Вернуться к А.С. Дегожская. Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в школьном изучении

Урок 8. Последний день Гринева в Белогорской крепости. Последний разговор с Пугачевым

Урок начинается небольшим вступительным словом учителя, цель которого, с одной стороны, связать предыдущий урок с настоящим, а с другой — активизировать воображение учащихся, помочь им представить душевное состояние Гринева, который вновь оказался в местах, где все напоминало прошлое, а настоящее мучительно тревожило своей неизвестностью.

Итак, кибитка, в которой сидели погруженные в свои размышления Пугачев и Гринев, «летела по гладкому зимнему пути» в Белогорскую крепость. Вот наконец и знакомое крыльцо комендантского дома, вот и комната, с которой у Гринева связано столько воспоминаний. Отчего же заныло его сердце? С первого взгляда — в ней все по-старому, комната осталась той же: «на стене висел еще диплом покойного коменданта», стоял диван, «на котором, бывало, дремал Иван Кузмич, усыпленный ворчанием своей супруги». Но в жизни обитателей Белогорской крепости многое изменилось. За церковью — могилы Ивана Кузмича и Василисы Егоровны. Швабрин — комендант крепости; значит, в его руках судьба Маши. Теперь он подобострастно встречает Пугачева, подносит ему водку, что не может не вызвать отвращения Гринева.

Переходим к проверке домашнего задания. Отвечая на первый вопрос домашнего задания, учащиеся находят, что моментов, которые заставляют читателя волноваться, — три. Первый, когда предводитель восстания спрашивает Швабрина о том, какую девушку он держит под караулом, просит показать ее, а Швабрин отвечает, что она больна и лежит в светлице. Читатель беспокоится: «Может быть, Швабрин замучил Машу».

Второй, когда Пугачев предлагает Гриневу сыграть свадьбу: ведь теперь Швабрин, взбешенный ревностью, выдаст Машу, скажет Пугачеву, что она дочь капитана Миронова. Так и произошло.

И, наконец, третий напряженный момент, когда читатель еще не знает, как отнесется к обману Гринева Пугачев.

«Но Гринев умел разговаривать с Пугачевым, — замечают ученики, — он убедил его, что иначе поступить не мог, потому что нельзя было при старшинах сказать, что его невеста — дочь капитана Миронова». — «А почему он дорогой не сказал Пугачеву, что его невеста — капитанская дочка?» — «Дорогой у них был другой разговор».

Ответ на второй вопрос тесно связан с ответом на первый. Учащиеся говорят, что в главе «Сирота» явно видны сила и доброта Пугачева, который защищает слабых: «Он ласково разговаривает с Машей Мироновой». Учащиеся находят, что Пугачев в этой главе доволен тем, что «сделал доброе дело», подчеркивают его неизменную любовь к Гриневу. По существу, они говорят о душевной щедрости Пугачева, о том, что он действительно «жалует так жалует».

Но учащиеся, как правило, не обращают внимания на вторую половину вопроса: какие детали в этой главе помогают нам представить облик Пугачева, его личность?

Учитель напоминает, что Пушкин краток в портретных характеристиках, сдержан в описаниях, но в нашем представлении создается и внешний, и внутренний облик Пугачева. И не только об одной доброте Пугачева говорит Пушкин.

Учащиеся с помощью учителя начинают всматриваться в то, как вылеплен образ. Прежде всего, в Пугачеве чувствуется властность, которая проявляется и в языке, и в движениях: «Это мое дело. А ты, — продолжал он, — не умничай и не ломайся: жена ли она тебе, или не жена, а я веду к ней, кого хочу». Тон Пугачева приказательный («Отворяй!»). Когда Швабрин стал мяться и не давал ключей, Пугачев толкнул дверь ногой. Но никто не заметил «горькой усмешки» на лице Пугачева, сопровождающей слова, обращенные к Швабрину: «Хорош у тебя лазарет!» Тем не менее, когда учитель привлекает внимание к этой детали, многие начинают понимать ее глубокий подтекст: «Горькая усмешка появилась на лице Пугачева потому, что он не верит Швабрину, ему тяжело, что такие, как Швабрин, люди нечестные, идут к нему».

Пушкин постоянно обращает внимание читателя на лицо Пугачева, на котором отражается его настроение. Он «взглянул грозно на Швабрина», но смилостивился потом. Когда Швабрин выдал истинное происхождение Марьи Ивановны и поставил Гринева перед Пугачевым в положение лжеца, Пугачев «устремил» на Гринева «огненные свои глаза» и его лицо «омрачилось». Почему «омрачилось»? Ведь Гринев солгал Пугачеву!

Учащиеся во всех случаях находят подтекст, комментируют художественные детали и приходят к выводу, что на лице Пугачева происходит постоянная смена выражений, настроений; одно-два слова о его лице заставляют почувствовать необыкновенное богатство внутреннего мира этого человека.

Так, в этой главе в поступках, жестах, словах Пугачева мы видим его властным и грозным, милосердным и ласковым, веселым и омраченным — видим человека со сложной душой.

Наша задача — донести до учащихся поэтичность образа Пугачева, его необычность, многогранность, одаренность, которые прозорливо уловил Пушкин и не мог не почувствовать и самый обыкновенный человек — офицер Гринев. Его «влекло» к Пугачеву «сильное сочувствие», несмотря на то, что, с точки зрения Гринева, Пугачев был «ужасный человек», «изверг», «злодей».

Читаем в классе сцену прощания Пугачева с Гриневым от слов: «Мы расстались дружески...», кончая словами: «Я долго смотрел в белую степь, по которой неслась его тройка».

Каким же предстает Пугачев в эти последние минуты встречи с Гриневым?

Каким-то «добродушным, веселым» — только это обычно и замечают ребята. Вспомним, однако, — у Пугачева свои дела, он невероятно озабочен и приехал в Белогорскую крепость не только ради Гринева. Он осматривал крепость, распоряжался, сейчас он мчится в свой штаб — в Берду и все-таки... И все-таки он вспомнил Гринева, высунулся из кибитки и закричал: «Прощай, ваше благородие! Авось увидимся когда-нибудь». И в этом часто повторяющемся шутливом обращении Пугачева к Петру Андреевичу в последний раз отразились неизменность, постоянство любви к нему, что-то насмешливо-добродушное и вместе с тем грустное, ласковое, точно Пугачев не хочет и не может забыть ту первую, случайную встречу с молодым офицером.

Третий вопрос домашнего задания для учащихся также вполне доступен. Они в подавляющем большинстве говорят, что поведение Швабрина в этой главе их не удивляет. Они говорят, что он подло вел себя с Машей и раньше: он клеветал на нее Гриневу, издевался над ней, получив от нее отказ. Он написал письмо отцу Петра Гринева и в этом письме очернил своего товарища, молодого Гринева. Чего же от него ждать? Сейчас он почувствовал свою силу и безнаказанно издевается над Машей. Наконец, чтобы отомстить Гриневу, он выдал Пугачеву Машу, зная, что может погубить ее. Его переход на сторону Пугачева вызван не принципиальным решением, а соображениями ближайшей выгоды. Он подобострастно встречает Пугачева, подносит ему водку, валяется у него в ногах, моля о прощении. Швабрин — подлый и низкий человек.

Остается выяснить значение эпиграфа к главе XII «Сирота». Какова связь эпиграфа с содержанием Главы? Эпиграф взят из свадебной народной песни:

Как у нашей у яблоньки
Ни верхушки нет, ни отросточек;
Как у нашей у княгинюшки
Ни отца нету, ни матери.
Снарядить-то ее некому,
Благословить-то ее некому.

Ясно, что эпиграф посвящается Маше Мироновой, сироте, она сравнивается с «яблонькой», у которой «ни верхушки нет, ни отросточек». Она круглая сирота, одна-одинешенька. Но другой, потаенный смысл эпиграфа на первый взгляд ребятам не открывается. Предлагается подумать, нет ли в эпиграфе скрытых мыслей. И тогда семиклассники отвечают, что в этой главе говорится о любви Гринева и Маши. Маша — невеста Гринева. И брак ее «благословляет» не кто иной, как Пугачев. Ведь он предлагает и свадьбу сыграть и посаженным отцом быть на свадьбе. Несмотря на искренность и расположение Пугачева, создается трагическая ситуация, поэтому строки свадебной песни, взятой Пушкиным в эпиграф, звучат вдвойне печально.

Маша узнала в своем спасителе Пугачеве убийцу своих родителей. «Она закрыла лицо руками и упала без чувств». Если бы свадьба состоялась, могла ли она принять Пугачева как посаженного отца? Смирилась бы с обстоятельствами или осталась непреклонной?

Некоторые учащиеся предполагают, что поскольку Маша соглашалась скорее умереть, чем принять предложение Швабрина, то у нее хватило бы духу отказаться от «благословения» Пугачева. Другие возражают и утверждают, что во имя любви к Гриневу она согласилась бы, хотя это для нее было бы невыносимо тяжело.

Следует обратить внимание еще на одно, совсем незаметное в повести обстоятельство. Интересно, почему Пугачев не продолжил разговора о свадьбе? Может быть, ему стала ясна и причина обморока Маши? Ведь он сказал: «Мои пьяницы не пощадили бы бедную девушку. Хорошо сделала кумушка-попадья, что обманула их». Эти слова вновь убеждают нас в чуткости и человечности Пугачева.

В заключение следует сказать, что несмотря на то, что о Пугачеве и об его взаимоотношениях с Гриневым говорилось много (мы проследили, как чувство благодарности к Гриневу за его щедрость — глава «Вожатый» — переросло в привязанность и глубокое доверие к нему), однако нам еще не удалось выяснить причины исключительной симпатии предводителя восстания к молодому офицеру. Учащимся можно предложить самостоятельно решить этот вопрос в домашнем сочинении на тему: «Чем можно объяснить симпатию Пугачева к Гриневу». (На работу над сочинением дается неделя.)