Вернуться к В.И. Буганов. Емельян Пугачев

Глава 3. Пугачев — «император» от Яика-реки

На Яике, куда судьба забросила Емельяна в конце 1772 г., еще не схлынула боль от поражения — в начале июня войско генерала-карателя Фреймана разбило казачье войско и началось следствие.

Яицкие казаки в январе 1772 г. изрядно тряхнули власти в своем крае, заставили поволноваться и Петербург. Они убили генерала фон Трауберга, приехавшего проводить следствие, атамана Тамбовцева, других ненавистных старшин. Почти пять месяцев восставшие контролировали положение на Яике. После поражения попытка части повстанцев прорваться через Волгу в центральные районы не удалась. Но показательно само это стремление опереться на помощь других угнетенных, как и то, что их движение, в той или иной мере, поддержали или готовы были поддержать другие — волжские и донские казаки, казахи, не все, понятно, но хотя бы их часть. Во всяком случае такие мысли и стремления присутствовали, как и надежды на самозванцев — Богомолова, Рябова и других, которые появлялись один за другим в эти беспокойные годы.

Емельян Иванович Пугачев, как и яицкие казаки, мечтает о воле, планирует повести их на Кубань или в иное место; наконец, принимает решение назвать себя «третьим императором», надеясь, что, как и во всей стране, его поддержат на Яике. Беседы с раскольниками на Иргизе, с Ереминой курицей на Таловом умете его расчеты как будто подтверждали.

На Яике по-прежнему было неспокойно, царили уныние и отчаяние. Ждали расправ. 17 сентября, примерно за два месяца до приезда Пугачева на Яик, следственная комиссия закончила работу. Ее сентенция (приговор) подлежала утверждению в Военной коллегии, куда ее и послали. Следователи предлагали 12 человек четвертовать, 47 — повесить, 3 — отсечь голову, 20 — бить плетьми нещадно «по казачьему обыкновению», 8 — тоже наказать плетьми, обрить бороды и отослать в действующую армию. Не миловали и других.

Обо всем этом узнал беглец, скрывавшийся под обличьем то раскольника, то богатого купца, оказавшись у Ереминой курицы.

— Что ты за человек и как тебя зовут? — спросил у него Пугачев, входя в избу.

— Степан Оболяев, пахотный солдат. А твоя милость какой человек, откуда и куда едешь?

— Я купец, приехал из-за границы, зовут меня Емельяном Ивановым Пугачевым. А еду я на Яик для покупки рыбы.

Снова, как и в других случаях, Пугачев спрашивает о том, что интересует его более всего:

— Каково живут яицкие казаки?

— Худо, очень худо им жить. Старшины их обижают, и они, убив атамана, бегают кто где. Их ловят, сажают в тюрьму. Они было шарахнулись идти все в Астрабад, да не пустил их генерал (т. е. Фрейман).

— А не поедут ли они со мной на Кубань? Я бы их туда провел, где живут некрасовцы.

— Как не поехать, поедут.

— Да нет ли здесь кого из казаков? Я бы с ними поговорил.

— Как не быть! Есть тут два брата и живут близехонько.

Вскоре состоялось знакомство с Закладновыми — Григорием и Ефремом. Жили они недалеко от Оболяева, в землянке, и охотились в степи на лисиц. Привел их в умет сам хозяин.

— Ты что за человек и откуда? — Григорий пытливо и строго смотрел на Емельяна.

— Купец я, из-за границы приехал. — Немного погодя приезжий со значением продолжал: — Скажите, пожалуйста, господа казаки, но только не утаивая: какие у вас происходят обиды и разорения от старшин и как вам живется на Яике?

Григорий тоже посетовал на казацкое горькое житье, рассказал об арестах и сыске; казаки-де собрались было в Астрабад. Гость снова заговорил о Кубани и некрасовцах. Все с этим согласились.

— Ну, хорошо, — решил Пугачев, — вот я поеду в городок и посмотрю ваши обряды. Может быть, я там с кем-нибудь из войсковой стороны и поговорю. Только смотрите же вы-то, братцы, никому из казаков старшинской стороны об этом не сказывайте!

22 ноября Пугачев с Филипповым приехали в Яицкий городок к Пьянову, казаку-раскольнику. Хозяин встретил во дворе приветливо, радушно, усадил за стол. Скоро начался разговор о тех же яицких неустройствах. Однако всплыла и новая тема, весьма любопытная и острая для обоих.

— Здесь слышно, — хозяин, оставшись наедине с Пугачевым, покосился на дверь, — что проявился в Царицыне какой-то человек и назвал себя государем Петром Федоровичем. Да бог знает — теперь о нем слуху нет. Иные говорили, что он скрылся, а иные, что его засекли.

— Это правда, что в Царицыне проявился государь, — подхватил Пугачев, — и он есть подлинный царь Петр Федорович. Хотя его в Царицыне поймали, однако же он ушел, а вместо его замучили другого.

— Как можно этому статься? Ведь Петр Федорович умер!

— Неправда! — гость говорил с увлечением. — Он так же спасся в Петербурге от смерти, как и в Царицыне!

Сомнения не оставляли Пьянова, и Емельян переменил тему:

— Каково живется казакам?

— Худо. Мы разорены от старшин, и все наши привилегии нарушены.

— Как не стыдно вам терпеть такое притеснение в привилегиях!

— Что делать!.. Видно, так тому и быть.

Далее речь пошла опять о бегстве казаков, на этот раз на реку Лабу, в османские пределы, т. е. на ту же Кубань.

Пугачев, наконец, решился, да и разговор к тому подошел:

— Я ведь не купец, — услышал от него оторопевший раскольник, — я государь Петр Федорович. Я-то и был в Царицыне, да бог меня и добрые люди сохранили, а вместо меня засекли караульного солдата.

— Как тебя бог сохранил, и где ты так долго странствовал?

— Пришла гвардия и взяла меня под караул, да капитан Маслов отпустил. Я ходил в Польше, Цареграде, был в Египте, а оттуда пришел к вам на Яик.

— Хорошо, государь, я поговорю со стариками; и что они скажут, то и я вам скажу.

Показательно, что первый же человек из яицких жителей, которому открылся Пугачев, сразу же обнаружил склонность к тому, чтобы ему поверить. Такова была обстановка, атмосфера какого-то неясного ожидания, в которой жили казаки, да и не только они. Их смутные мечты, надежды подогревались слухами, действиями самозванцев, выступлениями, очень частыми и сильными, в разных концах страны.

...Прошло несколько дней. Емельян заметно беспокоился: что же получится после разговора с Пьяновым? Он ходил по яицкому базару, чутко прислушивался к тому, что говорили люди. Но они обсуждали свои дела, все жаловались на лихую годину, гадали — что будет, когда из Петербурга пришлют сентенцию? Об «императоре» же — ни слова... Но услышанные речи казаков, их недовольство, ожидания еще больше утвердили решимость Емельяна действовать так, как он начал.

Однажды Пугачев на базаре встретился с Пьяновым. Тот сообщил вести, которые ободрили приунывшего было донца:

— О Вашем величестве, что вы за нас, бедных, вступиться намерены и хотите провести на Кубань, я сказывал казакам Черепанову, Коновалову и Антонову. Они рады с вами идти, да только сказали, что это дело великое, так надо со всеми казаками об этом поговорить тогда, когда они соберутся вместе на багренье.

Багренье (добыча рыбы) должно было состояться на праздник Рождества; по словам Пьянова, «хорошие люди» из казаков все обговорят, и если «народ согласитца», то казаки-старики «примут» объявившего себя государя. На том и решили. Пугачев остался доволен.

Он пробыл в городке с неделю. Купив рыбу, он возвращается в Мечетную слободу. По дороге заезжает к Оболяеву. Рассказал ему обо всем, что с ним случилось в городке, умолчал только о своем «императорстве»: речь-де шла о выходе на Кубань. Емельян вскоре поехал в Малыковку продавать рыбу. Пробыл он здесь три дня, а 19 декабря по доносу попутчика его арестовали и отправили в Симбирск, оттуда в Казань. 4 января 1773 г. арестованный уже был в губернской канцелярии, ожидал решения своей участи. Казанский губернатор генерал-поручик фон Брандт приказал посадить его в тюрьму и допросить.

В тюрьме Емельян Иванович не терял времени даром. Он возложил надежды на помощь раскольников, которые приходили в тюрьму помогать сидельцам. С их помощью Пугачев бежит с другим арестантом и солдатом из тюрьмы в конце мая. Казанский губернатор распорядился искать «утеклецов» в окрестных местах, особенно в поселениях на Иргизе. Но нигде их не нашли, да фон Брандт и не придавал этому делу особого значения.

Письмо из Казани в Петербург о Пугачеве пришло только 8 августа. Через пять дней в 12 часов ночи генерал-прокурор Сената А.А. Вяземский известил о нем графа З.Г. Чернышева. Президент Военной коллегии тут же принял срочные меры — утром следующего дня в грамоте Войску Донскому и указе оренбургскому губернатору приказал срочно сыскать беглеца и «за особливым конвоем» вернуть в Казань. Оренбургский губернатор Рейнсдорп должен был выяснить, «не шатается ли объявленный беглый казак Пугачев и с ним солдат, бывший при нем на часах, в селениях Вашей губернии, а особливо Яицкого войска в жилищах». В Петербурге явно обеспокоились в связи с бегством Пугачева, как человека «пронырливого и в роде своем прехитрого и замысловатого». Но эти указания тоже шли долго, и Рейнсдорп только 18 сентября ответил в Военную коллегию, что беглецы-де до сего дня не сысканы. Со времени их бегства из Казани прошло уже более трех с половиной месяцев...

А Пугачев осторожно, стараясь не привлекать внимания, снова пробирается на Яик. Как расскажет он сам на допросе, «платье на нем было крестьянское, кафтан сермяжный, кушак верблюжей, шляпа распущенная, рубашка крестьянская, холстинная, у которой ворот вышит был шелком, наподобие как у верховых мужиков, на ногах коты и чулки шерстяные белые».

В Таловом умете его встречает тот же Оболяев.

— А, Пугачев! — Еремина курица встретил его как хорошего знакомого. — Где это ты был и откуда тебя бог принес?

— Из Казани, я там содержался, да бог помог мне бежать! Что слышно на Яике? Не знаешь ли, что там делается?

— Ныне, кажется, все тихо и смирно. Там теперь комендантом полковник Симонов.

— А казак Пьянов жив ли?

— Пьянов бегает, потому что на Яике проведали, что он подговаривал казаков бежать на Кубань.

Через несколько дней хозяин и Пугачев пошли в баню. Еремина курица увидел у своего постояльца какие-то отметины, знаки на груди — рубцы, шрамы, оставшиеся после болезни.

— Что это такое у тебя на груди-то?

Емельян промолчал, но задумался. Вспомнил о своем разговоре с Пьяновым: «А что, не сказал ли он Ереминой курице, что я называл себя Петром Федоровичем?» Час спустя вышли из бани, и Пугачев вскоре подсел к хозяину:

— Давеча, Степан Максимович, ты парился со мною в бане, а приметил ли ты на мне царские знаки?

— Какие знаки? Я не только не видывал, но и не слыхивал, что за царские знаки такие.

— Прямая ты курица! О царских знаках даже не слыхивал! Ведь каждый царь имеет на себе телесные знаки. Вот я вам, когда яицкие казаки сюда приедут, покажу их.

— Что это, Пугачев, к чему ты это говоришь? Каким быть на тебе царским знакам?

— Экой ты безумный! И догадаться даже не можешь, к чему я говорю! Ведь я не донской казак, как тебе сказался, а государь ваш Петр Федорович!

Оболяев перепугался «так, как бы кожу на нем продрало». Мысли путались, в голове шумело: как это может быть? К нему, в умет, сам государь пожаловал!

— Как же это так? А я слышал, что государь Петр Федорович умер.

— Врешь! Петр Федорович жив, он не умер! Ты смотри на меня так, как на него! Я был за морем и приехал в Россию в прошедшем году. Услышав, что яицкие казаки приведены все в разорение, я нарочно для них сюда приехал и хочу, если бог допустит, опять вступить на царство. Как ты думаешь: будут ли казаки согласны на это и примут ли меня?

Но Еремина курица в ответ только кланялся, просил прощения за то, что говорил и обходился с ним, как с человеком простым.

— За что гневаться? — Пугачев входил в роль. — Ведь ты меня не знал. Да и впредь до времени никакого особого почтения при людях мне не оказывай. Обходись со мной по-прежнему просто, называй казаком и, что я — государь, никому, кроме яицких казаков, не сказывай. Да и тем говори только таким, которые с войсковой стороны, а старшинским отнюдь о мне ничего не открывай.

— Почем мне распознать-то казаков, кто с войсковой, кто со старшинской стороны. Вот разве сказать о вас казаку Григорию Закладнову; он, я знаю, с войсковой стороны и хотел ко мне приехать за лошадью.

— Хорошо, открой ему. Да смотри же, накажи хорошенько, чтобы он сказывал только надежным людям, да так, чтобы и жены их не знали.

Добыча соли на Яике. Гравюра

Через несколько дней приехал Закладнов. Поговорили о делах.

— А что, узнал ты меня? — спросил у него Пугачев.

— Как не узнать! Узнал, ты — купец Емельян Иванович.

Пугачев не стал продолжать разговор, но наутро, когда гость засобирался домой, он просит уметчика открыть Григорию тайну. Тот подошел к Закладнову:

— Что, Гриша, как ты думаешь об этом человеке? — Еремина курица показал на Емельяна, сидевшего на базу (в сарае). — Какой он человек?

— Почем мне знать, что он за человек?

— Ведь это государь Петр Федорович. Он говорит, что имеет на себе царские знаки и нарочно сюда приехал на выручку к вам, войсковым казакам. Он мне приказал о себе сказать с тем, чтобы ты открыл о нем войсковой руки надежным людям.

С недоумением и недоверием глядел Григорий на уметчика. Задумался, улыбнулся... Потом решительно и радостно заговорил:

— Что это за диво такое? Конечно, господь нас поискал!

— Что, Гриша, — подошедший к ним Пугачев смотрел прямо в глаза казаку, — слышал ты обо мне от Ереминой курицы?

— Слышал, сударь.

— Я, мой друг, не купец! А слыхал ты про государя Петра Федоровича? Так я и есть государь! Поезжай ты скорее в городок и скажи войсковой стороны хорошим старикам, чтобы они ко мне приезжали и не мешкали.

В городке все жили слухами и разговорами — вот-вот должно произойти что-то значительное, а жизнь людей должна перемениться к лучшему. «Государь у Пьянова был в доме» — передавали из уст в уста, из дома в дом. Правда, казаки до поры, памятуя строгий наказ Пугачева, держали язык за зубами и говорили только с людьми «надежными».

Однако шила в мешке не утаишь. Скоро о «государе» узнали все, ждали его. Об этом говорили и по всем хуторам. Правда перемешивается с вымыслом; главное же в слухах заключалось все в той же вере, что императрица не знает о беззакониях, царящих в войске, что «объявившийся» император все исправит.

Власти теперь опасались нового появления здесь Пугачева — в том же указе Военной коллегии 14 августа внимание местных властей обращали на то, что это появление опасно «особенно среди Яицкого войска».

Разумеется, после подавления восстания обстановка на Яике была напряжена до предела. К тому же стал известен окончательный приговор по делу о казацком «мятеже»: участь приговоренных облегчили, но все-таки она была тяжелой — 16 человек наказали кнутом, вырезали ноздри и, заклеймив, сослали навечно на Нерчинские заводы; для 38 — битье кнутом и ссылка с семьями в Сибирь на поселение; 5 — «для омытия пролитой крови» служба против неприятеля вне очереди; 25 — наказание плетьми, посылка в полки, сибирские гарнизоны. Остальных — 2461 человек — простили по их «сущему невежеству и по незнанию истинного своего благоденствия» и вновь привели к присяге. Имущество подвергшихся наказаниям следовало описать и продать с публичного торга, чтобы возместить убытки, понесенные воинскими чинами и старшинами; штраф составлял огромную сумму — 36 756 руб. 30 коп. Каждый казак должен был внести от 6 до 40 рублей. Причем по указанию старшин бедные должны были уплатить больше, чем богатые. Казаки, не знавшие, как семьи-то свои прокормить, совсем пригорюнились. Они были недовольны и самим штрафом, и раскладкой.

Разговоры и слухи об «императоре» множились, обрастали легендами. Известны стали подробности пребывания «государя» у Пьянова и Оболяева. Вскоре к Пугачеву на умет выехали двое казаков — Денис Караваев и Сергей Кунишников.

— Мы слышали, что у тебя живет такой человек, который называется государем Петром Федоровичем. Правда ли это? — обратились они к Оболяеву.

— Кто вам сказал?

— Григорий Закладнов.

Уметчик понял, что перед ними казаки непослушной стороны, и не стал отпираться.

Утром состоялась аудиенция. Емельян перед ней наставлял Еремину курицу по поводу церемониала приема:

— Ты поди и спроси у тех казаков: бывали ли они в Петербурге и знают ли они, как должно к государю подходить? Если они скажут, что в Петербурге не бывали и не знают, то прикажи им по приходе ко мне на колени стать и поцеловать мою руку.

Оболяев — первый «церемониймейстер» «государя» — повиновался. Пугачев, сидя за столом, ожидал казаков. Они вошли и сделали так, как им приказали, встали на колени:

— Не прогневайся, Ваше величество, — обратился к «государю» Караваев, — что мы путем и поклониться не умеем.

Пугачев сказал им, чтобы встали, и протянул руку. Они ее поцеловали.

— Почему вы, мои друзья, узнали, что я здесь?

— Нам Григорий Закладнов сказал.

— Зачем же вы ко мне пришли и какая ваша нужда?

— Мы, Ваше царское величество, присланы к вам просить милости и заступиться за нас, а мы за вас вступимся. Мы теперь вконец разорены старшинами: детей наших в солдаты хотят брать, а нам бороды брить. Вводят у нас новые штаты, а мы желаем служить по-старому и по грамотам, как при царе Петре Алексеевиче было.

— Хорошо, друзья мои! Если вы хотите за меня заступиться, то и я за вас вступлюсь. Только скажите своим старикам, чтоб они исполнили все то, что я прикажу.

— Изволь, батюшка, надежа-государь. Все, что вы ни прикажете, будет исполнено.

Все прослезились. Казаки заверили Пугачева, что войско примет его с радостью, если он за них вступится. Емельян Иванович был доволен:

— Ну, детушки мои, соколы ясные, смотрите же, не покиньте вы меня! Теперь у вас пеший сизый орел, подправьте сизому орлу крылья! Сумею я вас нарядить и разрядить!

— Только не покинь ты нас, надежа-государь, а мы с Яицким войском все, что вы ни прикажете и ни потребуете, сделаем.

Как видим, и казаки, и Пугачев не говорят уже ни о каком уходе с Яика. Наоборот, речь идет о том, как лучше устроить жизнь на Яике. Они заключают своего рода договор, и Пугачев впервые формулирует свои взгляды, обещая казакам достичь (с их же помощью, конечно) того, о чем они мечтали десятилетиями, что им, вероятно, снилось ночами в эти тяжелейшие для них годы:

— Я вам даю свое обещание жаловать ваше войско так, как Донское: по двенадцати рублей жалованья и по двенадцати четвертей хлеба. Жалую вас рекой Яиком и всеми протоками, рыбными ловлями, землею и угодьями, сенными покосами безданно и беспошлинно. Я распространю соль на все четыре стороны, вези кто куда хочет. И буду вас жаловать так, как и прежние государи, а вы мне за это послужите верою и правдою.

— Довольно, государь, Вашею царскою Милостию и готовы вам послужить.

Пугачев обещал казакам то, что для них было самым насущным и необходимым, чего их лишали или в чем стесняли постоянно и неуклонно. Он, сам плоть от плоти казак, затронул самую чувствительную струну казацкой души, и казаки охотно и благодарно откликнулись на его призыв.

Начались хлопоты — приготовить знамена, платье и бархатную шапку для «императора». Появились и первые осложнения у неграмотного «государя». Казаки попросили записать на память обо всем, что нужно купить. Пугачев отговорился: нет, мол, бумаги и чернил, и так все упомните! Но казаки заговорили о другом, для них более важном — об императорском указе в Яицкое войско, в котором, как они ждали, будет подтверждено то, что «государь» только что обещал им на словах:

— Хорошо, мы и так упомним, — сказал Караваев о покупках и продолжал, — но не можно ли написать какого-либо указа в войско?

— Какой указ? — Пугачев удивился, но тут же вышел из положения. — У меня нет теперь ни писаря и никого здесь нет.

Емельян Иванович в конце приема торопил казаков — надо, мол, быстрее начинать дело, «чтобы в огласку не вошло».

Обсудили место будущего сбора войска. Перебрали разные места — на Камелях, верстах в 20 от умета, на вершине Таловой речки, но поблизости от этих мест проходили большие дороги. Остановились на реке Узень. На прощание Пугачев обещал в следующий раз показать «царские знаки».

Вскоре Емельян засобирался на Иргиз, хотя это было и опасно — его ведь могли снова поймать. Уговаривал ехать и Оболяева, поскольку у него там много знакомых, да и дорогой вдвоем нестрашно. Причина поездки проста — надо было найти писаря, грамотного человека, крайне нужного при «государе». Но грамотея не нашлось. Здесь Емельян два раза едва избежал ареста. Он вернулся в Таловый умет.

За время его отсутствия в Яицком городке рассказ Караваева и Кунишникова произвел на казаков непослушной стороны сильное впечатление. Тимофей Мясников, молодой еще казак, пришел к братьям Кочуровым. Застал дома одного из братьев, Петра, и Чику-Зарубина, о котором говорили, что он «у войска причинный человек — был в приводах и не один раз сечен».

— Что, братцы, — Тимофей оторвал обоих от литья пуль, — слышали вы: на Таловой чудо проявляется?

— Слышали.

— Бог знает, — с усмешкой сказал Кочуров, — полно, правда ли? Ведь вот прошлого года тоже слух был, что государь проявился будто бы в Царицыне. И что же вышло? Только народу, сказывают, за ним много пропало!

— Говорят, что подлинно он батюшка, — возразил Мясников.

Чика и Тимофей пошли на базар. По дороге Мясников снова заговорил о «батюшке»:

— Царь ведь приказал прислать к себе от войска двух человек.

— Так что же? — Чика твердо глядел на Тимофея. — Зачем дело стало? Я первый поеду!

— Ну, а другой-то кто же? Разве мне с тобой поехать?

— Ну, и поедем завтра.

— Я слышал от Караваева, что и он хотел ехать.

— Да мне-то до того какая нужда? — рассердился Зарубин. — Хотя Перекараваев поезжай! Я сам хочу поехать и посмотреть. Ведь почем мы знаем, что они поедут; а может, и не поедут.

Тон Чики выдавал в нем решительного сторонника действий, связанных с появлением на Яике «государя». Он, как видно, не допускал мысли о возможности уклониться от того, что надвигалось. А дела, судя по всему, предстояли серьезные и кровавые, и Зарубин, человек, ненавидевший всяких господ и начальников, смело шел навстречу буре, рвался к ней.

Разговоры шли и в других местах, в том числе и в доме М.Г. Шигаева. Ему рассказал о встрече с «государем» сам Караваев. Они тоже решили к нему ехать.

Из городка выехали к Таловой две пары — Зарубин и Мясников, оба верхом; Караваев и Шигаев на телеге.

К полудню следующего дня к умету подъехал Пугачев. Первыми познакомились с ним в степи, недалеко от умета, Караваев и Шигаев. Второй из них был уверен, что перед ним какой-то простой мужичок. Да и не мудрено: Емельян, одетый в простой армяк и толстую холстинную рубашку, с небольшой суконной шапкой на голове, вполне мог сойти за одного из беглых, которых приютил Еремина курица.

— Вот наш батюшка, — Денис указал на мужичка.

Шигаева подбросило с земли (он сидел рядом с Пугачевым)

вверх; оробев, Максим Григорьевич не знал, что сказать, верить или не верить. Но, овладев собой, склонился в поклоне, извинился, что вел себя не так, как подобает, по незнанию.

— Ничего, ничего! — ободрил его самозванец. — Ну, как вы, други мои, ныне поживаете? Я слышал, что вы, бедные, вконец разорены. Расскажите-ка, чем решилась ваша тяжба?

Шигаев горестно поведал ему о наказаниях, понесенных казаками, Пугачев — о своих странствиях, преувеличив их дальность (Царьград, Иерусалим, «Некрасовщина», т. е. Кубань). Потом подъехал Чика.

Яицкие казаки. Гравюра XVIII в.

Здравствуйте, войско Яицкое! — обратился ко всем Пугачев. — Доселе отцы ваши и деды в Москву и Петербург к монархам езжали, а ныне монарх к вам сам приехал.

Зарубин и Мясников, прижавшиеся к телеге, низко ему поклонились.

— Не кланяйтесь, детушки, а заступитесь за меня. Вы пришли сюда, чтобы видеть государя Петра Федоровича, а я и есть тот, кого вы ищете, а теперь своими глазами видите. По ненависти бояр я лишен был царства, долго странствовал, а теперь хочу по-прежнему вступить на престол. Примете ли вы меня к себе и возьмете ли на свои руки?

— Рады, батюшка, тебе служить!

Пугачев, разыгрывая роль государя, импровизировал многое, но говорил, во-первых, давно выношенное, во-вторых, понятное этим людям. Его язык, выражения были их языком. Но, можно думать, что тон его высказываний отличался от обычного казацкого наречия, и это казаки скоро почувствовали.

— Так-то, детушки, — продолжал Пугачев беседу, — еще бог велел по двенадцатилетнем странствовании свидеться с вами. Много претерпел я в это время бедности...

— Ну что, батюшка, — прервал его Караваев, — о прошедшем много разговаривать! Предъяви-ка ты нам лучше свои царские знаки.

— Раб ты мой, — голос Пугачева стал резким и повелительным, — а повелеваешь мною!

— Батюшка! — спас положение Максим Шигаев, — наше дело казачье, не прогневайся, что мы говорить-то хорошо не умеем.

Разволновавшийся Пугачев взял нож и хотел разрезать ворот рубашки, чтобы явить знаки, но Караваев, и тут невпопад, предложил рубашку не портить, а сбросить ее. Емельян сделать это никак не мог — казаки увидели бы его исполосованную кнутом спину:

— Нет! Не подобает вам, простым людям, видеть все мое тело.

Он разрезал ворот:

— Кто же из вас знает царские знаки?

— Мы не знаем, надежа-государь, — ответили казаки, — наше дело казачье, и мы никогда их не видывали.

— Так вот знайте же!

Четверо казаков увидели два пятна (от заросших ран) на левой стороне груди и одно на правой. Почти все оробели, а Тимофея «такой страх обуял, что ноги и руки затряслись». Только Чика сомневался; он потом говорил следователям: «Видя Пугачева, думал я и рассуждал сам с собою, что ему государем быть нельзя, а какой-нибудь простой человек». Непонятно ему было, например, почему Пугачев острижен по-казацки, имеет бороду, одет в казацкое же платье. Но Караваев успокаивал его: «государь»-де «так себя прикрывает».

Потом Емельян показал еще один «знак» — шрам на левом виске, прикрытый волосами.

— Что это там, батюшка? — спросил Шигаев. — Орел, что ли?

— Нет, друг мой, это царский герб.

— Все цари с таким знаком родятся, или это после божиим изволением делается?

— Не ваше это дело, други мои. Простым людям этого ведать не подобает.

Казаки испугались и поклонились Пугачеву:

— Теперь видим и признаем в вас великого государя Петра Федоровича.

— Ну, когда признаете меня за государя, так обещайтесь за все Яицкое войско мне не изменять и никому в руки живого не отдавать. Напротив того, и я дам клятву любить вас и жаловать. Сберегите меня, детушки. Если господь допустит меня в свое место (т. е. на престол. — В.Б.), так я вас не забуду и буду жаловать, как первые монархи. Я сам вижу, что вы, бедные, обижены и разорены, потерпите до времени.

— Хотя мы все, казаки, пропадем, — с волнением, но твердо произнес Шигаев, — но вас, батюшка, не выдадим. А буде не удастся, так выведем тебя на степь и пустим, а в руки не отдадим.

— Ну, друзья, не забудьте же своего слова и будьте мне верны!

— Надейтесь на нас, батюшка, крепко, — говорили все четверо, — мы вас не выдадим.

Достали медные складни (походные иконы), и, став на колени, казаки дали присягу: «Обещаемся перед богом служить тебе, государь, во верности до последней капли крови. И хотя все войско Яицкое пропадет, а тебя живого в руки не отдадим».

Пугачев, тоже на коленях, присягнул: «Обещаюсь и я перед богом любить и жаловать Яицкое войско так, как и прежние цари. И буду вас жаловать рекою Яиком и впадающими во оною реками и притоками, рыбными ловлями, землею, сенокосными покосами и всеми угодьями безданно и беспошлинно. И распространю соль на все четыре стороны; вези кто куда хочет. И оставлю войско Яицкое при прежней их вольности».

Договор был заключен. Заговорили об изготовлении «хорунгов» (знамен), одежды для «императора». Зарубин и Шигаев заспорили, кому ехать в городок за всем этим, «взять на руки», т. е. охранять, «государя». Пугачев взял сторону Чики, который резонно заметил, что на хуторе Шигаева многолюдно.

— Нет, чадо мое, — Пугачев обратился к Шигаеву, — поезжай-ка ты с Караваевым в городок, и исправьте все, что я говорил, а Чику и Мясникова я оставлю при себе. Они повестят вас о месте, куда войску собраться.

Так было положено начало «приближению» Зарубина к особе «императора». Решающую роль сыграло то, что Чика, несмотря на свои нынешние и более поздние колебания (он видел, что Пугачев — никакой не император, а казак, как и он сам), твердо решил примкнуть к начинавшемуся движению. Он говорил Емельяну Ивановичу:

— ...А я, батюшка, возьму тебя на свои руки; и не опасайтесь ничего, я все здешние места знаю. Ведь я сюда для того приехал, чтобы за тобою следовать.

По дороге на хутор братьев Кожевниковых (верстах в 55 от городка), куда ехали спутники, Пугачева брали мучительные сомнения: примут ли его казаки? Ведь и Зарубин, несмотря на все заверения, не уверен, что он — император; Емельян это чувствовал, понимал. Неужели впереди опять арест и тюрьма, жестокое наказание и ссылка? А то и хуже?..

Версты за две до хутора они остановились, и Чика поехал поговорить с хозяином. Еще не стемнело. Опасаясь постороннего взгляда, Пугачев и Мясников спрятались в лощине. Вечером подъехали к хутору. Их встретил старший из братьев, Андрей. Младший, Михаил, «оробел» при виде гостя, хотя тот, в своем верблюжьем армяке и крестьянской толстой рубахе, походил «во всем на русского мужика». Здесь же на лавочке сидел отставной казак старик Роман Шаварновский, живший у Кожевниковых в отдельной избе. Михаил явно сомневался в Пугачеве, и тот прошел к Шаварновскому.

...Емельян сидел безвылазно в избе Шаварновского, оберегавшего его от всех, даже от Кожевниковых, не поверивших в «истинность» государя. Ситуация была еще неясной. Не все верили в «государя», и Пугачев это сознавал. Те, кто верили или делали вид, что верят, смущались, наблюдая, как другие уклонялись от разговоров о «царе», отмалчивались, отводили в сторону глаза, как братья Кожевниковы. Чика, приехав в городок, направился к Караваеву. Червь сомнения не оставлял и его, точил душу:

— Скажи правду, что это за человек, которого мы почитаем за государя?

— Глупый ты! — Караваев уклонился от прямого ответа. — Разве ты не слыхал, что давно идет молва у нас в городе, что он государь.

— Скажи-ка ты мне правду, откройся! Ведь я никому не вынесу и отныне дело будет общее! — Так как тот отмалчивался, Чика усилил нажим. — Ну, что ты, Денис, таишь-то от меня, когда он сам мне открылся, что он донской казак?!

Потом, на допросе, Чика в связи с этой беседой скажет, что Пугачев — «донской казак, намекнул он наугад, потому что за год до сего времени был у них на Яике слух такой, что в Царицыне один донской казак также назывался государем Петром Федоровичем и был пойман, но ушел из-под караула. А потому и думал он: не тот ли самый и у них явился, ибо он о самозванце усумнился, чтоб он подлинный был государь».

Собственно говоря, Зарубин, сразу решивший связать свою судьбу с самозванцем, хотел, очевидно, найти единомышленников, тех, кто знал истинное положение дела с «царем».

— Слушай, Чика, — сказал ему Караваев, — не сказывай ты ни отцу, ни матери, ни жене, ни детям, ни посторонним людям и дай ты мне пред богом клятву!

Зарубин охотно дал клятву. Денис продолжал убежденно, настойчиво:

— Пусть это не государь, а донской казак, но он вместо государя за нас заступит. А нам все равно, лишь бы быть в добре.

— Ну ладно, так тому и быть, — согласился Чика. — Значит, это всему войсковому народу так надобно.

Зарубин снова ходил по городку, базару, слушал толки и перетолки про «государя». Одни непослушные хотели его принять и объявить. Другие опасались:

— Хорошо, если это подлинный государь. А если не подлинный и часть войска его примет, а другая не согласится? Ведь тогда будет междоусобная брань! А наши дома от мятежа и так вверх дном стали!

Прошло несколько дней. Чика и Мясников вернулись на хутор Кожевниковых. На вопрос Пугачева об отношении к нему в городке Чика откровенно сказал:

— Говорят разно: иные верят, а иные не верят. Я тем, кои согласны принять вас, велел собираться по нашей повестке на речку Усиху.

— Хорошо, друг мой, увидим, что будет.

Втроем отправились на Усиху, чтобы осмотреть место («Караулисто ли оно?» — заметил Пугачев перед отъездом). На хуторе оставаться опасались — могла узнать старшинская партия. Место оказалось удачное — кругом степь, нет ни жилья, ни леса, только дерево, как сторожевая башня, одиноко высилось на берегу. Чика и здесь проявил дальновидность и сноровку. Пугачев отослал Мясникова в городок за представителями войска — говорить о том, «как бы лучше оповестить войско, чтобы оно собралось ко мне сюда».

Пугачев и Чика остались одни. Они отдыхали перед тем, как возвращаться на хутор. Зарубин, человек прямой и решительный, не скрывая любопытство, прямо спросил Емельяна:

— Скажи-ка мне, батюшка, сущую правду про себя: точный ли ты государь?

— Точный я вам государь!

— Нас, батюшка, здесь немного, только двоечка, а Караваев-то мне все рассказал о тебе, — схитрил Чика, — какой ты человек.

— Что же он тебе сказал?

— Сказал, что ты донской казак...

— Врешь, дурак!

— От людей-то утаишь, да от бога не утаишь, — раздумчиво, медленно говорил Чика. — Я Караваеву дал клятву, чтоб о том никому не сказывать; так и тебе теперь даю. Ведь мне большой нужды нет, донской йл казак или нет; а если мы приняли тебя за государя, — значит, тому и быть.

— Если так, то смотри же, держи в тайне. Я подлинно донской казак Емельян Иванов. Я был на Дону, и по всем тамошним городкам, везде молва есть, что государь Петр III жив и здравствует. Под его именем я могу взять Москву, ибо прежде наберу дорогой силу и людей будет у меня много. А в Москве войска никакого нет. Не потаил я о себе и, кто я таков, сказывал Караваеву, Шигаеву, а также и Пьянову.

Зарубин откровенно обрадовался тому, что услышал, и рассказал об этом, возбужденный, в приподнятом настроении, Мясникову. Нашел в нем полное понимание:

— Нам какое дело: государь он или нет, — сказал Тимофей. — Мы из грязи сумеем сделать князя. Если он не завладеет московским царством, то мы на Яике сделаем свое царство.

Помимо этих нескольких человек, правда о Пугачеве была известна и другим от него же самого. Емельян Иванович в Тайной экспедиции Сената признался: яицкие казаки «точно знали, что он не государь, а донской казак, ибо он сам от Шигаева настоящего своего имени не таил».

Истину знали и М.Д. Горшков, будущий секретарь Военной коллегии у Пугачева, Д.С. Лысов, И.И. Пономарев (Самодуров), П.М. Кузнецов, впоследствии тесть Пугачева, И.И. Ульянов и другие. Им нравилось, что простой казак выступает в роли «императора». К тому же среди них, как и во всем народе, по всей России, давно ходили слухи о том, что Петра III не убили в Ропше, на мызе; жертвой заговора пал другой человек, какой-то солдат, внешне очень похожий на императора. А он сам скрывается и должен появиться. Это как будто подтверждалось.

Все ждали избавителя, надеялись, что он им поможет. Поэтому и яицкие казаки «приняли» Пугачева. Пугачев, открывая казакам свое лицо, говорил не только об Яике и его бедах, но и о всей России, о «черни»: «...Приехал к вам и вижу, что вы обижены, да и вся чернь обижена. Так я хочу за вас вступиться и удовольствовать». Перед мысленным взором Емельяна открывалась широкая картина: «Во всей России чернь бедная терпит великие обиды и разорения».