Вернуться к А.Ю. Щербаков. Емельян Пугачев. Изнанка Золотого века

Столица раскольников

Как мы видим, Пугачев соприкоснулся с раскольнической «системой». Именно соприкоснулся. Старообрядцы оказывали ему помощь — так у них было принято. Но... очевидно же, что Пугачев искал место, где можно пристроиться на какое-то достаточно продолжительное время. А вот тут его старообрядцы явно не пускали. Они ненавязчиво направляли его в сторону своей «столицы» — города Ветка.

Это был очень интересный населенный пункт, расположенный на реке Сож, на территории нынешней Могилевской области (республика Беларусь). Он был основан в 1685 году в пустынной болотно-лесистой местности1 московскими стрельцами-старообрядцами, ушедшими из России на территорию Речи Посполитой после провала «хованщины», о которой я уже рассказывал. Следом туда стали подтягиваться и другие сторонники «старой веры». Постепенно город стал своеобразной столицей старообрядчества.

«Ветка — малая ветвь Москвы. Жившие здесь староверы — все те же москвичи. Они стремились во всем подражать Москве и даже главную площадь в Ветке назвали Красной площадью; — старообрядцы, преследуемые царским режимом, спасались на плотах по реке от погони. После долгих дней путешествия раскольники, положившись на божью милость и вознеся свои молитвы, пустили по течению реки ветку дерева. "...К коему берегу прибьется волнами сия ветвь, там и быть нашему поселению, ибо это будет указанием божьего перста", — решили беглецы. После того, как ветку прибило волнами к левому берегу Сожа, раскольники, обнаружив, что место это сильно заболочено, стали рубить свои первые избы на возвышенностях, находившихся в некотором отдалении от русла реки. А у самого берега, на большом дереве, была поставлена икона... Старообрядцы ходили к этому месту молиться, ибо здесь прибило ветку к берегу. В XVII—XVIII вв. Ветка с окрестными слободами, монастырями и скитами являлась центром раскола. В XVII в. территория Ветки входила в состав Речи Посполитой и находилась рядом с русской границей. К началу XVIII в. Ветка стала одним из главных мест сосредоточения поповцев, которых в это время насчитывалось до 4 тысяч. Было основано несколько монастырей и скитов».

(В. Иванов-Смоленский)

Отношение к российской власти в Ветке было не слишком хорошее. Еще бы! В Ветку дважды — в 1735 и 1764 годах — направлялись из России карательные войска для «выгона» староверов в Россию.

К моменту появлению Пугачева ситуация была совсем интересной. Петр III дал старообрядцам свободу, Екатерина сначала продолжала его дело, потом эту свободу отняла. Но желающих вернуться в Россию продолжали пускать. То ли это была такая хитрая политика, то ли, как часто бывает, одна бюрократическая структура не знала, что делает другая... Описываемый 1772 год был временем больших перемен. В этот год случился первый раздел Речи Посполитой — и Ветка оказалась в составе Российской империи. Но это случилось позже появления там Пугачева. Пока что город числился за Польшей. Хотя реально вряд ли в этой глухомани в условиях творящегося в Речи Посполитой бардака там имелась какая-то власть, кроме собственной... Благо раскольники имели большие способности к самоорганизации, им какое-то начальство было и ни к чему, они вполне справлялись своими силами.

Пугачев пришел в Ветку, провел в ней некоторое время, а затем двинул на Добрянский форпост, где располагался «карантинный», а на языке XX века — фильтрационный пункт. Пугачев выдал себя за беглеца из Речи Посполитой, раскольника.

«В Ветке Пугачев оставался не более недели, затем явился на Добрянский форпост и объявил себя польским уроженцем Емельяном Ивановым сыном Пугачевым. Его продержали 6 недель в карантине, а затем выдали паспорт. Здесь Пугачев познакомился с беглым солдатом 1-го гренадерского полка Алексеем Семеновым Логачевым; они признались друг другу и решили вместе идти на Иргиз, в дворцовую2 Малыковскую волость. Не имея средств на дорогу, они обратились к благотворительности добрянского купца Кожевникова, который, узнав, что они идут на Иргиз, поручил им передать поклон отцу Филарету».

(Н. Василенко)

А «благотворительность» ли это была? Игумен Филарет был очень авторитетным человеком в старообрядческих кругах. Складывается впечатление, что Пугачев дальше уже шел по «дороге». Это понятие известно в разные времена и у разных народов. Так называется система явок, при которых людей передают от одного к другому, им предоставляют кров и сообщают заодно местные особенности — куда стоит соваться, а какое место лучше обойти по широкому кругу — и так далее. В Северо-Американских соединенных штатах аболиционисты (радикальные противники рабства) перед американской Гражданской войной таким образом передавали до Канады бежавших с Юга рабов. Ну а в XX веке кто подобные «дороги» только не применял.

Старообрядцы проложили подобные «дороги» по всей территории Российской империи. По ним можно было добраться аж до Алтая, который являлся еще одним крупнейшим центром старообрядчества. Но Пугачев с товарищем шел не на Алтай...

Примечания

1. Сейчас там леса в значительной степени вырублены, но в XVIII веке это была жуткая глухомань.

2. «Дворцовые» земли принадлежали императорской фамилии.