Вернуться к В.И. Лесин. Силуэты русского бунта

Такие разные мнения историков

Впервые донесение П.Ф. Волошеневского использовали историки из лагеря белой эмиграции. Они уже не пытались убеждать читателей в том, что Грузинов пал жертвою интриг, как это делали их коллеги до революции. Так, С.Г. Сватиков доказывал, что он погиб за идею «донской независимости», которая в конце XVIII века «продолжала существовать в среде казачества». Основанием для такого заключения послужили его «автономистские речи» на исповеди. В самом деле, можно ли иначе расценить такое заявление Евграфа Осиповича, как «казаки от всемонаршего престола не зависят... и к тому вечной присягой не обязаны... а потому и не подданные»1. Взятые в отрыве от всего комплекса документов, характеризующих политические взгляды полковника, эти высказывания действительно только о том и говорят, что он «тяготился властью, которую проявляла метрополия по отношению к вольной колонии»2. Конечно, принадлежность к казачеству не могла не повлиять на характер его взглядов. И это влияние, в конечном счете, проявилось во время следствия. Однако в записке, отобранной у него в день ареста, нет даже намека на необходимость борьбы за восстановление попранных прав Войска. С ее листов предстает человек, свободный от сословной ограниченности, охватывающий мечтой о свободе не Дон только, а две империи сразу — Османскую и Российскую. Но именно эту записку и обошел своим вниманием Сватиков. Впрочем, условия для работы у этого замечательного историка были не из лучших.

Сергей Сватиков не был одинок в своих выводах. Аналогичную позицию отстаивал некий Алексей Ленивов в журнале «Вольное казачество», издававшемся в Праге. По его мнению, Евграф Грузинов отдал жизнь «за сепаратное начало, за сепаратный дух»3.

Случайно ли совпадение точек зрения двух авторов, доживавших свой век вдали от родины? Вероятно, нет. Их стремление возродить идею «донской независимости» выражало надежду на падение советской власти и возвращение в Россию. К тому же писали они тогда, когда казачество еще не было вырублено под корень.

Советская литература по этой теме представлена, в сущности, статьей В.З. Джинчарадзе и брошюрой О.Ш. Гвинчидзе, вышедшими из печати несколько десятилетий назад4. К сожалению, оба исследователя включили в орбиту своих размышлений весьма ограниченный круг источников и слишком доверчиво отнеслись к сочинениям предшественников. В силу этого образ Евграфа Грузинова приобрел у них собирательный характер, впитав в себя деяния чуть ли не всех его братьев, за исключением, пожалуй, малолетнего Николая. Нельзя признать также удачным и анализ основного источника, позволяющего судить о системе политических взглядов нашего героя. Однако с интуитивной догадкой обоих названных историков, отнесших его к представителям революционной мысли радищевского типа, вопреки сомнению некоторых специалистов по павловскому четырехлетию, следует согласиться.

Нельзя не сказать несколько слов о книге Н.Я. Эйдельмана «Грань веков», посвященной описанию России того времени. Как и все сочинения этого ученого-писателя, она отличается оригинальностью формы и занимательностью изложения. Не осмеливаюсь судить о глубине авторского проникновения в самую суть описываемых им событий, но скажу, что глава «Казаки», посвященная, по сути, Евграфу Грузинову, содержит, кажется, больше досадных ошибок и безапелляционных заявлений, чем глубоких наблюдений. Понятно, совсем не просто решить все проблемы идеологии казачества всего на трех страницах книжного текста, к тому же на основе весьма сомнительного материала5.

Наконец, есть на Дону сочинитель опусов на темы из прошлого донского казачества, некто М.П. Астапенко, опубликовавший очерк о братьях Грузиновых в газете «Приазовский край». Но после чтения его очерка возникает еще больше вопросов, чем было.

Примечания

1. Сватиков С.Г. Россия и Дон. Белград, 1924. С. 251; РГИА в Петербурге. Ф. 1345. Оп. 98. Д. 525. Л. 57—58.

2. Сватиков С.Г. Указ. соч. С. 251.

3. Ленивов Алексей. Полковник Евграф Грузинов // Вольное казачество. Прага, 1933. № 137. С. 20—22.

4. Джинчарадзе В.З. Указ. соч.; Гвинчидзе О.Ш. Указ. соч.

5. Эйдельман Н.Я. Указ. соч. С. 123—126.