Вернуться к А.С. Дегожская. Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в школьном изучении

Урок 6. «Незваный гость» (сообщения учащихся)

Приводим ответы ребят, наиболее полно разобравшихся в тексте:

«Пугачев хотел казаться царем. «Он принял на себя вид важный и таинственный». Он старается говорить важно, но у него проскальзывают такие слова, как «старый хрыч», Гринева он называет «ваше благородие», а потом точно спохватывается».

«Пугачев никогда не слышал, как говорят цари, он понимает, что они должны говорить величественно, по-царски. У него в речи такие слова: «Я помиловал тебя за добродетель», «Я тебя пожалую», «Обещаешь ли служить мне с усердием?». Но все-таки он говорит как простой человек: «Я, чаю, небо с овчинку показалось», «А покачался бы на перекладине, если бы не твой слуга», «Я сразу узнал старого хрыча». Но Пугачеву не удалось убедить Гринева, что он царь. Гриневу стало смешно».

Один из ответов на второй вопрос:

«Пугачев понял, что Гринева нечего убеждать в том, что он царь. Все равно он не поверит. Пугачев мог бы его казнить, но Пугачев понимает, что офицеру трудно поверить, что он царь. Видно, что Пугачев — человек умный и не злой. Зачем проливать кровь? Казнить проще всего. Он хочет сказать Гриневу, что не все ли равно, царь он или не царь, пусть думает, что хочет, лишь бы шел к нему служить. Пугачев проявил к Гриневу доброту и великодушие. Он платит добром за добро. Пушкин представляет Пугачева «широким человеком», не жестоким. Он умеет миловать. Он сын народа и признает народную мудрость: «Казнить так казнить, миловать так миловать».

Учащиеся проникают в смысл второй и третьей реплик Пугачева, но не могут понять, почему он говорит пословицами. Надо разъяснить, что именно сейчас, сбросив с себя личину царя перед Гриневым, он по-настоящему становится человеком из народа. Автор заставляет его говорить народным языком, как бы опираться на опыт народа, заключенный в пословицах: «Разве нет удачи удалому?», «Кто ни поп, тот батька». Учащиеся начинают понимать смысл пословиц в речи Пугачева. Народные пословицы утверждают его уверенность в себе, в своей удали, удачливости, в своих возможностях стать «батькой», т. е. возглавить восстание.

Наиболее удачные ответы учеников второй группы:

«Утром Пугачев брал приступом крепость. Комендант Миронов не хотел сдаваться. Пугачев сказал ему: «Как ты смел противиться мне, своему государю», и комендант ему смело ответил: «Ты вор и самозванец, слышь ты!» Пугачев его повесил. Иван Игнатьевич поступил так же, как капитан. Гринев так же бы ответил, но не успел: неожиданно его спас Савельич. Гринев — тоже смелый человек, он в лицо Пугачеву говорит, что не верит в его царское происхождение, но он говорит мягко, он не хочет раздражать Пугачева».

«Сейчас совсем другое положение. Пугачев мирно настроен. Гринев чувствует, что Пугачев к нему хорошо относится, и он просто ему отвечает, точно старому знакомому. Но Гринев остается верным присяге, хотя Пугачев его два раза просит переходить к нему. Он ведет себя мужественно, не хуже, чем Иван Кузмич. Он говорит, что уже не может так отвечать, как это было бы в пылу негодования и под угрозой виселицы».

Оценивая ответы, обращаем внимание на то, что ученики привели самые важные примеры из речи Пугачева, свидетельствующие, что он хочет говорить по-царски. Удачно выражение ученика: «У него проскальзывают слова простого человека». Однако в ответе не подчеркнуто, что именно «царскими словами» Пугачев и хочет убедить Гринева в своем высоком происхождении, в этом весь их смысл. Верно заключение: «Пугачев понял, что убеждать Гринева в том, что он император — бессмысленно», и отсюда — правильный вывод об уме Пугачева, о гибкости его ума. Обосновано наблюдение, что «Пугачев не злой». Как был показан ход мысли Пугачева: «Зачем проливать кровь? Казнить проще всего». Вывод верен: «Пугачев проявил к Гриневу доброту и великодушие. Он платит добром за добро». На этом этапе их знакомства так и было. Дальше мы увидим, как будут развиваться их отношения.

Продуманы оба сообщения о Гриневе и его поведении во время разговора с Пугачевым. Замечена разница в стиле ответов Пугачеву Ивана Кузмича и Гринева.

Слабое место в ответах: мало внимания к языку героев. Можно было бы сделать больше наблюдений о Гриневе, разбирая его язык. Замечание о том, что Гринев говорит «мягко», — верное, но лучше, точнее, было бы оценить его ответ Пугачеву как спокойный и рассудительный: «Рассуди, могу ли я признать в тебе государя. Ты человек смышленый» или: «Как я могу тебе в этом обещаться?... Сам знаешь, не моя воля: велят идти против тебя — пойду, делать нечего. Ты сам теперь начальник: сам требуешь повиновения у других».

Гринев логическими рассуждениями, не теряя присутствия духа, убеждает Пугачева понять его. И чем дальше движется разговор, тем спокойнее говорит Гринев.

Заканчиваем беседу чтением отрывка из главы VIII от слов: «Поставил Пугачева и вышел на улицу. Ночь была тихая и морозная...» и до конца абзаца.

Помогает ли нам этот небольшой и по-пушкински скупой пейзаж понять настроение Гринева, помогает ли представить его душевное состояние?

Прокомментируем его. В словах «тихая и морозная» мы ощущаем прохладу и спокойствие зимней ночи, мы представляем себе, как глубоко вдохнул морозный воздух Гринев, испытавший глубочайшее потрясение. Пейзаж закрепляет в воображении читателя трагические события истекшего дня: «Месяц и звезды ярко освещали площадь и виселицу». Можно догадаться, какие мысли и чувства овладели Гриневым, когда он вновь увидел страшное сооружение на площади — виселицу. Но взор его перешел дальше: «Я взглянул на дом священника. Ставни и ворота были закрыты. Казалось, все в нем было тихо». В этих словах тоже целый мир его тревог и переживаний: в доме священника — Маша, судьба которой страшит Гринева.

Это комментарий учителя, но возможен и другой поворот в работе — разбор идет путем беседы.

Домашнее задание:

Подготовить рассказ о том, как складывалась судьба Гринева в период от встречи с Пугачевым в Белогорской крепости, в день, когда она была занята повстанцами, до встречи в Бердской слободе.

Цель домашнего задания: проверить знание текста и понимание учащимися логики развития событий в жизни Гринева в данный период.