Вернуться к А.Ю. Щербаков. Емельян Пугачев. Изнанка Золотого века

Пират

Капитан, обветренный, как скалы,
Поднял флаг, не дожидаясь дня.
На прощанье поднимай бокалы
Золотого терпкого вина.
Пьем за яростных, за непокорных,
За презревших грошевый уют.
Вьется по ветру «Веселый Роджер».
И люди Флинта песенки поют.

(П. Коган)

Степан Разин принадлежит к числу тех «имен России», о которых знают все. Хотя бы на том уровне, что он утопил персидскую княжну. А также помнят название лекарства, которое потребляют наутро после того, как пели про княжну1. Между тем традиционное представление о Разине не соответствуют действительности. Обычно его представляют удачливым разбойником. А на самом-то деле Степан Разин был революционером. Он тщательно готовил восстание против власти. И даже идеология у него имелась. Она мало чем отличается от взглядов Нестора Махно, который жил совсем в иную эпоху.

Разин был донским казаком. Интересно, что он родился в той же станице, что и Пугачев — в Зимовейской. Некоторое время он вел жизнь, обычную для тамошних ребят. Однако начались проблемы. И они касались его старшего брата.

«В 1665 году часть донских казаков с атаманом Разиным участвовала в походе князя Юрия Долгорукого против поляков. Атаман Разин стал просить князя отпустить его домой. Князь Долгорукий отказал наотрез. Атаман, считая, что служит белому царю по своему хотению, а не по долгу, ушел самовольно со своей станицей. Его догнали и, по приказанию князя Долгорукого, казнили. Было у этого казненного атамана два брата: Степан, или Стенька, и Фролка».

(Н. Костомаров)

Итак, российская власть казнила старшего брата Разина. Но ведь дело не только в этом. Тут ведь вопрос в принципиально разном понимании воинского долга. Разин-старший полагал — он служит, когда хочет. А не хочет — не служит. У князя Долгорукова было иное мнение. И тут никто не виноват. Это разная психология. Долгорукий служил России. Разин — себе.

Но в результате у Степана Разина появился счет к российской власти.

«Стенька Разин был человек крепкого сложения, необыкновенно предприимчивый и деятельный, человек непреодолимой воли, которая уже одна могла заставить преклоняться перед ним толпу; своенравный и непостоянный, и вместе с тем неуклонный в принятом намерении, то мрачный и суровый, то разгульный до бешенства, то преданный пьянству и кутежу, то способный с нечеловеческим терпением переносить всякие лишения, — то некогда ходивший на богомолье в далекий Соловецкий монастырь, то, впоследствии, пренебрегавший посты и не хотевший знать ни таинств, ни священников. В его речах было что-то обаятельное. Толпа чуяла в нем какую-то небывалую силу, перед которой нельзя было устоять, и называла его колдуном. Жестокий и кровожадный, он забавлялся как чужими, так и своими собственными страданиями. Закон, общество, церковь, — все, что стесняет личные побуждения человека, — стали ему ненавистны. Сострадание, честь, великодушие — были ему незнакомы. Это был выродок неудачного склада общества; местью и ненавистью к этому обществу было проникнуто все его существо».

(Н. Костомаров)

Итак, мы видим человека уж точно неординарного. И что делает Степан Тимофеевич? А он возглавляет «голутвенных» казаков. Тем, как уже говорилось, хотелось прежде всего пограбить. Но имелись и еще кое-какие проблемы. Речь идет об уже описанном расколе и крепостном праве. Дело-то в том, что Соборное уложение 1649 года распространило крепостное право на Поволжье, где его раньше не было. Несколько позже начались церковные реформы. Так что крепостничество и раскол подталкивали друг друга. Ну представьте, крестьянину не нравится, что его социальное положение ухудшилось. А тут еще оказывается, что вера «неправильная». Вывод? Бежать. На Дон. Благо казаки «никониан» не признавали. Причина была в свободолюбии казаков. В самом деле — а с чего бы это кто-то из Москвы нам указывает, как верить?

А Разин собрался в поход. Дело житейское, ничем не примечательное. Но вышло так, что «голутвенных» казаков стало очень много. Разин первоначально собирался устроить обычный «поход за зипунами». То есть очередной грабительский набег. Но тут имелись проблемы. Обычно казаки грабили турецкое побережье. Но туркам это дело надоело — и они прилично укрепили Азов, расположенный в устье Дона. Путь был закрыт, и приходилось искать новые места.

Степан Тимофеевич отправился на Волгу, на оживленный торговый путь. Для этого надо было дойти на стругах (казацких беспалубных парусно-весельных судах) до места, где Дон и Волга ближе всего подходят друг к другу, то есть в район современного Волго-Донского канала. Там перетащить суда по волоку из одной водной системы в другую — а уж на Волге можно щипать купцов. Первоначально у Разина было только четыре струга, на них шло не больше 200 человек. Но по дороге его войско выросло аж до 2000 бойцов. Откуда они пришли? Да вот из «голутвенных». А дальше началось веселье.

«Ватага Стеньки, состоявшая тогда из двух тысяч человек, имела казацкое устройство: была разделена на сотни и десятки; над сотнею начальствовал сотник, над десятком десятский. Стенька был атаманом; есаулом у него был Ивашка Черноярец. Они стояли на высоком бугре на берегу Волги — где именно, неизвестно. (Выше и ниже Камышина есть несколько мест, которые называются буграми Стеньки Разина.) Стенька напал на весенний караван с хлебом, идущий в Москву. Тут были казенные суда, патриаршие и струги частных лиц. На одном из них везли ссыльных в Астрахань. Начальника стрелецкого отряда изрубили; приказчика, отправленного при судах, повесили с тремя человеками. Ссыльные были освобождены. Стенька сказал простым рабочим и стрельцам:

"Вам всем воля; идите себе, куда хотите; силою не стану принуждать быть у себя; а кто хочет идти со мною, будет вольный казак. Я пришел бить бояр да богатых господ, а с бедными и простыми готов, как брат, всем поделиться". Все рабочие и простые стрельцы пристали к нему. Стенька завладел судами и всем имуществом, какое было на них, и поплыл вниз уже на тридцати стругах; проплыл под стенами Царицына, с которых стреляли по воровским казакам, но не сделали им никакого вреда: это было приписано ведовству Стеньки"».

(Н. Костомаров)

Итак, что мы видим? Что никто с Разиным сражаться не хочет. Одни стрельцы ему сдаются без боя, другие сознательно стреляют мимо. Дальше пошло еще интереснее.

«Под Черным Яром три астраханских струга со стрельцами пристало к ватаге Разина. Отсюда Стенька направился к северным берегам Каспийского моря, достиг устья Яика, оставил свою ватагу, не доходя Яицкого городка, а сам с тремя товарищами подошел к городу и попросился пустить их "Богу помолиться". Яицкий стрелецкий голова пустил их, а гости затем, пользуясь оплошностью этого головы, отворили ворота всей своей ватаге. Стрелецкому голове, начальным людям и многим стрельцам отрубили головы, а остальным стрельцам и простым людям сказал Степан:

"Даю всем волю и вас не насилую; хотите — за мною идите в казаки, не хотите — ступайте себе в Астрахань"».

(Н. Костомаров)

Правда, тех, кто ушел, разинцы догнали и убили. А дальше Разин двинул на Персию. И ничего так поразвлекался.

«Казаки Стеньки по всему берегу Каспийского моря от Дербента до Баку сжигали деревни, замучивали жителей, дуванили между собой их имущества. В июле они достигли Гилянского залива. Тут они узнали, что на них готовится персидская военная сила. Стенька пустился на хитрости, вступил в переговоры с персиянами и объявил, будто бежал со своими людьми от московского государя и желает с казаками поступить в подданство персидского шаха. Хитрость удалась: казакам дозволили, взявши от персиян заложников, послать трех своих удальцов в Испагань предлагать подданство шаху; но сами казаки вслед за тем отправились к Фарабату, взяли этот город, разграбили, сожгли до основания, разорили увеселительные шаховы дворцы, выстроенные на берегу моря, перебили много жителей, набрали множество пленных. Стенька на полуострове против Фарабата заложил деревянный городок, остался зимовать. Он объявил персиянам, чтобы они приводили к нему христианских невольников для обмена. Отсюда казаки делали по временам набеги на соседние острова».

(Н. Костомаров)

И до некоторого времени все эти разинские развлечения оставались без ответа. Но потом персидская власть сообразила, что происходит что-то не то. Благо и российские власти от Разина открестились. Они заявили персам: он разбойник, к нам никакого отношения не имеет, как увидите его, так и бейте.

Бить, правда, не очень получалось. Казаки обосновались на Свином острове в Каспийском море, откуда ходили в набеги. В июле 1668 года к ним нагрянул персидский флот в составе семидесяти судов. Главным на флоте был военачальник по имени Менедыхан, который от большого ума прихватил с собой на войну дочь (ту самую «персидскую княжну»). Разин разнес этот флот в клочья. Что свидетельствует о том, что флотоводцем он был неслабым. У персов ведь тоже не дилетанты на флоте служили. Дочь персидского адмирала Разин прихватил себе.

Но пока что эти все дела не являлись чем-то особенным. К примеру, Ермак Тимофеевич тоже развлекался на Волге пиратством. Но потом подался служить к купцам Строгановым и вошел в историю как покоритель Сибири. Так что и у Разина был шанс.

«Астраханский воевода Прозоровский тотчас отправил против казаков на стругах своего товарища, князя Львова, с отрядом вооруженных стрельцов. Утомившись погонею за казаками по морю, Львов отправил к ним посланца сообщить, что они могут спокойно идти на Дон, если согласятся возвратить захваченные на Волге пушки и струги, отпустят забранных ими служилых людей, а с ними купеческого сына Сехамбета и других пленников».

(Н. Костомаров)

Итак, государство Разину прощало его веселые действия. Для вида он вступил в переговоры и обещал выполнить требования воеводы.

Но Степан Тимофеевич явно хитрил. Он вроде бы договорился с астраханским градоначальником. Однако и пушки, и пленных он сдал далеко не всех.

«Воеводы поспорили со Стенькой, домогались отдачи всех пушек и пленных, удержанных казаками, но Стенька поднес воеводам поминки из дорогих персидских тканей, и они не перечили ему больше».

(Н. Костомаров)

«Поминки» — это так деликатно взятку называли. То есть Разин отстегнул представителям местной элиты, чтобы они от него отвязались. Те и отвязались. Ничто не ново на этом свете.

А дальше начались и куда более интересные дела. Разин гулял. И гулял он своеобразно.

«Казаки провели под Астраханью десять дней и каждый день ходили по городу, щеголяя перед пестрым астраханским населением шелковыми и бархатными одеждами, жемчугом и драгоценными камнями. Они величали своего атамана "батюшкой" и не только снимали перед ним шапки, но кланялись ему в землю. Расхаживая между народом, Стенька со всеми говорил ласково и приветливо, щедро сыпал золото и серебро, помогал нуждающимся и тем заранее приобрел себе расположение астраханской черни. На берегу Волги между казаками и астраханцами завязалась торговля, очень выгодная для астраханцев».

(Н. Костомаров)

Кто не понял, поясняю. Разин проводил PR-кампанию. Суть ее была в том, что он хороший человек, и уж куда лучше, чем официальная власть.

Примечания

1. В Санкт-Петербурге имя Степана Разина носит пивзавод.