Салавата Юлаева, из Куваканской волости. Так уж сложилось в нашей исторической науке, что Салават приписывался к шайтан-кудеям. Это стало догмой. Я помнил это, но постоянно все эти годы искал сведения, подтверждающие этот вопрос.

И потом, догма всегда убийственна для познания. Существует даже пословица: «Истина рождается как ересь, а умирает как догма». В данном случае, происхождение Салавата из куваканского рода звучит ересью, но является ли она истиной? Попробуем разобраться.

В 1737 г. старшина Кудейской волости Юлдаш-мулла писал В. Татищеву о мирной жизни трех Кудейских волостей. Большая Кудейская волость разделилась на три части. Во главе одной из них он был сам, другие две волости возглавляли Исмаил-тархан Молдуров и Шаганай Барсуков, их тамги также стоят под этим письмом [51]. С 1740 г., после окончания национально-освободительной войны 1735—1741 гг., Шаганай официально становится первым старшиной Шайтан-Кудейской волости. На этом основании можем считать его род коренным шайтан-кудейским родом. Из его влиятельных родственников известен Алекей Булатов, первопоселенец деревни Алька. О родстве Шаганая и Азналыбая нет никаких сведений. И краевед Х. Кульмухаметов, перечисляя в своем сочинении [21] родственников Юлая, приглашенных на его проводы в боевой поход, не упоминает ни Шаганая, ни его сыновей. Более того, достоверно известно, что Салават был во враждебных отношениях с Рысбаем, сыном Шаганая. Забегая вперед, скажу, что их дети поженились, что совсем не характерно для родственных отношений. В разных поколениях «азналинцы» брали невест из шайтан-кудеев. Есть предание о том, что из шайтан-кудеев была мать Азналы, бабушка Юлая [8]. Все это говорит о том, что род Азналы, Юлая и Салавата не был в кровном родстве с коренными шайтан-кудейцами: Шаганаем, Алекеем и Рысбаем.

И вот в 2001 г. вышла девятая книга серии «История сел и деревень Башкортостана» известного историка, профессора А.З. Асфандиярова [17]. В разделе, посвященном родине Салавата, дана критическая оценка моих поисков родословной Салавата Юлаева. За это выражаю А.З. Асфандиярову мою искреннюю благодарность.

Как я и предполагал, у уважаемого историка не нашла поддержки выявленная мной родственная связь Салавата Юлаева, его отца Юлая Азналина с Азналыбаем Карагужиным, выходцем из Куваканской волости. Надо отметить, что он подверг критическому анализу мой вариант родословной Салавата, опубликованный в журнале Агидель [51], «Иләк йондоҙ ни әйтер?..». В этой статье содержалось значительно меньше доказательств родства Юлая Азналина и Азналыбая Карагужина, чем выявлено теперь.

Подчеркивая мое искреннее стремление к истине, профессор Асфандияров считал, что я еще далек от поставленной цели, а причина тому — отсутствие выявленных источников. Но отсутствие документов о происхождении Азналы из Шайтан-Кудейской волости — тоже красноречивый факт. Опубликовано очень много источников по бурной и богатой истории башкирского народа в XVIII в., но такого Азналы, шайтан-кудейца по происхождению, так и не было обнаружено. Соответственно, нет ни единого документа, указывающего на его шайтан-кудейское происхождение. Это выдумка историков, основанная на другой выдумке, что его сын Юлай был старшиной в Шайтан-Кудейской волости. Это ошибочное утверждение принадлежит И. Гвоздиковой. Она пишет на основании показаний Юлая на допросе в Москве, что он был утвержден оренбургским губернатором А. Путятиным волостным старшиной [12, с. 183]. Но это не так. Сам Юлай на допросе в Тайной экспедиции Сената 25 февраля 1775 г. сказал: «Бывшим оренбургским губернатором князем Путятиным произведен, он, Юлай, над башкирами, живущими поблизости его деревни, старшиною» [52, с. 303].

Как видим, «башкирцы, живущие поблизости его деревни» и Шайтан-Кудейская волость — не одно и то же. Более того, в ведении Юлая в 1770—1773 гг. находилась весьма обширная территория, включающая в себя земли Кубовской, Туркмен-Кудейской, Белебей-Кудейской и Куваканской волостей.

Известны два документа, составленные при непосредственном участии Юлая Азналина. Первый из них — купчая заводчиков И. Твердышева и И. Мясникова на вотчинную землю башкир Кубовской волости по рекам Белая, Юрюзань, Березяк и Лаязы [53]. Это очень интересный документ. Он напрямую указывает происхождение Юлая, ведь вотчинная земля — это родина, земля предков. Так какому роду она принадлежала?

В купчей определены и названы ориентиры. Не буду приводить описание границ, отмечу лишь упомянутые географические названия: горы Ямантау и Иремель, истоки рек Белой, Малый Инзер, Юрюзань, Березяк. Это те места, где, согласно эпосу «Юлай и Салават», Юлай с семьей семь лет скрывался от наказания за участие в восстании. Эпос созвучен с письменным документом.

Здесь, в горных ущельях и среди болотистых топей, нашли себе убежище в 1740 г. и его отец Азналыбай, и прадед Ака-мулла с тремястами семей.

Это древние земли куваканского племени, Куваканская волость. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на карту, прилагаемую к первому тому «Материалов по истории БАССР». Селения куваканцев, расположенные здесь, были разграблены и сожжены карателями в ходе подавления национально-освободительной войны 1735—1740 гг. Выше я рассказывал о том, что Ака-мулла, спасаясь от карателей, собрал здесь триста семей куваканцев, но они были разбиты, уцелело лишь двадцать семей. Многие башкиры этого рода были казнены, а оставшиеся в живых разъехались по близлежащим волостям. Об этом говорил и Азналыбай на допросе у вице-губернатора П.Д. Аксакова [41, с. 484].

Юлай уже не мог собрать законных владельцев, и, видимо, подчинившись указу Берг-коллегии, продал эту землю вместе с подвластными ему башкирами. В документе они значатся как «команды Юлая Азналина, деревни Кубовой башкирцы...». Едва ли они имели какое-то законное отношение к землям на отрогах Ямантау и Иремеля. Расстояние между их деревней Кубово и проданной землей в верховьях реки Белой составляет более 150 км.

Этот документ точно указывает, что Юлай происхождением был с отрогов Ямантау и Иремеля, из Куваканской волости, а не из шайтан-кудеев.

Второй документ — это соглашение о припуске крещеных чувашей в деревню Кубово [54]. Далее эта деревня стала называться Чуваш-Кубово.

Таким образом, административной единицей, которая реально подчинялась Юлаю Азналину, были не Шайтан-Кудейская и Кубовская волости, а территория, занимаемая башкирами, числящимися в его воинской команде. Часть Шайтан-Кудейской волости во главе с Шаганаем Барсуковым ему вообще не подчинялась, действовала самостоятельно. Шаганай сам, без Юлая, распродавал родовые вотчинные земли, и земли эти назывались «дачами отставного старшины Шаганая Барсукова».

Конечно, Юлай не хотел терпеть такую самостоятельность Шаганая. Этим объясняется и судебная тяжба, затеянная им против Шаганая, и рапорт Салавата в Уфимскую провинциальную канцелярию на сына Шаганая Рысбая. Таким непростым было служебное положение Юлая Азналина.

Вернемся к другим замечаниям А. Асфандиярова. Он пишет, что я неправомерно считаю Юлая Азналина, его отца и детей выходцами из Куваканской волости, ставшими припущенниками в Шайтан-Кудейской волости. Замечание трудно принять потому, что несколькими строками ниже он же пишет: «В итоге все башкиры Куваканской волости, кроме одной ее деревушки, еще в 60-х годах XVIII в. стали припущенниками других волостей».

Основное же наше разногласие заключается в следующем. Профессор А. Асфандияров считает, что башкирское общество XVIII в. имело некоторую идеализированную структуру патриархально-родового строя. Для каждого рода по определенным межам была очерчена земля, на этой территории жили постоянно представители только этого рода, они имели своего родового старшину и единую тамгу. Могли быть еще и арендаторы земли — припущен-ники, поселившиеся на земле данного рода по договору.

Наверное, такое башкирское общество существовало несколько десятков лет, но не в XVIII в., а в XVI, сразу после присоединения Башкортостана к Московскому государству. Тогда башкирские племена закрепили за собой свои земли, стали платить за них ясак и припускали на них разный народ, бежавший из Поволжья.

Но ничто не вечно под луной. Со временем башкирские племена распались на роды, а их земли разделились на куски-улусы (от башкирского — өлөш), называемые по-русски волостями. Изменилась и форма собственности — из родовой она стала семейной. Скот, например, теперь принадлежал не роду, а отдельной семье, состоящей, как правило, из трех поколений. Со временем припущенники часто становились и собственниками земли, переходили разными путями от арендной платы к уплате ясака. Терялись и уничтожались карателями жалованные грамоты, полученные во времена Ивана Грозного, единственные документы, в которых были отмечены границы земель. Многие роды исчезали с лица земли по разным причинам, особенно из-за башкирских восстаний. Их земли занимали соседи или пришельцы, изгнанные карателями из своих вотчин. Так возникали ситуации, когда семья могла жить в одной волости, а владеть землей — в другой, по своему древнему вотчинному праву.

Известные историки давно обратили внимание на это. Так, А. Чулошников, ответственный редактор первого тома «Материалов по истории БАССР», вышедшего в 1936 г., в своей вводной статье «Федеральные отношения в Башкирии и башкирские восстания XVII и первой половины XVIII в.» писал: «Волость и ее подразделения тюба или аймак еще в XVII в. не представляли собрания одних родственников...» [55].

Еще конкретнее выражался на этот счет в XVIII в. современник описываемых событий В. Татищев, живший на Урале и непосредственно руководивший Башкортостаном: «Одной волости люди живут по всей Башкирии и в одной деревне люди разных многих волостей...» [56].

Однако наши историки не торопятся принять такие замечания. А. Асфандияров считает это исключением, а не правилом. Но исторические документы говорят об обратном.

Тот же В. Татищев, работая начальником Оренбургского края, был крайне озабочен такой неразберихой и даже издал в 1738 г. специальный указ, повелевая башкирским старшинам навести порядок в своих волостях, иначе «старшинам и сотникам не только людей в добром порядке содержать и от воровства унимать невозможно, но и ясак собрать трудно, и с чего старшинам и сотникам и всем добрым людям может быть убыток, того ради должны все волости вы расписать деревнями подряд, коего б рода (! — Р.В.) в оных люди не жили, и чтоб волости не меньше 200, а не больше 500 дворов были... для того на оное дается вам сроку до предбудущего 1739 году». Также и старшинство стало должностью, а не признанием главенства в роду.

Как видим, описанное положение было не исключением из правила, а государственной проблемой. Понятия «род», «волость» и «тамга» уже не были взаимосвязаны. Профессор А. Асфандияров, отрицая родство между Юлаем Азналиным и Азналыбаем Карагужиным и его предками, приводит в качестве доказательства еще и различие в тамгах Юлая и Ака-муллы. Состоятельны ли его доводы? Считаю, что нет. Тамга — это не только аналог печати, который рисовали на документах вместо подписи, но и знак собственности. Ее ставили на бортях, ею клеймили скот. Она была единой для рода тогда, когда и собственность — борти, скот — была общей для всех родственников. Это было давно, еще во времена Чингисхана, в XIII в. Ко времени рассматриваемых событий, к XVIII в. собственность уже давно стала семейной. Если жили в одной семье внук с дедом, владели единой собственностью, то и ставили одну и ту же тамгу и на документах, и на бортях, как это имело место в 1736 г. в семье Ака-муллы Камакаева и жившего с ним его внука Азналыбая Карагужина. На письме о принесении повинной они оба поставили одну и ту же тамгу. А через 6 лет, в 1742 г. Азналыбай, живя уже отдельно от деда, ставил на документах свою тамгу [57]. Возможно, тогда Азналыбай переселился с отрогов Ямантау и Иремеля на речку Кускянды.

Другой пример. В 1737 г. Шаганай Барсуков ставил одну тамгу [58], а в 1742 г., будучи старшиной Кудейской волости, он пользовался другой тамгой [59], а его сын Шукур Шаганаев имел свою, личную тамгу [52, с. 481].

Так о каком единстве тамги для родственников может идти речь? Тамга менялась не только от отца к сыну, но и один человек на протяжении всей своей жизни пользовался разными тамгами. Поэтому, вопреки утверждениям профессора А. Асфандиярова, различие в тамгах Юлая Азналина и его прадеда Ака-муллы Камакаева никак не может быть свидетельством отсутствия родства между ними. У каждого прадеда было множество внуков и правнуков со своими семьями. Что они все должны были метить одной прадедовской тамгой и борти, и скот? Кто ж тогда был бы хозяином?

Профессор А. Асфандияров пишет, что я «без какого-либо документального обоснования объявляю активного повстанца и одного из предводителей башкирского восстания 1735—1740 гг. старшину Куваканской волости Азналыбая Карагужина отцом Юлая Азналина, дедом Салавата Юлаева».

Выше, надеюсь, убедительно я доказал, что Юлай не был старшиной Шайтан-Кудейской волости. Его старшинство распространялось на часть территорий Шайтан-Кудейской, Кубовской волостей, а вотчинная земля его рода, которую он продал [53], располагалась в Куваканской волости на отрогах Ямантау, в верховьях Белой, Малого Инзера, Березяка и Лаязы. Следовательно, по происхождению он был из куваканского рода.

Нет ничего особенного и в том, что он, будучи выходцем из куваканского рода, был назначен старшиной на землях Шайтан-Кудейской и Кубовской волостей. Таких примеров можно было бы привести десятки, но я ограничусь двумя, наиболее показательными.

Старшиной Шайтан-Кудейской волости до Юлая в 1760—1762 гг. был Иштуган Мишаров, выходец из Тубелясской волости, тоже, по сути, куваканец, так как род тубеляс происходил из куваканского племени [60]. Или другой пример. Известный бунтовщик, старшина Кудейской волости Юлдаш-мулла Суярембетов имел двух сыновей — Ягафара и Исламгула. Первый был старшиной, а второй — сотником в Каратавлинской волости. Причем Исламгул жил в своей деревне, которая носила его имя, на территории Каратавлинской волости, через реку Юрюзань от деревни Каратаулы. Это, я подчеркну, коренные кудейцы, а правили они в Каратавлинской волости и жили на ее территории.

Теперь относительно документального обоснования родства Юлая и Азналыбая Карагужина, отсутствие которого привел мне в укор профессор А. Асфандияров. Разве документ о наличии у Азналыбая сына Мурата [61] и карта Красильникова и Рычкова 1755 г., на которой показана деревня Мурат рядом с деревнями Азналы и Текей, не являются документальным обоснованием?

Показательно и то, что профессор А. Асфандияров в отрыве от установленного мною родства между Азналы-баем Карагужиным и его сыновьями Муратом (1720 года рождения) и Юлаем (1729—1730 года рождения) так ничего и не смог написать о деревнях Азналы и Мурат, за исключением того, что без всяких обоснований назвал деревню Азналы центром Шайтан-Кудейской волости, «поэтому ранее называвшейся Шайтан» [17, с. 133].

Совершенно без оснований уважаемый профессор А. Асфандияров обвинил меня в какой-то подтасовке имен с целью обоснования моей версии родства: «Азнали, по Вахитову, чтобы уподобить его имя с фамилией Юлая Азналина».

Упрек явно незаслуженный. Я отстаиваю свою версию родства Юлая и Азналыбая Карагужина в интересах поиска истины и вовсе не имею никакой корысти, чтобы заниматься каким-то «уподабливанием». С удовольствием принял бы и иную версию, если бы она была и имела более веские доказательства.

В связи с этим считаю необходимым остановиться на имени Азналыбай более подробно. Полностью и дважды это имя упомянуто в одном документе, написанном рукою профессионального канцеляриста, секретаря Дмитрия Реутова [35]. Этот документ называется «Экстракт, составленный в Комиссии Башкирских дел, о ходе башкирского восстания с 20 февраля по 25 марта 1740 г.» и представляет собой сводку донесений командиров отрядов, переводчика Уразлина и «верных» старшин. Надо отметить, что секретарь Д. Реутов весьма дотошно и тщательно переписал эти донесения.

Переводчик Уразлин, собиравший штрафных лошадей в этой местности, безусловно, хорошо знал Азналыбая и написал в своем донесении его полное имя: «...вор Карасакал поехал в Куваканскую волость с Аиткулом и ...они, ныне собравшись, стоят у Азналы-бая...». Как видим, мне нет никакой необходимости уподабливать его имя с фамилией Юлая Азналина, имя Азналы-бай итак совпадает с фамилией отца Салавата.

Есть в этом «Экстракте» упоминание об еще одном интересном документе, который написали генерал-майору Л. Соймонову три известных бунтовщика: Юлдаш-мулла, Исмаил-тархан и Азналыбай. Они старались представить себя «верными» башкирами. Это было характерно для Юлдаш-муллы. Он в 1740 г. часто демонстрировал свою верность такими письмами, но это не избавило его от казни в 1742 г.

Секретарь Д. Реутов привел такие строчки из их сообщения: «В письме Башкирцев Елдаш-муллы, Исмаила-тархана и Азнали-бая з братьями и з детьми написано: воры де башкирцы разъехались врознь... Кашмарские и каратавлинские воры намерены разорять их Елдаша муллу с товарищами...».

Но каков бы ни был смысл этого письма, и здесь имя Азналыбая приведено полностью, причем в компании с коренными кудейцами Елдаш-муллой и Исмаил-тарханом «з братьями и з детьми». Упоминание о братьях и детях говорит о том, что речь идет здесь о некоторой округе, занимаемой соседями, с которой «воры де башкирцы разъехались врознь». Если это так, то получается из письма, что Азналыбай и Исмаил-тархан проживали неподалеку, что соответствует расположению их деревень: Исмаил на ручье Ерал и Азналы на Кускянды. Есть сведения о том, что и Юлдаш-мулла жил неподалеку от деревни Касай (в документе — Кай), расположенной на Кускянды [62].

Итак, полное имя человека, которого я считаю отцом Юлая и дедом Салавата — Азналыбай. И это не «по Вахитову», как утверждает профессор А. Асфандияров, а по историческим документам того времени. Конечно, в документах часто упоминаются и сокращенные формы этого имени: Азнабай, Аднабай, Аднаба, Аднай, Азнай, Адна. Это связано с тем, что документы, как правило, писаны на допросах русскими военными писарями, и склонность их к сокращению труднопроизносимых и длинных башкирских имен вполне понятна. К тому же в русском языке нет буквы, аналогичной башкирской букве «ҙ».

Кроме того, надо учитывать, что в башкирских традициях имя мужчины «растет» вместе с возрастом и авторитетом, известностью, состоятельностью. В молодости он мог быть Азнаем, позже Азнабаем, а став известным старшиной и предводителем восстания — Азналыбаем. Знал я одного человека, которого жена и близкие называли Хамат, соседи — Хаматрахим, а будучи с ним в его родной деревне, я услышал от его племянника полное имя — Мухаматрахим. Такие вот метаморфозы происходят с тюркскими именами, так что Азнабай и Азналыбай, вопреки мнению А. Асфандиярова, не разные имена, а полная и сокращенная формы одного имени.

Что касается других замечаний уважаемого историка, направленных на опровержение родства Юлая Азналина и Азналыбая Карагужина, то они из области эмоций. Дескать, «мнимый отец» распродает земли Куваканской волости, а сын борется с разбазариванием земель Шайтан-Кудейской волости.

Можно ли делать выводы о кровном родстве, сопоставляя поведение отца и сына? Когда молодежь шла тем же путем, что и старшие поколения? Проблема отцов и детей стара, как мир.

Здесь профессор А. Асфандияров сослался на опротестование Юлаем сделки купли-продажи земли, совершенной Шаганаем Барсуковым под строительство Симского завода. В купчей эта земля обозначена как земля «Шайтан-Кудейской волости, в дачах отставного старшины Шаганая Бурнакова сотоварищи». Юлай и Салават действительно опротестовали эту сделку, но неудачно. Суд приговорил Юлая и Салавата к денежному штрафу в 600 рублей [63]. Но отнюдь не в интересах части вотчинников Шайтан-Кудейской волости и ее отставного старшины Шаганая. Юлай не побоялся сказать об этом и на допросе в Москве, в Тайной экспедиции Сената: «Как-то он просил (подал прошение. — Р.В.) на тамошнего заводчика Твердышова в отнятии им у него, Юлая, собственной его земли и в застроении оной двумя деревнями под свой Симский завод в Уфимской провинциальной канцелярии».

Салават также показал, что по указу Пугачева они «выжгли заводчика Твердышова, состоящий близ отца его деревни, завод, под которой насильно Твердышевым на земле отца его поселены две деревни» [52, с. 302—303].

Это очень важные заявления для установления происхождения Юлая и Салавата. Если бы они происходили из Шайтан-Кудейской волости, как и Шаганай, то Юлай и Салават не могли бы вести речь о своей земле. Внутри волости земля не делилась между вотчинниками. И. Гвоздикова, понимая это, но, будучи в плену своих убеждений о шайтан-кудейском происхождении Юлая, свалила вину за эти заявления на переводчика И. Гульчихина и на ведущего запись канцеляриста Тайной экспедиции [12, с. 183].

Однако здесь не было ошибки ни того, ни другого. Показания Юлая и Салавата «о своей земле Юлая» записаны в разных документах. Просто они не замечались, потому что не укладывались в придуманную канву, характеризующую Юлая как шайтан-кудейца по происхождению, старшину этой волости, ревностно отстаивающего ее интересы.

Юлай был твердым человеком. И в своих прошениях в суд, и на допросе в Тайной экспедиции он говорил о своих правах на землю, на которой стоял Симский завод, оспаривая их у Шаганая. Если не выдумывать ничьих ошибок, то вывод может быть один — Юлай и Салават не были однородцами по происхождению ни с Шаганаем Барсуковым, ни с Алексеем Булатовым, ни с другими коренными вотчинниками Шайтан-Кудейской волости.

Завершая полемику с профессором А. Асфандияровым, могу с удовлетворением отметить, что она оказалась чрезвычайно полезной для составления родословной Салавата Юлаева. Поднятые вопросы заставили еще раз просмотреть упомянутые им документы, взглянуть на них по-новому. В результате такого заинтересованного пересмотра открылись в этих документах совершенно иные сведения, ранее остававшиеся без внимания.

Кто бы мог подумать, например, что протоколы допросов Юлая и Салавата в совокупности с определением Берг-коллегии на постройку Симского завода поставят Юлая и Салавата по другую сторону границы Шайтан-Кудейской волости. Или другое: отыскивая упоминание полного имени Азналыбая, я неожиданно увидел, что он подписал письмо о верности и покорности вместе с кудейцами Юлдаш-муллою и Исмаил-тарханом, однако без самого верного и покорного Шаганая Барсукова. Но, пожалуй, самое главное, выявился Мурат, 20-летний сын Азналыбая Карагужина, и его деревня, расположенная в двух-трех километрах от деревни Азналы. Все это говорило о том, что я на верном пути. Все новые сведения сходились в одну и ту же точку.

Конечно, критика А. Асфандиярова придала мне уверенности в собственной правоте. Даже такой опытный историк с чрезвычайно богатым багажом знаний отдельных исторических личностей не смог провести альтернативную линию родства Салавата Юлаева, восходящую к шайтан-кудейцам, ограничился лишь критикой линии, найденной мной. Это убеждало меня в том, что иной линии нет. За прошедшие шесть лет после выхода в свет упомянутой книги А. Асфандиярова выявилось много новых сведений, так или иначе подтверждающих родство Салавата и Юлая с Азналыбаем Карагужиным.

Мои же доказательства этого родства следующие:

1. Точное совпадение очень редкого имени Азналыбай с фамилией Юлая Азналина.

2. Отсутствие в исторических и архивных материалах сведений о «другом» Азналы происхождением из Шайтан-Кудейской волости.

3. Одно из преданий рассказывает, что из шайтан-кудеев была мать Азналы, бабушка Юлая. Значит, отец Азналы был из другого рода, иначе получился бы близко-родственный брак. Этого тогда не допускали.

4. Наличие у Азналыбая Карагужина сына Мурата и существование деревни Мурат (Мрат) рядом с деревнями Азналы и Юлая.

5. Существование в ближайшей от деревни Азналы округе деревень других близких куваканских родственников Азналыбая Карагужина: Кусяк-аул на Юрюзани, в устье ручья Лайры; Енекей-аул (Каратаулы) на Юрюзани, в устье ручья Шардале; Карагужа-аул (Ярмухамет) на Ае, а также древней куваканской деревни Таулы при впадении реки Катав в Юрюзань. Кроме того, есть сведения, что и известный куваканец Бепеня Трубердин жил на Юрюзани.

6. Достоверно известно, что Юлай Азналин владел и продал заводчикам Твердышову и Мясникову землю близ гор Ямантау и Иремель, в верховьях рек Малый Инзер, Белая и Юрюзань, вдоль речки Березяк. Эта земля никогда не относилась к Шайтан-Кудейской волости, а была далеко от нее, принадлежала издавна Куваканской волости, куваканскому роду. Следовательно, Юлай Азналин был вотчинником Куваканской волости, как и Азналыбай Карагужин.

7. Упоминание А. Пушкина о старом мятежнике из рода Салавата и Юлая, бунтовавшем вместе с Карасакалом и чудом избежавшем казни в 1741 г., точно совпадает с судьбой Азналыбая Карагужина: один из предводителей восстания Карасакала, бежавший от казни в Киргиз-Кайсацкую Орду и возвратившийся на родину после амнистии. Известно, что и Салават Юлаев после подавления пугачевщины намеревался бежать в Киргиз-Кайсацкую Орду.

Любой из этих доводов можно попытаться опровергнуть. И я не стал бы публиковать свои соображения по родословной Салавата Юлаева на основании одного из них, каким бы правдивым он не казался. Вместе же они многократно усиливают друг друга, начинает работать системный подход, а он — единственный путь к истине.