Вернуться к В.И. Буганов. Крестьянские войны в России XVII—XVIII вв.

Народный предводитель

Если исключить несколько грозовых лет Крестьянской войны, когда деятельность Степана Разина отразилась в большом количестве источников, то окажется, что об остальной жизни 40-летнего в ту пору атамана мы знаем очень немного. Свидетельства о более ранних периодах его жизни — это жалкие крохи в сравнении с документами и описаниями современников 1667—1671 гг. и с тем знаменитым песенным циклом, который начал складываться в годы Крестьянской войны.

Степан Разин родился около 1630 г. — по сообщениям современников-иностранцев, в 1670 г. ему было примерно 40 лет.

Батыр-ага, один из приближенных крымского хана, летом 1670 г. в разговоре с русскими послами назвал С. Разина «тумой», т. е. сыном русского и турчанки1. Отец Степана — Тимофей Разин, возможно, бежал в свое время из воронежских мест. Его брат Никита Черток, дядя Степана Разина «по отце», был «родом воронежец, а мать и жена ево на Воронеже, а на Дону жил он з год в бурлаках...», на Дон его послали из Воронежа «с хлебными запасы» еще «во 177-м году» (в 1668—1669 г.)2, в разгар Каспийского похода, во главе которого стоял его племянник. Неизвестно только, к какому слою принадлежали эти воронежцы — к посадским людям или крестьянам. Разинцы поддерживали тесные связи с воронежцами, которые снабжали их всякими запасами при подготовке похода на Каспийское море. А сам Никита Черток впоследствии возглавил большой отряд повстанцев.

Тимофей Разин умер в 1649 или 1650 г., когда его сыну Степану исполнилось 19—20 лет. Он не успел, как собирался, сходить вместе с «Стенькою помолитися в Соловецком монастыре преподобным отцем Изосиму и Саватее, соловецким чюдотворцем», обращение к которым, как считали в те времена, помогало в исцелении ран. Возможно, Тимофей Разин не раз участвовал в смелых походах, отличился в сражениях, побывал в дальних землях, откуда вывез добычу, в том числе и красивую турчанку, которая стала матерью знаменитого впоследствии донского атамана. О ней ничего неизвестно, вряд ли она прожила в плену долгую жизнь. Источники упоминают также «названную мать» Степана Матрену Говоруху; ее в ноябре 1670 г. или несколько ранее схватили и казнили (отсекли голову) в Цареве-Борисове3; до этого она долгое время находилась в повстанческом войске Степана Разина. Вместо с ней погибли ее сын Яков и зять Иван Москаль.

Семья Тимофея Разина принадлежала к домовитому, зажиточному казачеству, пользовалась известностью; его сын Степан был крестником самого Корнилы Яковлева — одного из вождей домовитых, будущего атамана Войска Донского.

Мы ничего не знаем о Степане Разине до начала 50-х годов. Первое документальное известие сообщает, что 5 ноября 1652 г. Степан Разин, молодой человек 20-ти с лишним лет, «в кругу» в Черкасске (казачьей столице) просил отпустить его в Соловецкий монастырь, чтобы выполнить обет, данный его покойным отцом и им самим, «помолитися» соловецким чудотворцам. То же повторилось в 1661 г., хотя на этот раз он, возможно, и не добрался до Соловков. Во время этих путешествий Разин, несомненно, побывал в Москве. Посетил он столицу и по другому случаю — в 1658 г. ездил в составе станицы во главе с донским атаманом Наумом Васильевым, причем заболел в Валуйках и отстал. После того как «тот казак от болезни своей обмогся», валуйский воевода И. Языков отпустил его в Москву. Эти поездки, несомненно, обогатили Степана Разина новыми впечатлениями: недаром он впоследствии много раз вспоминал московских бояр — народных лиходеев.

Включение его в состав донской станицы в Москву нельзя не связать с тем, что он принадлежал к верхушке казачества. Этим же можно объяснить и другие важные поручения, которые ему давались. В 1661 г. его вместе с несколькими донцами и запорожцами и Иваном Исаковым из Москвы отправили для переговоров с калмыцкими тайшами о мире и совместных действиях против крымцев и ногайцев. Он побывал на этот раз в Астрахани. А через два года, весной 1663 г., Степан возглавил отряд донских казаков и вместе с запорожцами и калмыками ходил под Перекоп против крымских татар. Здесь они захватили много пленных (ясырь) и скота, а на обратном пути у Молочных Вод разгромили крымский отряд.

Эти сообщения, довольно краткие и отрывочные, дают все же понять, что Разин к 30 годам начал приобретать определенное влияние на Дону. У него появляются задатки смелого военного предводителя, а включение его в состав посольств свидетельствует об умении обходиться с людьми, вести переговоры. Он, возможно, знал несколько языков (например, калмыцкий, татарский, польский), хотя утверждение Кемпфера, секретаря шведского посольства в Персии, о том, что он говорил на восьми языках, едва ли соответствует действительности. Опыт, который он приобрел, пригодился ему через несколько лет, когда он встал во главе повстанцев.

Как видим, ко времени Крестьянской войны Степан Разин выступает человеком бывалым и опытным, смелым и решительным. Наблюдения во время путешествий по России дали богатую пищу его пытливому и беспокойному уму — тяжелая жизнь простых людей, стонавших от ига бояр и дворян и произвола воевод и приказных, раскрылась ему во всей неприглядности и безысходности. Рассказы беглых, массами оседавших на Дону и его притокам, положение донской голытьбы, неустроенной и голодной, эксплуатируемой «значными» казаками, тоже заставляли задумываться. Ко всему этому добавились и личные переживания — в 1665 г. по распоряжению князя Ю.А. Долгорукого, командовавшего русскими войсками в войне против поляков, казнили Ивана Разина, брата Степана. Иван Разин возглавлял полк донских казаков, который осенью того же года просил разрешения вернуться на Дон, но, не получив его, самовольно покинул войско Долгорукого и отправился домой. Современники-иностранцы, сообщающие об этом факте, говорят, что на смерть брата Степан Разин указал как на причину своего выступления в годы Крестьянской войны во время допросов в Москве (он-де хотел отомстить за брата)4. Это известно вполне вероятно, хотя оно и не подтверждается документальными данными; сыскное же дело С. Разина, вероятнее всего, не сохранилось.

В следующем 1666 г. 700 донских казаков, выступивших из верховых городков к Москве, возглавил атаман Василий Ус, ставший несколько лет спустя сподвижником Степана Разина. Последний, несомненно, хорошо знал о походе и его целях, т. к. по возвращении на Дон Василия Уса допрашивали на войсковом кругу в Черкасске, а в числе «станичных молотцов», отправленных в Москву с извинениями, числился и Фрол Разин — брат Степана, впоследствии активнейший участник восстания, один из его предводителей.

К началу Крестьянской войны Степан Разин имел семью — жену, которую он «подсылкою увез из войска» (из Черкасска) в Кагальник в 1669 г. по возвращении с Каспия. В источниках упоминается также его пасынок Афанасий.

Влияние личности Разина наложило отпечаток на большинство событий Крестьянской войны, начиная с похода донской голытьбы и беглых крестьян на Волгу, Яик к Каспий и кончая действиями бесчисленных отрядов повстанцев в Поволжье и других районах страны, хотя они нередко не были прямо связаны с руководителями восстания. В его действиях, как военного руководителя, немало импульсивности, порывистости, мощной и своенравной, силы и энергии, бьющей через край.

Его богато одаренной натуре были свойственны не только умение владеть саблей, удаль и отвага, взращенные в воинственной и вольнолюбивой среде, но и несомненные способности в организации и проведении походов и сражений, сметливость и хитрость, так необходимые в военном деле, целеустремленность в разработке и осуществлении планов, умение направлять действия больших масс людей. Он был настоящим народным предводителем, который поразил воображение современников и потомков титанической силой характера, широтой и удалью натуры, своеобразной и противоречивой. Таков был и народ, который выдвинул из своих рядов этого могучего человека былинного склада.

Примечания

1. Крестьянская война..., т. III. М., 1962, стр. 54.

2. Там же, т. III, стр. 13, 39.

3. Крестьянская война..., т. II, ч. 2, 1939, стр. 87.

4. Записки иностранцев о восстании Степана Разина. Под ред. А.Г. Манькова. Л., 1968, стр. 107; Я.Я. Стрейс. Три путешествия. М., 1935, стр. 198.