Вернуться к А.С. Дегожская. Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в школьном изучении

Урок 4. Падение Белогорской крепости

Как же справляются учащиеся с заданием, предложенным им? Некоторые из них заинтересованно и поэтично отвечают на первый вопрос. Вот один из ответов:

«Трагические дни в крепости начались для всех внезапно. Гринев сидел у окна в своем домике и мечтательно смотрел на небо, по которому шли облака, он, наверное, думал о Маше, в которую был влюблен. Вдруг его вызывают к коменданту. Там собрались уже все офицеры. Иван Кузмич прочитал им секретный приказ генерала Р.: приготовиться к нападению на крепость «злодейской шайки», расставить караулы, да ночные дозоры. Несмотря на то, что приказ был секретным, о нем все узнали, и, конечно, в первую очередь Василиса Егоровна.

В крепости началось волнение, там было много ненадежных людей, особенно казаков. Вдруг сбежал урядник Максимыч, видимо, он был связан с пугачевцами, а ему доверяли. Затем был схвачен башкирец с возмутительными листами; в этих листах Пугачев призывал присоединиться к нему. Это произвело на всех очень сильное впечатление. Башкирца хотели пытать. Вдруг прибежала Василиса Егоровна и, задыхаясь от волнения, рассказала, что взята Нижнеозерная крепость, которая находится в двадцати пяти верстах от Белогорской. В Белогорской крепости началось смятение. Так быстро развивались события, которые привели крепость к трагическому концу».

В ответе на второй вопрос учащиеся оценивают «секретный приказ» как формальный. «В этом приказе важно то, что сообщается о больших силах восставших, о том, что у них есть предводитель». «Надлежащие меры» коменданту принять невозможно; об этом надо было думать раньше, надо было дать крепости орудия и укрепить ее. Этого не понимал или не хотел понять генерал Р., который сидел в Оренбурге. Генерал Р. был нераспорядительный: даже когда Белогорская крепость была взята Пугачевым, он и тогда был спокоен, а Пугачев уже угрожал Оренбургу. Генерал Р. чуть Оренбург не сдал, что уж говорить о Белогорской крепости».

В центре беседы — ответ на третий вопрос, который дополняется наблюдениями учеников.

«Если известие о Пугачеве прислали из Оренбурга и велели Белогорской крепости приготовиться к нападению, значит, действительно у Пугачева сила большая. В письме генерала Р. говорится, что Пугачев называет себя Петром III, а это может многих привлечь. В письме говорится и о том, что он произвел возмущение в яицких селениях и уже взял и разорил несколько крепостей. Это значит, что у Пугачева есть войско, хотя генерал называет его «злодейской шайкой». В Белогорской крепости, видно, узнали о Пугачеве. Больше всех постарался урядник, которого комендант послал как разведчика. Он рассказал об огромной «невиданной силе», которая идет на крепость.

Учащиеся обычно обращают внимание на перевес военной силы, надвигающейся на крепость, но не придают значения психологической стороне событий — популярности Пугачева среди казаков, их отношению к происходящим событиям. Читаем: «В крепости между казаками заметно стало необыкновенное волнение; во всех улицах они толпились в кучки, тихо разговаривали между собою и расходились, увидя драгуна или гарнизонного солдата». Учащиеся добавляют, что казаки уже открыто высказывались против Юлая, назначенного на место урядника, которого они считали изменником, в глаза ругали Ивана Игнатьевича, называли «гарнизонной крысой», наконец, помогли бежать Максимычу.

Какой же вывод из всего этого можно сделать? В крепости образовалось два лагеря. Казаки, несомненно, примкнут к повстанцам, они уже связаны с ними, а гарнизон, как мы знаем, не силен. Конфликт между этими лагерями внутри крепости углубляется. Мы словно слышим отдаленные раскаты восстания, они приближаются, они отражаются в сознании людей.

Вопрос, как капитан Миронов вел себя в этот трудный момент, какие новые черты капитана Миронова проявились в новых обстоятельствах, помог выяснить, что «сейчас капитан Миронов проявил твердость, не позволил Василисе Егоровне быть на совещании, потому что там обсуждался секретный приказ, и спровадил ее к попадье, а Палашку запер в чулан».

Учащиеся говорят об этом серьезно, не замечая комической стороны. Только кое-кто улыбается при упоминании о Палашке, которая сидела в темном чулане во время совещания. Но когда был прямо поставлен вопрос, где мы видим юмор Гринева, вспоминающего давно прошедшие события, выяснилось, что ребята обратили внимание и на другие юмористические моменты: «Она (Василиса Егоровна. — А.Д.) догадалась, что была обманута мужем, и приступила к нему с допросом. Но Иван Кузмич приготовился к нападению». Зато к вопросу Василисы Егоровны: «За что бедная девка просидела в чулане, пока мы не воротились?» комендант не приготовился и «пробормотал что-то очень нескладное».

Теперь встает вопрос: когда же капитан Миронов перестает быть смешным? Этот вопрос заставляет учащихся внимательно вдуматься в слова капитана после прочтения приказа: «Принять надлежащие меры!.. Слышь ты, легко сказать. Злодей-то, видно, силен, а у нас всего сто тридцать человек, не считая казаков, на которых плоха надежда, не в укор буди тебе сказано, Максимыч».

Ребята чувствуют в этих словах горечь, упрек, сознание безнадежности положения. Следующие за этим распоряжения Ивана Кузмича: «Однако, делать нечего, господа офицеры! Будьте исправны, учредите караулы да ночные дозоры...» — говорят о его дисциплинированности, чувстве ответственности, многолетней привычке военного человека безоговорочно выполнять приказы.

Делаем вывод: Иван Кузмич, побаивающийся своей энергичной супруги и теряющийся перед ней, далек от растерянности сейчас, когда действительно можно пасть духом перед надвигающейся опасностью.

Ответ на пятый вопрос тесно связан с предыдущим ответом. Некоторые учащиеся объясняют жестокость и готовность коменданта применить пытку тем, что он, как всякий царский офицер, жесток. Другие говорят, что объяснение есть и в повести: «Пытка была укоренена в обычаях судопроизводства»; «пытка была обычной — это тогда никого не удивляло». Цитируют: «Приказание коменданта никого из нас не удивило и не встревожило».

Тогда ставится дополнительный вопрос: что хотел сказать Пушкин эпизодом с изувеченным башкирцем? Учащиеся отвечают: «Пушкин хотел подчеркнуть, что расправы с восставшими были неимоверно жестокими. Иван Кузмич в башкирце сразу узнал «по страшным приметам одного из бунтовщиков, наказанных в 1741 году». «У него не было ни носа, ни ушей». Обращаем внимание на то, как беспощадно отдает распоряжение пытать башкирца Иван Кузмич, как покорно выполняют его страшные приказания два инвалида и Юлай. Ведь пытка была прекращена только потому, что у башкирца был отрезан язык, он не мог говорить и был, следовательно не нужен Ивану Кузмину.

Нельзя не обратить внимания на существенную деталь во внешности изуродованного, изувеченного башкирца. Учащиеся, перечитывая его краткую портретную характеристику, отмечают выражение его глаз: «узенькие глаза его сверкали еще огнем». Зачем Пушкин заставляет читателя заглянуть в глаза попавшего в капкан коменданта человека? Мы видим в них огонь ненависти, огонь борьбы, что-то непобежденное, несмирившееся. Ведь башкирец «был схвачен с возмутительными листами», т. е. с воззваниями, которые распространял Пугачев, когда подходил к крепостям. Этот человек, которому «казалось лет за семьдесят», отважно пошел на опасное дело. Поимка его усилила беспокойство коменданта, он даже вновь собрал офицеров — настолько страшны были эти воззвания, воззвания «крестьянского царя», вера в которого, как мы знаем, была широко распространена в народе. Семиклассники вспоминают: «Пушкин еще раз сталкивает читателя с башкирцем. После приступа мы видим его на перекладине виселицы с веревкой в руках; на этой виселице был повешен несдавшийся комендант Белогорской крепости».

Теперь делаем важный вывод: в небольших эпизодах, участниками которых являлись люди двух враждебных лагерей, отразился конфликт, исключавший примирение.

Можем ли мы сказать, что оба эти человека — и башкирец, и капитан Миронов — по натуре кровожадны? Конечно, нет. Но для башкирца капитан Миронов — символ ненавистного ему государства угнетателей, а для Ивана Кузмича башкирец — один из «злодеев», «старый волк», «бунтовщик», подрывающий основы того государства, которому он присягал и служил всю жизнь. Отсюда и жестокость с обеих сторон. О причинах бунта Иван Кузмин не задумывается — порядок, который он охраняет, кажется ему бесспорным.

Нас не может не заинтересовать и то, как смотрит на все происходящее рассказчик, Петр Андреевич Гринев. Для Гринева Пугачев — разбойник, и его войско — «шайка». Мы уже приводили слова Гринева о том, что приказание коменданта подвергнуть пытке башкирца «никого из нас не удивило и не встревожило». Однако Гринев на всю жизнь запомнил лицо башкирца, он называет его «несчастным», описывает его душевное смятение. «Он оглядывался во все стороны, как зверек, затравленный детьми», — говорит Петр Андреевич, вспоминая эту страшную сцену, он вновь как бы слышит, как «застонал слабым, умоляющим голосом» башкирец, увидев Юлая с занесенной над ним плетью.

Спустя многие годы Гринев, уже пожилой человек, с ужасом вспоминает пытки екатерининского времени, противопоставляя ему другие времена, времена «кроткого царствования императора Александра». Прав ли он, утверждая, что в это «кроткое царствование просвещение и правила человеколюбия действительно сделали успехи»?

Учащимся необходимо дать некоторые исторические сведения, чтобы убедить их в неправоте Гринева, утверждающего, что в «кроткое царствование Александра просвещение и человеколюбие сделали успехи». Прежде всего о пытке. Страшный и позорный обычай пытки, т. е. истязание обвиняемого с целью добиться от него признания в вине, существовал очень давно. Екатерина II не однажды давала негласные распоряжения не применять пытки, но тем не менее пытка в ее царствование процветала. Внук Екатерины Александр указом от 27 сентября 1801 года запретил пытку. Однако страшные пытки продолжали применяться и в судах, и в усадьбах крепостников. Чиновники и помещики не несли за это никакого наказания.

И в армии телесные наказания были постоянным явлением. Так, командир гвардейского Семеновского полка Шварц постоянно подвергал наказанию десятки солдат, назначая им тысячи ударов шпицрутенами. Это явилось одной из причин восстания полка в 1820 году. Издевательства Шварца над солдатами вызвали их яростное возмущение. Солдат поддержали многие офицеры, среди которых были члены первых декабристских организаций. Началось восстание, в котором семеновцы проявили мужество и непреклонность. Восстание было подавлено, но слух о нем пронесся по всей России и отозвался во многих сердцах.

Пушкин явно расходится со своим героем в оценке царствования Александра. В десятой главе «Евгения Онегина», которая была сожжена поэтом и от которой остались только отрывки, он пишет:

Властитель слабый и лукавый,
Плешивый щеголь, враг труда,
Нечаянно пригретый славой
Над нами царствовал тогда.

Заканчивая беседу по главе VI «Пугачевщина»1, обращаемся к классу с вопросом: почему Пушкин избрал для этой главы в качестве эпиграфа слова из народной песни:

Вы, молодые ребята, послушайте,
Что мы старые старики будем сказывати.

Вопрос этот нужно поставить для того, чтобы напомнить учащимся, как относился Пушкин к прошлому народа, к истории. Знание истории, с точки зрения Пушкина, помогает понять современность, настоящее.

Пушкин создает повесть в 30-е годы XIX века, в сложное и тревожное время, время крестьянских и холерных бунтов, которые были отзвуком грандиозного Пугачевского восстания 1773—1774 годов. Анализируя прошлое, Пушкин как бы приглашает своих современников, «молодых ребят», прислушаться к этому прошлому не только для того, чтобы понять настоящее, но и, по возможности, подумать о будущем. Ведь глава «Пугачевщина» повествует о том, как люди с ограниченным кругозором, занятые лишь своими личными интересами, неожиданно оказываются перед лицом великих событий, вовлекаются в их водоворот.

В главе «Пугачевщина» Пушкин изображает первый период восстания, период его нарастания и быстрого накапливания сил. Мы видим, как обостряется конфликт между лагерями внутри крепости. То, что происходило в Белогорской крепости — типично. С одной стороны, — несомненное сочувствие Пугачеву казаков, населения крепости, с другой, — непримиримая позиция офицерства с его верностью трону.

Глава VII «Приступ» — логическое продолжение предыдущей главы. Конфликт дошел до высшей точки: Пугачев пошел на приступ крепости. Эта глава имеет свои особенности — ее героем является народ, готовый ринуться в бой. Перед нами два лагеря, открыто стоящие друг против друга. Посмотрим, что же происходит в каждом из лагерей.

Командование крепости сделало все, чтобы как можно достойнее встретить неприятеля. Гарнизон стоял в ружье на крепостном валу. Туда же накануне перетащили пушку.

А как изображается другой лагерь? Он дан глазами рассказчика, впервые в жизни наблюдающего, что происходит в стане необыкновенного противника. Силы пугачевцев быстро растут. Вначале «по степи не в дальнем расстоянии от крепости разъезжали человек двадцать верхами». Гринев видит, что это казаки и башкирцы, «которых легко можно было распознать по их рысьим шапкам и по колчанам». Но вот «показались новые конные толпы: степь усеялась множеством людей, вооруженных копьями и сайдаками». На крепость надвигалась большая сила.

Кто же привлекает каше особое внимание? С одной стороны, — это скромный капитан Миронов, с другой, — «человек на белом коне в красном кафтане с обнаженной саблею в руке» — Пугачев. «По его повелению (Гринев так и пишет «по его повелению». — А.Д.) четыре человека отделились и во весь опор поскакали под самую крепость и бросили за ее частокол окровавленную голову Юлая и письмо с предложением сдаться.

Этот человек смел и стоек. Когда после третьего пушечного выстрела пугачевцы отхлынули в обе стороны и попятились, Пугачев один остался впереди. «Он махал саблею и, казалось, с жаром их уговаривал... Крик и визг, умолкнувшие на минуту, тотчас снова возобновились...»

А разве не мужествен и не смел капитан Миронов? «Близость опасности одушевляла старого воина бодростию необыкновенной», — пишет Гринев. Он обходит войско, подбадривает своих солдат, ласково называя их «детушками», он взывает к их воинской чести: «...докажем всему свету, что мы люди бравые и присяжные». Ни на минуту не теряется опытный воин. Когда, например, мятежники съехались около своего предводителя и вдруг начали слезать с лошадей, комендант предупредил: «Теперь стойте крепко: будет приступ».

Но в чем все-таки слабость мужественного Миронова и в чем сила Пугачева?

Почти все ответы учащихся в какой-то мере верны и показывают, что семиклассники с интересом выясняют причины поражения белогорцев и победы пугачевцев. Из большинства высказываний видно, что перевес восставших они видят не только в большей военной силе, некоторые ученики отмечают и психологические причины, значение популярности Пугачева, его военный талант.

Подводя итоги, делаем вывод, что Пушкин устами Гринева говорит о мощи восставших и слабости отпора им со стороны правительственных войск. Добавляем и то, о чем не говорили ребята: о нераспорядительности и бездарности более высокого начальства, бросившего на произвол судьбы Белогорскую крепость.

Как далее развивает рассказчик мысль о народном признании Пугачева? На этот вопрос предлагается подготовить ответ самостоятельно, проанализировав текст главы VII от слов: «Нас потащили по улицам» до слов: «...подле своего старого начальника» и далее от слов: «...жители начали присягать» до конца главы. (На работу дается пять минут.)

Не все одинаково справляются с заданием, хотя оно, казалось бы, и нетрудно. Но все же важные моменты, говорящие об отношении народа к Пугачеву, отмечаются: «жители выходили из домов с хлебом и солью», «раздавался колокольный звон», «народ повалил на площадь», «отец Герасим, бледный и дрожащий, стоял у крыльца с крестом в руках», началось принятие присяги: жители «подходили один за другим, целуя распятие и потом кланяясь самозванцу», гарнизонные солдаты с отрезанными косами и подстриженные в кружок «подходили к руке Пугачева» и т. д. (Эти же солдаты еще несколько часов тому назад «изъявляли свое усердие Ивану Кузмину».)

Обращаем внимание учеников на то, что народу, стоящему на площади, предстояло пережить еще одно потрясение. На площадь привели офицеров Белогорской крепости во главе с комендантом Мироновым, истекающим кровью.

Разберем эту сцену. Один из ее участников — Пугачев с его грозным вопросом: «Который комендант?» (заметим, что указал Пугачеву на коменданта не кто иной, как урядник Максимыч!), другой — его непримиримый враг, хотя и побежденный сейчас и изнемогающий от раны, но смело бросающий предводителю восстания самые непереносимые для того слова: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!» Последние слова, «слышь ты», — любимая присказка Ивана Кузмича, придают его твердым словам оттенок простоты, обыденности2. Иван Кузмич и в предсмертную минуту такой же, как всегда. Невольно вспоминаешь другую его фразу, произнесенную перед солдатами во время приступа: «Умирать так умирать: дело служивое».

Смело повторяет предсмертные слова своего капитана Иван Игнатьевич, называя Пугачева «дядюшкой». Обращение звучит ласково, но, сопровождаемое словами «вор и самозванец», говорит о непризнании царского достоинства Пугачева, придает всей фразе насмешливый оттенок.

Казнь капитана Миронова и Ивана Игнатьевича не может не потрясти читателя. Эпизод расправы с женой коменданта также вызывает возмущение учащихся. Говоря о жестокости Пугачева, они имеют ввиду именно это место в повести. Не нужно на уроке оправдывать или обвинять Пугачева; надо разобрать ситуацию, в которой развертывались события.

Лаконизм Пушкина в сцене гибели Василисы Егоровны пределен: Гринев передает только факты. Василиса Егоровна, пока развертывались события на площади (казнь офицеров, принятие присяги), оказалась в руках пугачевцев. Ограбленная, не знавшая о том, что произошло, она просит лишь об одном: отвести ее к Ивану Кузмину. Но вот она взглянула на виселицу и увидела своего мужа. До слуха Пугачева, конечно, долетели слова ее горестного плача, обращенные к мертвому Ивану Кузмину: «сгинул от беглого каторжника». Реакция Пугачева на эти слова выразилась в трех словах: «Унять старую ведьму». Слово «унять» было понято молодым казаком в одном смысле — убить.

Подумаем, мог ли Пугачев в данной ситуации, при народе, разгоряченный боем, расправой с офицерами, раздраженный их неподчинением, простить Василисе Егоровне страшные для него слова? Если бы Пушкин так закончил эту сцену, мы бы были вправе упрекнуть писателя в идеализации Пугачева. Но Пушкин был далек от этого. Его Пугачев исторически верен: стихиен и безудержен в жестокости, как стихийно и безудержно само восстание, возглавляемое им. Прибавим, что в повести — это единственный эпизод, говорящий о жестокости Пугачева, который не смог преодолеть свой гнев, и потому было совершено ненужное убийство.

Много людей смотрело на происходящее на площади. Пушкин не говорит о настроениях этих людей, но слова «настала глубокая тишина» позволяют нам домыслить сцену. Все были потрясены, все почувствовали значительность минуты. Неотразимо действовала личность Пугачева: его величие, богатая парадная одежда, в глазах народа поистине царская (красный кафтан, высокая соболья шапка). Его «сверкающие» глаза, говорившие об огромной внутренней силе этого человека, властный голос, решительные жесты, все поддерживало легенду, что он царь. Он внушает одновременно и восторг и страх. В толпе, вероятно, были люди, сочувствующие капитану Миронову, Ивану Игнатьевичу, Василисе Егоровне, но мы не слышим ни голосов сочувствия, ни слез. И когда Пугачев стал уезжать после всего свершившегося, «народ бросился за ним». Эти слова коротко, но предельно ясно говорят о том, на чьей стороне был народ.

А на чьей стороне рассказчик и автор?

Учащиеся быстро устанавливают позицию Гринева. Для него Пугачев — враг, пугачевцы — злодеи, разбойники. Он теснейшими узами связан с Мироновым и Иваном Игнатьевичем, готов погибнуть как и его «великодушные товарищи». А автор?

Теперь семиклассники, уже разбиравшие эпиграфы к другим главам, стали вчитываться в эпиграф к главе VII:

Голова моя, головушка
Голова послуживая!
Послужила моя головушка
Ровно тридцать лет и три года.
Ах, не выслужила головушка
Ни корысти себе, ни радости,
Как ни слова себе доброго
И ни рангу себе высокого;
Только выслужила головушка
Два высокие столбика,
Перекладинку кленовую
Еще петельку шелковую.

Несомненно, народная песня посвящена Ивану Кузмину Миронову. Ребята замечают, что словами народной песни Пушкин выразил свое отношение к коменданту Белогорской крепости. Они улавливают в них печаль и сочувствие горькой доле Ивана Кузмича, скромного, честного человека, «не выслужившего ни корысти себе, ни радости» на царской службе, а принявшего смерть на виселице. Таково личное отношение Пушкина к Миронову, и тем выше мы ценим объективный анализ исторической ситуации, данный художником-историком, его анализ отношения народа к Пугачеву. Ни цензура, ни давление свыше не заставили Пушкина лакировать историю. «Весь черный народ был за Пугачева», — писал он (т. VIII, стр. 357). Эти слова, явившиеся выводом после глубокого изучения эпохи Пугачевского восстания, были полностью воплощены в его исторической повести.

Сообщаем учащимся, что на следующем уроке приступаем к разбору образа Емельяна Пугачева — центрального героя повести. Предлагаем определить, на каких сценах, эпизодах произведения должно быть сосредоточено наше внимание. Ответ: «Встречи рассказчика Гринева с Пугачевым».

Совместно думаем над формулировкой темы. Сразу предложенная семиклассниками нейтральная формулировка «Встречи Гринева с Пугачевым» отвергается, ибо она не передает духа повести: ведь встречи происходят в исключительных обстоятельствах, и это надо отразить в формулировке темы. Так рождается тема нескольких уроков: «Необычайные встречи Гринева с Пугачевым».

Домашнее задание:

Перечитать знакомую с V класса главу II «Вожатый» и ответить на вопрос, что нового в изображении вожатого мы увидели теперь, после того как прочитали всю повесть и частично ее разобрали.

Примечания

1. Пушкин называет главу VI— «Пугачевщина». Она начинается небольшим историческим вступлением, сделанным Гриневым, которое перекликается с заключительными словами «Истории Пугачева»: «...народ живо помнит кровавую пору, которую — так выразительно — назвал он пугачевщиной» (т. VIII, стр. 268).

2. Интересное объяснение этого «слышь ты» давно в уже упомянутой книге М.Г. Качурина и М.А. Шнеерсон «Изучение языка писателей», стр. 120.